И специфика учебно-воспитательной работы с ними

В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изме­нениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людь­ми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отно­шения ребенка с окружающими.

Особенность современных первоклассников — «демокра­тичность» в общении с учителями, непроизвольность поведения, не­умение регулировать свои действия в соответствии с нормами школьной жизни. Это неумение естественно для новичков, но, как отмечают учителя, даже к концу 1-го класса у нынешних детей наблюдаются некоторое противодействие требованиям. «Необходи­мо», «нельзя», «выполни до конца» — воспринимаются и выполня­ются лишь при большой настойчивости взрослых.

Современные первоклассники, по свидетельствам учителей, очень отличаются от своих сверстников, которые садились за пар­ты десять лет назад. Выросшие в условиях обострения социальных противоречий, тотального недетского телевидения, падения нравов, вседозволенности, они аккумулировали в себе все хорошее и пло­хое, что скрывается в этих процессах. Дети, напичканные сверх вся­кой меры непонятной и ненужной информацией, безусловно, стали более развитыми, свободными в выражении своих чувств. Произош­ло существенное расслоение людей. Дети это уже понимают. Шко­ле стало очень трудно удовлетворять их возросшие запросы. Вос­питание должно успевать за этими переменами и вовремя перестраи­ваться.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим воз­растом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет под­вергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского орга­низма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий голов­ного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает ве­са мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 грам­мов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотно­шение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения — младшие школьники в высокой степени возбуди­мы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зритель­ные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преимуще­ственно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправ­ленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «со­зерцательной любознательностью». Младший школьник может пу­тать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти ком­пенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправлен­но слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу пер­вой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляет­ся, становится более анализирующим, дифференцирующим, при­нимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно ус­тойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в про­извольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произ­вольное внимание развивается вместе с другими функциями и пре­жде всего — мотивацией учения, ответственностью за успех учеб­ной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоциональ­но-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы пер­вой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функци­ей интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ре­бенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методи­ки организации познавательной деятельности можно получить со­вершенно разные характеристики мышления детей младшего школь­ного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Активный словарный запас нынешних третьеклассников насчитывает пример­но 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения уст­но и письменно излагать свои мысли.

Большую роль в познавательной деятельности школьника игра­ет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая по­зволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а млад­ший школьник — 6-8. Его память имеет по преимуществу нагляд­но-образный характер. Безошибочно запоминается материал инте­ресный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, зна­ний рациональной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверст­никами (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольно­го, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их довер­чивость, склонность к подражанию, а главное — огромный автори­тет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процес­се социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллек­туальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышен­ная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множест­во необдуманных действий. В одном из экспериментов ученикам по­обещали дать интересную игрушку за выполнение очень трудного задания и менее интересную — легкого задания. Почти все ученики не только 1-го, но даже 4-го класса, не задумываясь, выбрали труд­ное задание. Они не выполнили его и не получили никакой награ­ды. На вопрос — о чем же вы думали? — ответили: «Ни о чем, хоте­лось получить конструктор». Так отвечают даже подростки: очень хотелось, а о последствиях никто не думал. Следовательно, в случае возникновения у ребенка очень сильного желания следует помочь ему сделать правильный выбор.

Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с по­ложительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпа­дают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще все­го заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психи­ку ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дис­комфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: гармо­ничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет ос­вободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые актив­ные проявления индивидуальной свободы должны быть направле­ны на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятель­ность.

Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отража­ется на его внутреннем мире. Не имея возможности влиять на этот мир непосредственно, важно учить ребенка в трудных случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести себя спокойно и сдер­жанно. Сознательно сберегать спокойствие есть проявление силы духа. Чем раньше начнутся подобные упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «опротестовывать» любые замечания, не соглашаться даже с очевидными, прямиком ведет ребенка к склочно­му, вздорному, мелочному взрослому. Поэтому так важно в начальной школе учить детей признавать ошибки.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в ра­зумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет харак­тер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьни­кам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой; здесь макси­мально проявляются инициативность, самодеятельность, соревнова­тельность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир, проявить двигатель­ную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, при­носящей пользу и удовольствие игре.

Изменчивый младший школьник требует неусыпного внимания. Уже встал и в мировой практике успешно разрешается вопрос о сни­жении наполняемости классов, чтобы дать учителю возможность лучше узнавать своих учеников, интенсивнее практиковать инди­видуальное и личностно ориентированное воспитание. Диагности­ка ребенка занимает в деятельности современного воспитателя такое же, а может быть, даже большее место, чем само обучение и воспи­тание. Все чаще приходим к выводу — если не знаем воспитанника, то в его воспитание лучше не вмешиваться, чтобы не навредить.

Развитие младшего школьника — очень сложный и противо­речивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каж­дый день его жизни. Главная задача возраста — постижение окру­жающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравст­венные качества, многие из них уже останутся неизменными на про­тяжении всей жизни.

Тема 2.5Целостный педагогический процесс как система

Содержание темы:

Исторические предпосылки формирования научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие о педагогическом процессе и его целостности. Структура и основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса.

Краткие теоретические сведения по теме:

Наши рекомендации