Закономерности педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса отражают его главные, объективные, повторяющиеся связи. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Понятно, что каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие. В столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется множество разнообразных связей и зависимостей. Мы рассмотрим только самые важные, которые в учебно-воспитательном процессе должны учитываться прежде всего.
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих достижений ученика зависит от его достижений на предыдущих этапах. Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу – тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. Один в 3-м классе уже умеет хорошо читать, другой в его возрасте имеет проблемы с чтением и пониманием. Кто лучше закончит начальную школу, нетрудно предугадать.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и уровень развития личности зависят от: а) наследственности; б) воспитательной и учебной среды; в) включения в учебно-воспитательную деятельность; г) применяемых средств и способов педагогического влияния.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: а) интенсивности обратных связей между учениками и педагогами; б) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более очевидными; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, правильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий результат будет более значительным.
4. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: а) интенсивности и качества чувственного восприятия; б) логического осмысления воспринятого; в) практического применения осмысленного. Чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений, в учебно-воспитательном процессе необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.
5. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: а) качеством педагогической деятельности и б) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем – при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.
Раздел 3 Обучение младших школьников в целостном педагогическом
Процессе
Тема 3.1Дидактика как особый раздел педагогической науки
Содержание темы:
Предмет, основные категории и проблемы исследования дидактики. Ян Амос Коменский – основоположник научной дидактики. Взаимосвязь дидактики и частных методик.
Краткие теоретические сведения по теме:
Предмет, основные категории и задачи дидактики
Дидактика (от греч. "didaktikos" — поучающий и "didasko" — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как "универсальное искусство учить всех всему", трактовал дидактику и Ян Амос Коменский (1592-1670) . В начале 19 века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, кого и зачем учить.
В современной педагогике нет единого определения понятия "дидактика". Одно из них таково: "Дидактика — особая научная отрасль педагогики, которая изучает теоретические и методические основы процесса обучения", т. е. отвечает на вопросы: каким должен быть этот процесс? как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности?
Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда можно получить еще одно определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечивающая информирование, воспитание и развитие учащихся.
Учение — процесс (точнее, сопроцесс с преподаванием), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у учащихся возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение — целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся по реализации намеченных целей и задач.
Образование — объем систематизированных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и деятельности, которыми овладел обучаемый.
Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и деятельности, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.
Знание — понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные положения науки и вытекающие из них теоретические обобщения (теоремы, правила, законы и т.д.).
Умение — это овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навык — это автоматизированное умение, доведенное до высокой степени совершенства.
Цель обучения — это то, к чему стремится обучение, это будущее, на которое направлены его усилия.
Организация — это упорядочение учебного процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы.
Форма обучения — это внешняя сторона процесса обучения, оболочка для внутренней сущности, логики и содержания, которая определяется количеством обучаемых, временем, местом и порядком осуществления обучения.
Метод обучения — это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение цели обучения.
Средства обучения — это предметная поддержка учебного процесса, это мастерство педагога в широком смысле, его речь, а также учебники, тетради, наглядный материал, оборудование и т.д.
Результат обучения — это то, к чему приходит обучение, степень реализации намеченной цели.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
1. Определяет педагогические основы содержания образования.
2. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного воздействия на учащихся.
3. Изучает закономерности учебно-познавательной деятельности обучающихся и пути ее активизации в процессе обучения.
4. Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их эффективного применения.
5. Разрабатывает и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательных учреждениях.