Трудовое воспитание и профессиональная ориентация младших
Школьников
Трудовое воспитание– это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование трудовых действий, производственных отношений, изучение орудий труда и способов их использования, воспитание интереса к производственной деятельности, трудолюбия и уважительного отношения к любому труду. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачитрудового воспитания учащихся:
ü формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
ü развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять свои знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
ü воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержаниетрудового воспитания определяется названными задачами, а также производственными условиями региона, области, возможностями школы, ее материальной базой, педагогическими кадрами, традициями школы и т.д. Содержательную основу трудового воспитания составляют следующие виды труда:
· учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках;
· общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.
Педагогические условияорганизации трудового воспитания:
- сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьников;
- доступность и посильность трудовой деятельности;
- добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.
Профессиональная ориентацияпредставляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Мир профессий очень подвижен: одни профессии уходят в прошлое, другие – появляются. Их число неизменно увеличивается. Поэтому школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Система профориентации включает в себя следующие компоненты:
- профессиональное просвещение имеет целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий;
- профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик, в ее ходе изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, установки в выборе профессии;
- профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями личности; медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии;
- профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют учреждения профессионального образования, предъявляющие определенные требования к поступающим в них, или учреждения, принимающие человека на работу;
- профессиональная адаптация– это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.
Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение учащихся к труду, показывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени основной общеобразовательной школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг их представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства.