Результаты обучения для эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера:
Распространение
Организация
Ценностные ориентации
Реагирование
Восприятие
Эмоциональная сфера | Глаголы, используемые для оценки |
1. Восприятие– готовность получать информацию, например, человек признает необходимость отдачи в работе, внимательно слушает других, проявляет восприимчивость к социальным проблемам и т.д. | Поступать, придерживаться, ценить, осведомляться, признавать, отвечать, помогать, пытаться, оспаривать, объединять, завершать, адаптироваться, сотрудничать, защищать, демонстрировать (веру в), проводить различие, обсуждать, проявлять, дискутировать, принимать, следовать, держаться, инициировать, интегрировать, объяснять, слушать, регулировать, организовывать, участвовать, применять, присоединиться, делиться, судить, оценивать, оспаривать, соотносить, сообщать, разрешать (проблему), поддерживать, обобщать, оценивать. |
2. Реагирование – активное участие индивидуума в собственном обучении, например, проявляет интерес к учебному предмету, готов сделать презентацию, участвует в обсуждениях в классе, добровольно помогает другим и т.д. | |
3. Ценностные ориентации – категория простирается от простого принятия ценностной ориентации до приверженности ей, например, индивидуум демонстрирует веру в демократические процессы, высоко ценит роль науки в повседневной жизни, проявляет заботу о благополучии других, проявляет уважение к индивидуальным и культурным различиям и т.д. | |
4. Организация – процесс, через который проходят индивидуумы при соединении различных ценностных ориентаций, разрешении противоречий между ними и усвоении этих ориентаций, например, признает необходимость обеспечения баланса между свободой и ответственностью в демократическом обществе, принимает на себя ответственность за свое поведение, принимает стандарты профессиональной этики, приспосабливается к системе ценностей и т.д. | |
5. Распространение – на этом уровне индивидуум обладает некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказуемо определяют его поведение, например, демонстрирует уверенность при самостоятельной работе, демонстрирует приверженность профессиональной этике, проявляет хорошую личную, социальную и психологическую адаптируемость, ведет здоровый образ жизни и т.д. |
Результаты обучения для психомоторной сферы
Психомоторная сфера охватывает, в основном, физические навыки, включающие в себя координацию мозговой и мышечной деятельности. Психомоторная сфера широко используется в таких областях, как естественные науки, медико-санитарные дисциплины, искусство, музыка, инженерные науки, драма и физическое воспитание.
Все таксономии в психомоторной сфере описывают переход от простого наблюдения к владению физическими навыками.
Психомоторная сфера
(Э. Симпсон (Simpson, 1972)):
Восприятие
Установка (менталитет)
Управляемая реакция
Автоматизм
Сложные явные реакции
Адаптация
Создание
Психомоторная сфера | Глаголы, используемые для оценки |
1. Восприятие – способность использовать наблюдаемые сигналы для стимулирования физической активности. | Прилаживать, управлять, переделывать, расставлять, собирать, сохранять равновесие, сгибаться, строить, градуировать, ставить танцы, объединять, конструировать, копировать, проектировать, производить, обнаруживать, демонстрировать, различать (на ощупь), демонтировать, показывать, препарировать, управлять (автомобилем), оценивать, осматривать, исполнять, налаживать, захватывать, размельчать, обрабатывать, нагревать, манипулировать, распознавать, измерять, ремонтировать, подражать, имитировать, смешивать, эксплуатировать, организовывать, исполнять (умело), представлять (спектакль), записывать (звук, изображение), очищать, делать набросок, реагировать, использовать. |
2. Установка (менталитет) – готовность к определенному образу действий. Может включать в себя психическую, физическую и эмоциональную предрасположенность. | |
3. Управляемая реакция: приобретение физического навыка методом проб и ошибок. С практикой такой подход приводит к более эффективному исполнению навыка. | |
4. Автоматизм – промежуточный этап в освоении физического навыка. Приобретенные реакции становятся более привычными, и движения могут выполняться с определенной уверенностью и сноровкой. | |
5. Сложные явные реакции – возможна физическая активность, предусматривающая сложный характер движений. Реакции являются автоматическими, а на сноровку указывают точное и весьма скоординированное исполнение с минимумом непроизводительных усилий. | |
6. Адаптация – на этом уровне навыки, хорошо развиты, и человек может изменять движения в ответ на условия задачи или на конкретные требования. | |
7. Создание – навыки настолько высоко развиты, что на некотором этапе становится возможным творчество. |
Рекомендации для написания результатов обучения
Написание результатов обучения следует начинать с глагола действия, за которым должен следовать объект этого глагола. Предложения должны быть краткими, чтобы обеспечить большую ясность. Результаты оценивания должны поддаваться оцениванию.
Можно утверждать, что использование правильных глаголов - это ключ к успешному написанию результатов обучения.
В целом, при написании результатов обучения полезно сосредоточиться на том, что, по вашим ожиданиям, смогут делать или демонстрировать студенты в конце модуля или программы. Очень важно, чтобы результаты обучения выражались в простых и однозначных терминах и были понятны студентам, преподавателям, коллегам, работодателям и внешним экспертам.
· Описывайте результаты обучения просто.
• Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст.
• Используйте только один глагол для каждого результата обучения.
• Избегайте использования неясных терминов, таких как знать, понимать, учить, быть знакомым, быть информированным, быть в курсе.
• Избегайте сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности используйте более одного предложения.
· Избегайте ненужного профессионального жаргона.
• Обеспечьте, чтобы результаты обучения для модуля соотносились с результатами обучения для всей программы в целом.
• Результаты обучения должны быть видимыми и измеримыми.
• Обеспечьте, чтобы получаемые результаты можно было оценивать.
• При составлении результатов обучения необходимо помнить о временном интервале, в течение которого эти результаты должны быть достигнуты. Всегда существует опасность того, что при написании результатов обучения можно стать излишне амбициозным. Спросите себя, реально ли достичь данных результатов обучения с имеющимися ресурсами и временем.
• При написании результатов обучения следует представлять себе, каким образом они будут оцениваться, т.е. как можно будет узнать, добился ли студент этих результатов?
Если результаты обучения будут очень общими, их эффективное оценивание вызовет затруднения. Напротив, если результаты обучения будут иметь узкий характер, их список может стать излишне длинным и подробным.
• Перед окончательным оформлением результатов обучения спросите своих коллег и, если возможно, бывших студентов, понятны ли эти результаты обучения им.
• При составлении результатов обучения для студентов старше первого курса старайтесь не перегружать список результатами обучения, взятыми из нижней части таксономии Блума (например, знание и понимание в познавательной сфере). Побуждайте студентов к использованию того, чему они уже научились, включив некоторые результаты обучения из более высоких категорий таксономии Блума (таких, например, как применение, анализ, синтез и оценка).
Списку результатов обучения для модуля обычно предшествует фраза "По успешном завершении данного модуля студенты должны быть способны: _".