Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными

нарушениями (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте причины нарушений: слуховой функции у детей; зрительной функции у детей.

2. Дайте классификацию нарушений зрения и слуха у детей.

3. Раскройте особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения и слуха.

4. Назовите специфические задачи обучения и воспитания детей: слепых и слабовидящих; глухих и слабослыщащих.

Литература

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1987.

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1992.

3. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. - М., 1992.

4. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология, 1998. - № 2.

5. Земцова М.Н. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М., 1973.

6. Крайнин В.А., Крайнина 3.М. Человек не слышит. - М., 1987.

7. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология, 1994. - № 6.

8. Леонгард Э.И., Самсонов Е.Г. Система формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха // Инновация в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999.

Тема 6. Логопедия и логопсихология (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Предмет, задачи и методы логопедии.

2. Основные этапы развития речи детей.

3. Понятие, виды и причины речевых нарушений.

4. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи.

5. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

6. Предмет, задачи и методы логопсихологии.

7. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи.

8. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения.

9. Использование элементов психотерапии в работе логопеда.

10. Преемственность в работе логопеда и семьи.

11. Основные виды артикуляционных упражнений, их назначение и способы выполнения.

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

2. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.И. и др. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 1991.

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - М., 1998.

4. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. - Киев., 1984.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.

6. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. - М., 1985.

7. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. М.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 1998.

8. Львов М.Р. Тенденция развития речи учащихся. - М, 1987.

9. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1995.

10. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

11. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

12. Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М., 1994.

13. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1995.

14. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 1997.

Тема 7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Этиология и патогенез детского церебрального паралича.

2. Почему основной контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральным параличом?

3. Как речевые нарушения связаны с первичным дефектом при ДЦП?

4. Характеристика нарушений двигательных функций у детей с ДЦП.

5. Нарушения психики.

6. Речевые нарушения.

7. Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП.

8. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.

9. Специфика личностного развития при ДЦП.

10. Каковы основные рекомендации по психологической коррекции личностной сферы детей с церебральным параличом?

Литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). - М., 1989.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

3. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М. - СПб., 1998.

5. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.

7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М., 1991.

8. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999.

9. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.

10. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.

Тема 8. Девиантное поведение детей и подростков, причины и пути коррекции ( 2 часа)

Вопросы для обсуждения

Практические приемы, методы воспитания и коррекции детей и подростков с девиантным поведением

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. - Минск, 1998.

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1998.

3. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характера. - Самара, 1997.

4. Социальные отклонения. - М., 1989.

5. Социологический словарь. - Минск, 1991.

6. Чудковский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. - Ростов н/Д, 1997.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СамостоятельнОЙ работЫ студента

Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными - student2.ru

Тема 1. Система специального образования России (4 часа)

Цель работы: исследовать систему специального образования страны.

Содержание работы:

1. Характеристика системы специального образования России.

2. Сравнение системы специального образования в России и развитых странах.

3. Описание особенностей системы специального образования Бурятии.

4. Составление структурной схемы системы специального образования республики.

Список литературы

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М., 1984. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. и науч. ред. Л.М. Щипицина. - СП6., 1997.

2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология. - 1997. - 4.

3. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Щипицина. - СП6., 1997.

4. Рейсвейк К. Специальное образование в Нидерландах. - 1993.

5. Цыбикова А.Ц. Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями. - Улан-Удэ, 2002. - 136 с.

Тема 2. История развития отечественной системы специального образования (6 часов)

1. Исследование истории развития специального образования в России.

2. Характеристика состояния отечественной специальной педагогики на современном этапе.

3. Изучение направлений научных исследований Института коррекционной педагогики РАО и определение его значение в отношении теории и практики обучения детей с физическими и психическими нарушениями

4. Перспективы развития системы специального образования России.

Список литературы

1. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. - 1996. - № 1.

2. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6.

3. Назарова П.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. - М., 1992.

Тема 3. Особенности организации коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми (6 часа)

Цель работы: сформировать представления о системе работы с умственно отсталым ребенком в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат VIII вида.

Содержание работы:

1. Наблюдение за детьми, обучающимися в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида.

2. Изучение литературы по основам оказания помощи ребенку, имеющему нарушения интеллектуального развития.

3. Написание и защита проекта по оказанию коррекционно-педагогической помощи ребенку с проблемами интеллектуального развития.

В проекте необходимо отразить следующие положения:

1. Цель.

2. Актуальность.

3. Задачи.

4. Использование методик, методических приемов и технологий.

5. Целесообразность использования избранных методик и технологий.

6. Особенность педагогических подходов.

7. Задействованные специалисты.

8. Оборудование коррекционно-развивающей среды.

9. Прогнозируемый результат.

Список литературы

1. Бейкер Б.Л., Брайтман А. Дж. Путь к независимости: пер. с англ. М.: Центр лечебной педагогики, 1998.

2. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. - М.: Академия, 2003.

