Краткая история развития организационных форм обучения
Форма организации обученияопределяется количеством одновременно обучаемых учащихся, временем, местом и порядком осуществления обучения, т.е. являетсявнешним выражением согласованной деятельности учителя и учащихся.
Организационные формы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики. Их возникновение связывают с древним миром.
Самой древней формой организации учебной работы с детьми является индивидуальная, которая применялась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому. С появлением письменности, по мере расширения научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Содержание образования было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Учитель редко собирал всех учеников группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.
С появлением в Европе первых университетов (XII-XIII вв.) зародилась лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в чистом ее варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, в последние годы отдельные элементы этой системы стали использоваться в общеобразовательной школе.
Развитие производства повлекло за собой возникновение форм массового обучения детей. Впервые коллективное обучение было применено в XVI в. в братских школах Чехии, Моравии, Белоруссии и Украины. Это был прообраз классно-урочной системы обучения, сущность которой как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста и уровня подготовки распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом. Формирование классно-урочной системы обучения повлекло за собой внедрение в педагогику таких понятий, как «учебный год», «учебный день», «урок», «перемена», «каникулы» и др. Научное обоснование эта система получила в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже в конце XIX в. она стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма в преподавании, низким качеством обучения. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом.
Так, в 1798 г. возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более обучающихся. Суть данной системы обучения в том, что учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а затем старшие ученики (помощники учителя – мониторы), получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. В ходе занятия учитель наблюдал за работой групп, возглавляемых мониторами. Изобретение этой системы обучения было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.
В конце XIX в. появляются формы избирательного обучения, например, маннгеймская, где учащиеся распределялись по классам на слабых, средних и сильных по результатам тестовых испытаний и получали соответствующую их уровню интеллекта подготовку, или батавская, при которой время учителя делилось на две части: урочная (коллективная) работа с классом и индивидуальные занятия для оказания помощи слабоуспевающим ученикам.
В 1905 г. в США возникла система индивидуализированного обучения (далтон-план, автор – учительница Е. Паркхерст). Эту систему называют еще лабораторной или системой мастерских: вместо классов создаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается индивидуально, получая задание от учителя и пользуясь его помощью; коллективная работа занимает один час в день, затем идет индивидуальная работа и отчет по каждой теме перед учителем соответствующего предмета; общего расписания занятий не существует. Широкого распространения далтон-план не получил, т.к. опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться.
В первой четверти ХХ в. там же, в США, создана проектная система обучения (автор У. Килпатрик), в основе которой лежит практическая организация деятельности учащихся; учащиеся должны были наметить для своей работы какой-то проект (дело), и вокруг этого проекта строилась их познавательная деятельность. Тема разработки проекта должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны.
Далтон-план и проектная система обучения послужили основанием для разработки бригадно-лабораторнойорганизационной системы обучения, которая на время вытеснила урок с его довольно жесткой структурой. Такая система обучения в отличие от далтон-плана предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады. Бригадно-лабораторное обучение просуществовало недолго.
В 60-е годы ХХ в. большую известность получил план Трампа, названный так по имени его разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств обучения отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) – 20%, а остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из числа сильных учеников. В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы.