Билет 5. Научные основы специальной педагогики: философские и социокультурные
Чтобы охарактеризовать современное понимание феномена "специальная педагогика" и реализовать потребность в интегрированном знании, раскрывающем наиболее общие закономерности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выделить несколько альтернативных подходов к исследованию научных основ (внутреннего единства) содержания специальной педагогики.
1. Философский подход позволяет интегрировать необходимые для реализации задач специальной педагогики знания из разных наук, являясь теоретическим фундаментом любой из них. Данный подход обладает интегрированным знанием о человеке, а также универсальными принципами и способами изучения человеческого бытия с точки зрения онтологического, гносеологического, аксиологического, антропологического, исторического и социального аспектов. Онтологический аспект позволяет выявить место специальной педагогики, тогда как гносеологический определяет связи обучения и познания. Аксиологический аспект способствует установлению приоритетов специального образования, а антропологический содействует углубленному познанию развития, жизнедеятельности и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Реконструкция предшествующего опыта специального образования осуществляется в историко-философском аспекте. Так как специальное образование является особым социальным институтом, большое значение имеет социальный аспект, открывающий новые перспективы для человека с ограниченными возможностями в области социальных отношений.
Сложные проблемы специального образования можно решить с помощью междисциплинарного (интегрального) подхода, лежащего в основе философского исследования и обеспечивающего привлечение концептуальных схем, моделей изучения образования, методов развития и социализации человека с ограниченными возможностями здоровья из разных областей конкретных наук. Основное направление разработки философских проблем специальной педагогики сегодня связано с гуманизацией, что обусловлено целью специального образования: подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к достойной жизни в социуме. Достижение указанной цели возможно через переосмысление важнейших базовых положений специальной педагогики, таких, как норма и аномалии в развитии ребенка, проблема распознавания патологии, ее качественная и количественная оценка, диагностика аномальности, в том числе уровня частного проявления биологического, психического и социального развития ребенка.
Философский подход в изучении научных основ специального образования обеспечивает поиск реализации насущных задач специальной педагогики как науки с позиций гуманизма по отношению к человеку с огран
2) Социокультурный подходв организации специального образования выражается в концепции воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как полезных членов общества. Многие десятилетия в связи с приоритетом интересов общества над интересами личности люди с ограниченными возможностями в нашей стране фактически имели статус социальной "малоценности", и на практике отношение к ним со стороны общества было патерналистское (покровительственное). Это выражалось во всем: характер образования не способствовал достижению достаточного уровня социальной адаптированности, получению престижной профессии и т.д. Патерналистские отношения государства привели к маргинализации – практической ликвидации возможности участвовать в социальной жизни, осуществлять социокультурные функции, взаимодействовать внутри социума. Снижая социальную активность людей с особыми потребностями, патерналистская позиция государства ограничивала участие лиц с ограниченными возможностями здоровья в создании семьи и вырабатывала иждивенческие настроения. Начиная с принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., мировое сообщество строит взаимоотношения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, па основе приоритета интересов личности по отношению к интересам общества. Современный процесс социокультурного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает преодоление существующих проблем их социальной и культурной интеграции в общество.
Социокультурные основы специальной педагогики обеспечивают формирование необходимых базовых навыков в сферах жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации и коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурный подход в специальном обучении предусматривает включение, приучение и посильное участие детей, имеющих отклонения в развитии, в различных формах учебной и досуговой деятельности, обеспечивая социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями здоровья, в центре которой находится сам человек, его особые образовательные или иные потребности, права и интересы.