Закономерности педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса отражают его главные, объективные, повторяющиеся связи. Иными словами, закономер­ности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Понятно, что каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие. В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется мно­жество разнообразных связей и зависимостей. Мы рассмотрим толь­ко самые важные, которые в учебно-воспитательном процессе долж­ны учитываться прежде всего.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Ве­личина всех последующих достижений ученика зависит от его дос­тижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. След­ствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более вы­сокие промежуточные результаты. Один в 3-м классе уже умеет хорошо читать, другой в его возрасте имеет проблемы с чтением и пониманием. Кто лучше закончит начальную школу, нетрудно пре­дугадать.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процес­се. Темпы и уровень развития личности зависят от: а) наследствен­ности; б) воспитательной и учебной среды; в) включения в учебно-воспитательную деятельность; г) применяемых средств и способов педагогического влияния.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: а) ин­тенсивности обратных связей между учениками и педагогами; б) ве­личины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. Ес­ли воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты вос­питания будут более очевидными; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, правильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные дейст­вия, то общий результат будет более значительным.

4. Закономерность единства чувственного, логического и прак­тики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспита­тельного процесса зависит от: а) интенсивности и качества чувст­венного восприятия; б) логического осмысления воспринятого; в) практического применения осмысленного. Чтобы обеспечить дей­ствительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений, в учебно-воспитательном процессе необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых ус­пехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.

5. Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­ренней (познавательной) деятельности. Эффективность педаго­гического процесса обусловливается: а) качеством педагогической деятельности и б) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой пред­мет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкивают­ся на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантли­вому ученику может не повезти с воспитателем – при всем жела­нии он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен най­ти своих учеников.

Раздел 3 Обучение младших школьников в целостном педагогическом

Процессе

Тема 3.1Дидактика как особый раздел педагогической науки

Содержание темы:

Предмет, основные категории и проблемы исследования дидактики. Ян Амос Коменский – основоположник научной дидактики. Взаимосвязь дидактики и частных методик.

Краткие теоретические сведения по теме:

Предмет, основные категории и задачи дидактики

Дидактика (от греч. "didaktikos" — поучающий и "didasko" — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как "универсальное искусство учить всех всему", трактовал дидактику и Ян Амос Коменский (1592-1670) . В начале 19 века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, кого и зачем учить.

В современной педагогике нет единого определения понятия "дидактика". Одно из них таково: "Дидактика — особая научная отрасль педагогики, которая изучает теоретические и методические основы процесса обучения", т. е. отвечает на вопросы: каким должен быть этот процесс? как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности?

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда можно получить еще одно определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечивающая информирование, воспитание и развитие учащихся.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс с преподаванием), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у учащихся возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение — целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся по реализации намеченных целей и задач.

Образование — объем систематизированных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и деятельности, которыми овладел обучаемый.

Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и деятельности, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Знание — понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные положения науки и вытекающие из них теоретические обобщения (теоремы, правила, законы и т.д.).

Умение — это овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навык — это автоматизированное умение, доведенное до высокой степени совершенства.

Цель обучения — это то, к чему стремится обучение, это будущее, на которое направлены его усилия.

Организация — это упорядочение учебного процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы.

Форма обучения — это внешняя сторона процесса обучения, оболочка для внутренней сущности, логики и содержания, которая определяется количеством обучаемых, временем, местом и порядком осуществления обучения.

Метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение цели обучения.

Средства обучения — это предметная поддержка учебного процесса, это мастерство педагога в широком смысле, его речь, а также учебники, тетради, наглядный материал, оборудование и т.д.

Результат обучения — это то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченной цели.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

1. Определяет педагогические основы содержания образования.

2. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного воздействия на учащихся.

3. Изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения.

4. Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их эффективного применения.

5. Разрабатывает и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательных учреждениях.

Наши рекомендации