Понятие о содержании воспитательного процесса, взаимосвязь его
Компонентов
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания – формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека, которая характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической деятельности.
5. Добровольность. Без доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя заставить «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т.д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы – для чего это нужно, что это дает? Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни:
Гражданин:
- чувство национальной гордости и патриотизма;
- уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну);
- общественная дисциплина и культура общежития;
- бережное отношение к природе;
- уважение прав и свобод других людей;
- правосознание и гражданская ответственность;
- честность, чуткость, милосердие;
- ответственность за свои дела и поступки;
- соблюдение демократических принципов;
- интернационализм, уважение к народам других стран и др.
Работник:
- дисциплинированность и ответственность;
- работоспособность и организованность;
- общие, специальные и экономические знания;
- политические знания;
- творческое отношение к труду;
- настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело;
- профессиональная гордость, уважение к мастерству;
- сознательность, вежливость, аккуратность;
- опыт трудовой деятельности;
- коллективизм, умение трудиться сообща;
- инициативность, самостоятельность;
- готовность плодотворно трудиться на благо страны, общества;
- деловитость, предприимчивость и др.
Семьянин:
- трудолюбие, ответственность;
- тактичность, вежливость, культура общения;
- умение держать себя в обществе;
- опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки;
- здоровье, привычка к активному образу жизни;
- умение организовывать и проводить досуг;
- разносторонняя образованность;
- знание правовых норм, законов;
- знание практической психологии, этики;
- умение воспитывать детей;
- готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности;
- уважение к своим родителям, престарелым людям и др.
Нетрудно заметить, что в выделенных сферах многие качества повторяются. Это свидетельствует об органичной целостности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения этой целостности – комплексный подход к воспитанию.