Классификации ЗПР.Клинико-психолого-педагогичская характеристика детей с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой состояние, которое характеризуется замедленным темпом формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
Причинами ЗПР являются органическое поражение центральной нервной системы или ее функциональная незрелость.
Поражение центральной нервной системы может быть связано с воздействием различных факторов:
- пороки внутриутробного развития;
- перинатальная патология плода с 28 недели беременности, во время родов, в первую неделю жизни (воздействие инфекций);
- интоксикация плода;
- травмы плода.
Наследственные факторы при ЗПР не имеют значительного влияния.
При задержке психического развития нарушения со стороны ЦНС носят резидуально-органический характер. Помимо органических нарушений могут быть нарушения функционального характера (формирование центральной нервной системы в замедленном темпе).
Задержка психического развития, как вариант аномального развития в нашей стране изучается с 60-х годов XX века. Исследования школьной неуспеваемости показали, что около 50% детей не успевают учиться в младших классах - это дети с ЗПР. Инициаторами этих исследований стали Т.А. Власова и М.С. Певзнер.
Существует несколько классификаций задержки психического развития. Остановимся на некоторых из них.
Классификация ЗПР Татьяны Александровны Власовой и Марии Семеновны Певзнер. Они выделяют:
1. Астенические состояния, в том числе связанные с церебрастенией.
2. Инфантилизм (детскость) – физическая и психическая незре-
лость.
Классификация ЗПР Владимира Викторовича Ковалева:
1. ЗПР дизонтогенетического характера, наблюдается при различ-
ных формах инфантилизма. Задержка психического развития носит первичный характер.
2. ЗПР энцефалопатического характера, связана с микроорганиче-
ским поражением мозга. Задержка психического развития носит первичный характер.
3. ЗПР при нарушениях зрения, слуха, речи, при двигательных
расстройствах. Задержка психического развития носит вторичный характер.
4. ЗПР, обусловленная ранней депривацией, возникает как следст-
вие дефицита общения и эмоций, дефицита сенсорной информации в возрасте до 3-х лет. Задержка психического развития носит вторичный характер.
Согласно этой классификации первые три варианта обусловлены биологически, а четвертый – социально.
Наиболее распространенной считается классификация Клары Самойловны Лебединской, она выделяет:
1. ЗПР конституционального генеза. Возникает в связи с генетическими особенностями физического и психического развития. На первый план выступает эмоционально-личностная незрелость, которая может сочетаться с физическим недоразвитием.
2. ЗПР соматогенного генеза. Возникает у детей с различными хроническими заболеваниями (болезни сердца, легких, эндокринной системы, бронхиальная астма, аллергические заболевания и т.д.). На первом плане проявляется астения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость.
3. ЗПР психогенного генеза. Возникает под влиянием длительно действующей психотравмирующей ситуации. У детей отмечают нарушения эмоциональной сферы, поведения, трудности произвольной регуляции деятельности.
4. ЗПР церебрально-органического генеза. Это самая тяжелая задержка психического развития.
При всех вариантах ЗПР в структуре дефекта отмечаются недостатки эмоционально-волевой и познавательной деятельности, при церебрально-органической задержке страдает память.
При первых трех вариантах задержки психического развития (по К.С. Лебединской) наиболее выражены недостатки эмоционально-волевой сферы. Дети характеризуются эмоционально-личностной незрелостью, слабостью произвольной регуляции поведения и деятельности в целом. Познавательные возможности детей неплохие. В большей степени у них страдает не мышление как таковое, а предпосылки мыслительной деятельности: внимание, память. Речевое развитие данных детей не имеет грубых недостатков, дети испытывают трудности в основном на уровне связной речи.
Задержка церебрально-органического генеза наиболее тяжелая клиническая форма ЗПР. У детей выявляются признаки микроорганического поражения мозга. В структуре дефекта на первый план выступают недостатки познавательной деятельности, которые сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. В зависимости от преобладания того или иного компонента выделяют два подварианта задержки церебрально-органического характера:
1 вариант характеризуется преобладанием эмоционально-волевых нарушений на фоне органического инфантилизма. Такие дети проявляют интерес к игре, но уровень ее развития очень низкий. Эмоции этих детей бедные, скудные. Страдает регуляция и контроль деятельности.
2 вариант характеризуется преобладанием нарушений познавательной деятельности. Страдает программирование, регуляция и контроль деятельности. Также у детей наблюдаются энцефалопатические расстройства, страдает нейродинамика. У одних детей преобладает возбуждение, нередко в форме гипердинамического синдрома; у других преобладают процессы торможения. У некоторых детей может выявляться судорожная готовность, вегето-сосудистые расстройства (головные боли, головокружение, повышение внутричерепного давления).
Мыслительная деятельность таких детей характеризуется рядом особенностей. У них медленно формируются мыслительные операции (анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.). Мышление носит конкретный характер, и дети испытывают большие затруднения на уровне словесно-логического мышления, это затрудняет дифференциацию задержки психического развития от умственной отсталости.
