Структура педагогической деятельности. Функции учителя
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный:
Конструктивная деятельность:
· конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала; планирование и построение педагогического процесса);
· конструктивно-оперативная (планирование своих действий; планирование действий учащихся);
· конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность –выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность– установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями учащихся.
А.И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности, и при этом конкретизирует организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности. Организаторская деятельность: информационная деятельность, развивающая деятельность, ориентационная деятельность, мобилизационная деятельность. Коммуникативная деятельность:перцептивная (умение проникнуть во внутренний мир человека), собственно коммуникативная (установление педагогически целесообразных отношений), коммуникативно-операциональная (активное использование средств педагогической техники).
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главная функция учителя – управление процессами обучения, образования, развития, формирования.Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Данная функция реализуется через выполнение педагогом ряда конкретных взаимосвязанных между собой функций:
· целеполагание – определение стратегической цели и целей каждого конкретного этапа работы;
· диагностирование – определение условий протекания педагогического процесса;
· прогнозирование – предвидение результатов своей деятельности;
· проектирование – конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели;
· планирование – итог диагностики, прогнозирования и проектирования – разработка конкретного плана действий;
· организационная – вовлечение учащихся в намеченную работу;
· информационная – сообщение учащимся суммы предметных знаний, формирование у них практических умений по предмету;
· контрольная, оценочная, коррекционная – проверка и оценка результатов обучающей и воспитательной работы, ее корректировка в случае необходимости;
· аналитическая – анализ завершенного дела (какова его эффективность, что получилось, что нет и почему).
Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности – предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю – это система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет объединить профессиональные требования к учителю в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга:
1. Общегражданские качества.
2. Качества, определяющие специфику профессии учителя.
3. Специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез ума, чувств и воли личности. В.А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания. А.И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.
Учитель – это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Поэтому подлинного учителя характеризуют такие качества, как:
· высокая гражданская ответственность и социальная активность;
· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Ни одна профессия не предъявляет человеку столь высоких требований, как учительская. Все эти требования можно объединить вокруг понятия педагог-гуманист.
Тема 1.3Профессиональная компетентность и становление личности педагога
Содержание темы:
Понятие о профессиональной компетентности и квалификационной характеристике учителя начальных классов. Содержание теоретической и практической готовности учителя. Педагогическая техника учителя. Роль самообразования и самовоспитания в становлении личности педагога.
Краткие теоретические сведения по теме: