Воспитания детей с отклонениями в развитии
В коррекционной работе следует опираться на общие дидактические и специальные принципы.
Общие дидактические принципы:
· Принцип научности, который заключается в том, что детям
даются элементарные, но подлинно научные знания.
· Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окру-
жающем ребенок получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает этот опыт до уровня знаний и сообщает новые сведения о мире. Приобретенные знания ребенок может использовать на практике, его деятельность поднимается на новый уровень развития.
· Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и
воспитание двусторонний процесс. С одной стороны – объект обучения – ребенок, которого обучают, а с другой стороны ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат обучения.
· Принцип доступности. Все обучение ребенка должно строиться
с опорой на его «зону ближайшего развития».
· Принцип последовательности и систематичности. Обучение
проводится по принципу от простого к сложному. При этом содержание материала строится по линейному и концентрическому принципу, т.е. на каждом этапе обучения повторяется и в о же время улубляется и расширяются содержание изучаемых разделов программы.
· Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения не-
обходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу.
У аномальных детей возникают трудности при запоминании материала, поэтому при их обучении надо часто возвращаться к пройденному.
· Принцип наглядности. При обучении необходимо обеспечивать
наглядную основу, т.е. знакомить детей с предметами и явлениями с опорой на различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии: муляжи, игрушки,макеты), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические средства (знаки, схемы, символы, формулы).
· Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В
специальном образовательном учреждении обучение носит индивидуализированный характер. Предусматривается малая наполняемость групп и классов, проводятся не только фронтальные уроки и занятия, но и индивидуальные и подгрупповые занятия.
Специальные принципы:
· Этиопатогенетический принцип. Для правильного построения
коррекционной работы необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.
· Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нару-
шений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.
Любой дефект имеет системный характер. Нарушения бывают:
- внутрисистемные (в рамках первичного дефекта);
- межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушен-
ных и сохранных функций (в рамках вторичного дефекта).
· Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции на-
рушений. Собираются достоверные сведения о ребенке в ходе его комплексного обследования, в котором участвуют различные специалисты (врачи, психологи, учителя-дефектологи, логопеды).
Коррекционная работа эффективна, если она осуществляется в комплексе: лечение, педагогическая и психологическая коррекция.
· Принцип коррекционной направленности в обучении и воспита-
нии. Любой момент в обучении направлен на коррекцию нарушений. Коррекционная направленность – это специфическая особенность педагогического процесса в специальном образовательном учреждении. Общеобразовательное учреждение решает образовательные и воспитательные задачи, а специальное учреждение – образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
· Принцип опоры на закономерности онтогенетического разви-
тия. Коррекционно-развивающее обучение строится по принципу «замещающего онтогенеза». Надо выявить уровень развития и восполнить недостатки в развитии, учитывая то, как психические функции формируются в онтогенезе.
· Принцип реализации деятельностного подхода к обучению и
воспитанию. При проведении коррекционной работы надо опираться на ведущую деятельность возраста. При аномальном развитии ни один из видов ведущей деятельности не формируется полноценно и своевременно, поэтому необходимо целенаправленно их развивать. Кроме того, в процессе работы с аномальными детьми необходимо формировать все структурные компоненты деятельности: мотив, ориентировочная основа, цель (программирование), выполнение (операциональный компонент), результат. На всех этапах надо развивать саморегуляцию и самоконтроль.
С учетом этих принципов можно говорить о возможности построения обобщенной модели коррекционного воспитания и обучения и выделить основные структурные компоненты педагогического процесса в любом типе специального образовательного учреждения.