3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: АРКТИ, 2000.

4. Обучение детей с выраженным нарушением интеллекта: программ.-метод. материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007.

5. Специальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005.

Тема 4. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с сенсорными нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат I, II, III, IV видов) (6 часов)

Цель работы: сформировать представления о системе работы с детьми с сенсорными нарушениями в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат I-II, III- IV видов республики Бурятия.

Содержание работы:

1. Изучение литературы по основам оказания помощи ребенку, имеющему нарушения слуха и зрения.

2. Анализ учебных планов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I-II или III-IV видов.

3. Посещение уроков с целью описания методики обучения детей с нарушениями сенсорной сферы.

4. Описание особенностей методики обучения детей с различной степенью выраженности дефекта.

5. Разработка электронной презентации по проблеме образования детей с сенсорными нарушениями и его публичная защита.

Литература

1. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха//Дефектология. - 1995. - № 4.

2. Басова А.Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М., 1984

3. Зайцева Г.Л. Зачем учить глухих детей жестовой речи? // Дефектология. - I995.- № 2.

4. Феоктистова В.А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей. - Л., 1973.

5. Хрестоматия по истории тифлопедагогики /Сост. В.А.Феоктистова. - М., 1987.

Тема 5. Особенности организации образовательного процесса в специальной школе для детей с речевыми нарушениями (специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида) (6 часов)

Цель работы: сформировать представления о системе работы с детьми с речевыми нарушениями в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат V вида.

Содержание работы:

1. Посещение специальных занятий узких специалистов по коррекции речевых нарушений и нарушения общего развития.

2. Посещение учебных занятий, анализ особенностей проектирования урока.

3. Проведение диагностики с целью выявления особенностей личностных качеств учащихся (многофакторный личностный опросник Кеттела).

4. Составление психолого-педагогической характеристики учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат V вида.

Литература

1. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. - М., 2002.

2. Власова Т.А., Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. - М., 1982.

3. Гриншпун Б.М. Дисалалия: Логопедия. - М., 1989.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.,1997.

5. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

6. Поваляева М.А. Педагогические основы логопедической помощи. - Ростов/н Дон, 1996.

7. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник./ под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.

Тема 6: Приоритетные направления развития современного специального образования (4 часа)

1. Понятие интеграции. Интеграция и дифференцирование. Достоинство и недостатки.

2. Модели интегрированного обучения.

3. Перспективы инклюзивного образования в России.

Литература

1. Аксенова Д.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики// Дефектология. - 2002.- №3. - С.9.

2. Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А. Психологические аспекты социального образования и новых коррекционных программ и технологий. //Психологическая наука. - 2001. - №1. - С.79.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996. - ч. 1.

4. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6.

5. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2002.

6. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. - М.: Просвещение, 2002.

7. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. - Омск, 1993.

8. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. М., 2001. - № 2. - С. 77.

9. Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. - СПб., 2002. - С. 155-159.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. - № 2.

Проверь себя!

Тема 5. Особенности психического развития детей с сенсорными - student2.ru

Тест

Инструкция для студентов: к каждому из поставленных вопросов дано несколько ответов, из которых только один является верным. Внимательно прочитайте вопрос, выберите один из вариантов и отметьте в бланке ответов.

1. Специальная педагогика - это …

а) наука о воспитании, образовании и обучении людей;

б) область специальных психолого-педагогических знаний о сущности образования и воспитания детей и подростков, имеющих неявно выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении;

в) теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

2. Объектом специальной педагогики является:

а) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

б) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

в) личность ребенка, имеющего е отклонения в психическом и физическом развитии.

3. Педагогический подход к детям с нарушениями в развитии формируется в…

а) XVII в. б) в конце XVIII – начале XIX вв. в) XX в.

4. Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях предпринял…

а) Ф. Пластер; б) Э. Крепелин; в) И. Песталоцци.

5. Ведущие тенденции в предупреждении и преодолении аномального детства выявил:

а) Л.И. Божович; б) Л.С. Выготский; в) П.Я. Гальперин.

6. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является…

а) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

б) принцип гуманистической направленности пед. процесса;

в) сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.

7. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как…

а) компенсация; б) коррекция; в) адаптация.

8. В каком виде реабилитации нуждается ребенок для восстановления утраченных учебных умений, познавательных навыков:

а) медицинской; б) психологической; в) педагогической.

9. Основными формами коррекционно-развивающего обучения являются:

а) индивидуальные занятия; б) групповые занятия; в) фронтальные занятия.

10. Для детей с задержкой психического развития создается специальное (коррекционное) образовательное учреждение:

а) V вида; б) VII вида; в) VIII вида.

6. Тифлопедагогика – это раздел специальной педагогики, который занимается изучением:

а)нарушений слуха;

б) нарушений зрения;

в)нарушений опорно-двигательного аппарата.

