Билет 6. Научные основы специальной педагогики: Экономический и правовой подход.
Экономический подход в области специального образования получил обоснование после Октябрьской революции 1917 г. в связи с ликвидацией частной собственности и закрытием всевозможных источников благотворительной деятельности, которая поддерживала существование учебных заведений для лиц с ограниченными возможностями здоровья. До этого благотворительная деятельность, существовавшая на Руси с незапамятных времен, была характерной чертой жизни российского общества. После смены общественного строя в начале XX в. государство приняло на себя решение экономических вопросов в области образования. Однако восстановить систему специального образования в СССР удалось только к началу 1940-х гг. При этом финансирование учреждений специального образования (интернатов) осуществлялось из местных бюджетов, что заметно снижало статус специальных учреждений образования и работавших в них педагогов. После Великой
Отечественной войны было восстановлено государственное финансирование спецшкол-интернатов, сохранявшееся до второй половины 1990-х гг. Затяжной кризис со второй половины 1980-х до конца 1990-х гг. способствовал передаче финансирования спецшкол-интернатов на региональный и местный уровни. Тем не менее, именно в конце 1990-х гг. происходят позитивные перемены в отношении к лицам с ограниченными возможностями. Система специального образования получает материальную поддержку внутри страны (благотворительная деятельность церкви), а также из-за рубежа (благотворительные организации через совместные проекты со специальными образовательными учреждениями России). В рамках Федеральной программы "Дети России" на протяжении 1990-х гг. финансировалась в первую очередь система специального образования и медицинской помощи детям-инвалидам. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" имел большое значение в укреплении экономических позиций спецшкол.
Современный экономический подход к организации специального образования обусловлен экономической стабильностью страны, которая гарантирует плановое финансирование специального образования, закрепленное федеральным законодательством, содержащим адресность и вариативность, гибкость финансирования системы специального образования в соответствии с особенностями различных категорий детей с особыми образовательными потребностями, с учетом права выбора образовательного учреждения родителями и самим ребенком. В этом проявляется закрепление начавшегося в новой России на рубеже веков процесса деинституциализации, основным содержанием которого является воспитание ребенка в семье с соответствующим изменением направления денежных потоков (от финансирования школ-интернатов к финансированию государством именного образовательного обязательства), когда средства на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья следуют за ребенком в то образовательное учреждение, которое выбрано родителями или самим ребенком.
6. Правовой подход обеспечивает признание безусловной ценности каждой личности для социума, необходимости соблюдения гарантий ее права на развитие и реализацию себя в обществе.
Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. и др. Законодательные акты РФ отражают основные положения международных правовых документов, они гарантируются государством в основном законе – Конституции РФ.
Современный этап в становлении правового поля – это совершенствование законодательной базы нашей страны в соответствии с уровнем экономического и политического развития. В конце XX в. международным сообществом был принят ряд актов, касающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о правах инвалидов 1975 г., Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г. Содержание указанных международных правовых документов обеспечивает равенство с правами других членов общества прав лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также наделение последних особыми правами (например, лица с нарушением слуха могут пользоваться во время судебного процесса услугами сурдопереводчика).
Законодательная политика России направлена на создание через конкретизацию международных правовых документов правовой базы в области социальной защиты наиболее уязвимой категории населения – лиц с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы, обладающей специфическими особенностями и потребностями. Важными, значимыми решениями здесь являются закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г.; разработка и принятие мер, направленных на улучшение здоровья населения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья; меры, направленные на улучшение обучения и воспитания данной категории детей; определение системы компенсаций семьям, имеющим детей-инвалидов, а также поддержка детей- сирот. Правовая основа специального образования обеспечивает создание механизмов формирования и реализации государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, которые функционируют благодаря эффективной профессиональной деятельности специалистов в область специального образования и социальной защиты населения.