Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обучении, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались с первого года обучения, все остальные формы - в основном на второй ступени обучения, начиная с 5 класса.
Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы, разделы типа «Как учить учиться», «Как подготовиться к контрольной работе», сокращались курсы математики, физики, но значительного повышения эффективности в приобретении знаний, особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обучении, не происходило.
Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих в классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удовлетворены своим трудом: они не знают психологических особенностей детей; медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные находки, как правило, мало внедряются в школьную практику.
Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В последние годы в связи с введением новой системы финансирования школ, создание таких классов в общеобразовательных учреждениях стали практически невозможными.
Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социально-трудового направлений деятельности.
Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопросы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону.
Особенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учебного задания первоначально планируется, а затем предлагается именно как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуально направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов помощи условно можно выделить три основных: 1) стимулирующая; 2) направляющая; 3) обучающая.
Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит к ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уверенность в его способность справиться с работой. Во втором - он указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки решения. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда ученик затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие действия. Учитель или обращает внимание ребенка. На решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий. Обучающая помощь необходима, когда надо показать, что и как девать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдельные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельности, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно. Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать в работе с детьми с ЗПР.
Для детей со сложными формами ЗПР, испытывающих стойкие затруднения в обучении, в нашей стране созданы специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты VII вида. Образование в таких школах включает две ступени: 1) начальная общее (3-5 лет; 2) основное общее (5 лет). При приеме в такие школы существуют различные варианты обучения:
§ дети принимаются только в подготовительный 1-2 класс;
§ если ребенок учился в обычной школе с 7 лет, то принимается во 2 класс;
§ Если ребенок учился в обычной школе с 6 лет, то в 1 класс.
В специальных (коррекционных) школах VII вида наполняемость класса составляет не более 12 человек. В них предусмотрено диагностическое обучение.
Контрольные вопросы
1. Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.А. Смирновым.
2. Перечислите группы неуспевающих по Н.И. Мурачковскому.
3. Являются ли синонимами понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью»?
4. Каковы причины возникновения неуспеваемости?
5. Какие причины могут вызвать задержку развития?
6. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?
7. Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?
* * * * * * * * * *
Лекция 5.