Таким образом, требуется углубленное психологическое обследование ребенка для того, чтобы определить структуру нарушений и их характер. У детей с задержкой церебрально-органического генеза выявляются нарушения речи системного характера. Уровень речевого развития может быть разным. У некоторых детей может не быть выраженных нарушений речи (звукопроизношение чистое, на уровне бытового общения речь производит благоприятное впечатление), однако в условиях обучения оказывается, что у ребенка сужен словарь, ограничены возможности в построении сложных предложений, страдает связная речь.
В большинстве случаев недоразвитие речи при задержке психического развития имеет системный характер и входит в структуру дефекта как вторичное нарушение. В других случаях, особенно если недоразвитие речи определяется I, II уровнем, можно трактовать отклоняющееся развитие ребенка как сложное комплексное нарушение, как сочетанный дефект. Такие выводы были сделаны Е.М. Мастюковой и нашли подтверждение в работах Т.А. Фотековой и Т.Н. Волковской.
2.Психологические особенности детей с ЗПР (церебрально-органического генеза)
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в прочесах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознавания (П.Б.Шошин, Л.И.Переслени ). Дети С ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающие сверстники.
Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления (Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов). Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте.
У детей с легкой дисфункцией мозга нарушения ориентировки «право-лево», у них часто выявляется невыраженная или перекрестная латеральность.
Многие исследователи отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко эти нарушения проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебной деятельности является сформированность памяти.
Исследования Н. Г. Поддубной показали, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.
У детей с ЗПР страдает как механическая, так и логическая память (Л. В. Подобед). Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации. Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.
По уровню развития мыслительной деятельности группа детей с ЗПР очень неоднородна. Незначительная часть этих детей по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся детям. Большая же часть детей с ЗПР характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумением контролировать свои действия(Г.Шаумаров, У.В.Ульенкова).
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов. У этих детей страдает абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Дети с большим трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия. Мышление детей с ЗПР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным.
Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР (В.И.Лубовский, Т.В.Егорова, Л.И.Переслени). К недостаткам внимания детей с ЗПР относятся его слабое развитие и неадекватность. Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Выделяют следующие особенности внимания:
1.нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;
2.неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
3.чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;
4.«генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках;
5.«прилипание» (персеверации) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.
У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Выделяют следующие признаки недоразвития моторики у этих детей: неловкость движений; нарушение координации движений; гиперактивность; синкинезии; повышенный мышечный тонус.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция. Особенности речи детей с ЗПР изучали Н.Ю.Борякова, Е.В.Мальцева, Е.С.Слепович, РД.Тригер, С.Г.Шевченко. Авторы отмечают полиморфный характер речевых нарушений. В большинстве случаев речевые нарушения носят системный характер и входят в структуру дефекта.
3.Основные критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития:
Умственная отсталость | ЗПР |
Причины | |
Большой % составляет генетически обусловленная патология(синдромальные формы олигофрении). Также среди причин выделяют инфекции, интоксикации, травмы при их воздействии в основном в первый триместр беременности. | Лишь немногие случаи обусловлены генетически. Чаще всего возникает в результате воздействия экзогенных факторов преимущественно в период с 28 недели беременности до 1-ой недели жизни ребенка или на 1-ом году жизни. |
Механизмы | |
Грубое органическое поражение мозга диффузного характера. | Микроорганическое поражение ЦНС или ее функциональная незрелость. |
Раннее развитие | |
Грубая задержка психомоторного и речевого развития. | Незначительные задержки в развитии моторики, больше страдает мелкая моторика. Речевое развитие задерживается, но понимание речи более сохранно. |
Речевое развитие | |
Грубое недоразвитие речи системного характера, выражены недостатки семантики, т.е. страдает смысловая сторона речи. | Уровень развития речи может быть разным. Недоразвитие речи часто имеет системный характер. Смысловая сторона сохранна. |
Мышление | |
Основной дефект – интеллектуальный, грубо нарушены мыслительные операции. | Незрелость мыслительных операций, несформированность предпосылок для мыслительной деятельности (процессов восприятия, внимания, памяти). |
Обучаемость | |
Низкая способность к усвоению знаний. Ребенок не может использовать помощь взрослого, затрудняется в переносе показанных способов решения задачи на аналогичные задания. | Обучаемость снижена по сравнению с нормой, но ребенок активно принимает и использует помощь взрослого. Способен к переносу. |
Адекватность | |
При обследовании плохо понимает и принимает инструкцию. Действия неадекватные. | Понимает инструкцию, действует в соответствии с ней. |
Критичность | |
Критичность снижена. Ребенок не может оценивать свои действия и их результат, не интересуется оценкой взрослого. | Критичен, переживает ситуацию неуспеха, может отказаться от выполнения трудного для него задания. |
Мотивация | |
Интерес снижен или отсутствует. | Задания вызывают интерес, особенно если предлагаются в игровой форме. Ребенок заинтересован в сотрудничестве со взрослым. |