12. Детский церебральный паралич – это заболевание центральной нервной системы, …

а)характеризующееся нарушением психики ребенка;

б) характеризующееся нарушением речи;

в)характеризующееся поражением двигательных зон головного мозга.

13. К основным задачам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) относят:

а) лечение заболеваний ребенка;

б) реабилитацию детей с отклонениями в поведении;

в) диагностико-консультативную деятельность.

14. К девиациям в поведении несовершеннолетних относят:

а) трудновоспитуемость;

б)социально-педагогическую запущенность;

в) задержки психического развития.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Одной из задач специальной психологии является выявление общих и специфических закономерностей _______________ развития аномального ребенка

1. психического; 2. физического; 3. речевого; 4. сенсорного.

2. Утверждение о том, что все психические явления необходимо рассматривать в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления, соответствует такому принципу, как...

1. принцип детерминизма; 2. генетический, или принцип развития;

3.принцип единства психики и деятельности; 4. принцип отражательности.

3. Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц …

1. с психическими нарушениями; 2. с одаренностью; 3. с хроническими соматическими заболеваниями; 4. с особыми образовательными потребностями

4. Одной из задач специальной педагогики является реализация _____________ программ для лиц с ограниченными возможностями

1. коррекционно-педагогических; 2. экономических;

3. социальных; 4. гуманитарных.

5. Соответствие средним количественно-качественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры, определяется как...

1. идеальная норма; 2. функциональная норма; 3. статистическая норма.

6. К биологическим факторам риска не относятся…

1. пребывание ребенка в семье социального риска; 2. инфекционные и вирусные заболевания матери; 3. биохимические вредности; 4. патологическое протекание родовой деятельности

7. Первичные дефекты возникают в результате...

1. органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы; 2. психического недоразвития; 3. нарушений социального поведения.

8. Интенсивность и распространенность патологического процесса обусловливает...

1. время и длительность воздействия повреждающих агентов; 2. степень нарушения функциональных связей; 3. характер сенсорных или интеллектуальных нарушений; 4. причины нарушений.

9. К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением _____________сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга

1. сенсорной; 2. моторной; 3. эмоциональной; 4. познавательно.

10. Для детей с задержкой психического развития характерны …

1. двигательные расстройства; 2. незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности; 3. задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи; 4. предельное «экстремальное» одиночество и стереотипность в поведении.

11. К причинам, вызывающим нарушения слуха, не относятся…

1.вредности, действующие на плод во время беременности матери; 2. наследственные факторы; 3. социально-психологические факторы; 4. механические травмы.

12. Аутизм определяется как снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и ___________ развитию

1. двигательному; 2. речевому; 3. сенсорному; 4. социальному.

13. К формам психопатий по этиологии возникновения не относятся…

1. генетические; 2. ядерные, или конституциональные; 3. органические; 4. краевые, или приобретенные.

14. К основным вариантам этиологически сложного нарушения не относится...

1. ситуация, когда один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение; 2. самоизоляция; 3. ситуация, когда одновременно поражается нескольких функций внутри одной системы организма; 4. ситуация, когда два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного.

15. Память умственно отсталых детей характеризуется снижением… (не более 2 ответов)

1. объема; 2. прочности; 3. непреднамеренности.

16. Тифлопедагогика – наука о __________ и ___________ лиц с нарушением зрения (не более 2 ответов)

1. лечении; 2. воспитании; 3. обучении.

17. Сурдопедагогика – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями_________

1. зрения; 2. слуха; 3. речи; 4. познавательной деятельности.

18. Логопедия – это наука о нарушениях ________, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания

1. слуха; 2. речи; 3. зрения; 4. познавательной деятельности.

19. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем при детском церебральном параличе обусловлен…(не более 2 ответов)

1. эмоционально-волевыми нарушениями; 2. вынужденной изоляцией ребенка в связи с длительной обездвиженностью или затруднениями в передвижении;

3. сенсорными нарушениями.

20. Наиболее яркие проявления аутизма в раннем возрасте характеризуются... (не более 2 ответов)

1. выраженными потребностями в контакте с другими людьми; 2. отсутствием фиксации взгляда на лице другого человека; 3. индифферентным отношением к окружающим.

21. Дошкольные образовательные учреждения для аномальных детей комплектуются по...

1. возрасту; 2. ведущему нарушению; 3. полу; 4. типу высшей нервной деятельности

22. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…

1. дифференцированного подхода; 2. индивидуального подхода;

3. ранней педагогической помощи; 4. педагогического оптимизма.

23. К основным формам организации учебного процесса в специальных школах относятся...

1. кружки; 2. уроки; 3. экскурсии.

24. Дактильная и жестовая речь используется в обучении лиц, имеющих нарушения...

1. зрения; 2. речи; 3. слуха.

25. В том случае, если возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, можно использовать термин...

1. одаренный ребенок; 2. лицо пожилого возраста; 3. лицо с ограниченными возможностями; 4. лицо с психическими отклонениями.

Наши рекомендации