Их учет в педагогическом процессе

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. В разное время разработкой периодизаций развития занимались Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Д.Б. Эльконин и др.; число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) – только ту ее часть, которая интересует определенную научную область. Для возрастной педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь ребенка до окончания им школы:

1. Младенчество - первый год жизни.

2. Преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет.

3. Дошкольный возраст от 3 до 6 лет.

Младший дошкольный возраст – 3-4 года.

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет.

Старший дошкольный возраст – 5-6 лет.

4. Младший школьный возраст – 6-10 лет.

5. Средний школьный возраст – 10-15 лет.

6. Старший школьный возраст – 15-18 лет.

Я.А. Коменский настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», - писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, порядок труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом учебном предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В развитии человека проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает одного человека от другого. Особенное называют индивидуальным, а человека с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного человека от других людей. Индивидуальность выражается в конкретных особенностях (отличиях). Их возникновение связано с тем, что каждый человек проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Среди специалистов существуют серьезные разногласия в вопросе о том, следует ли учитывать индивидуальные особенности детей в воспитании и обучении. Есть точка зрения, согласно которой массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Не должно быть никаких различий в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Отечественная педагогика стоит на иных позициях – воспитание должно учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на них. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребенка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития и вместе с тем высокоодаренные дети, вундеркинды.



Наши рекомендации