Раздел 1 основы с пециальной педагогики.4
Им. М.А.Шолохова
Борякова Наталья Юрьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
(с основами специальной педагогики)
Москва-2007
Содержание
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.
Предмет и задачи специальной педагогики.
У специальной педагогики как самостоятельной науки небольшая история. До 90-х годов XX века специальная педагогика развивалась вместе со специальной психологией в едином русле дефектологии как науки, интегрирующей три направления в изучении детей с проблемами в развитии: психологическое, педагогическое, клиническое. С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух направлений: специальная педагогики и специальной психологии.
Специальная психология изучает закономерности нарушенного (отклоняющегося)психического развития.
Специальная педагогика изучает теоретические основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В 90-х годах употреблялось в качестве титульного названия науки-коррекционая педагогика. С 2000 года закреплен термин «специальная педагогика», что соответствует принятой в мировом сообществе терминологии.
Предметом изучения специальной педагогики является педагогический процесс коррекционного воспитания и обучения, направленный на преодоление недостатков в развитии детей.
Задачи специальной педагогики подразделяются на две группы: теоретические и практические.
К теоретическим задачам относятся:
1. Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
2. Разработка теоретических основ специального образования и воспитания.
3. Изучение и обобщение данных об особенностях развития детей с отклонениями в специально созданных образовательных условиях.
К практическим задачам относятся:
1. Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.
2. Разработка конкретных педагогических методик, учебных пособий, программ.
3. Обобщение передового педагогического опыта.
ЭВЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНОМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ.
Актуальные проблемы специальной педагогики на совре-
Менном этапе ее развития.
В специальной педагогике на современном этапе ее развития формируются новые подходы, меняются термины. Так, например, термин «аномальный ребенок» выходит из употребления и заменяется на термины: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети со специальными образовательными потребностями», «дети с особыми нуждами». В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании высших психических функций.
В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден.
Специальная педагогика находится на кризисном этапе развития, который связан с социальными и экономическими изменениями в обществе, что предполагает изменения в теории и практике специального образования.
На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, недостаточно разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети со сложными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.
Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в 1972 году. Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии оказались недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им не совершенна.
Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, которые служат фундаментом для дальнейшего психического развития. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере. Наиболее успешно работает система ранней помощи в С.Петербурге, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой). При ИКП РАО также создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).
Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день.
Остро актуальной и спорной является проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную среду, т.е. возможность и целесообразность совместного обучения нормально развивающихся детей с детьми с отклонениями в развитии. Этот вопрос можно рассматривать с разных позиций, но в любом случае необходимо создание соответствующих условий для обеспечения специальных образовательных потребностей детей.
СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Специальной педагогики.
Л.С. Выготский заложил методологическую и теоретическую основы специальной педагогики. Его научные концепции актуальны до сих пор. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:
1. Концепция о культурно-историческом происхождении психики.
2. Концепция о закономерностях психического развития.
3. Концепция о развивающем характере обучения.
Согласно «концепции о культурно-историческом происхождении психики», психическое развитие человека происходит за счет усвоения и присвоения общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке.
Выготский Л.С. выделяет два уровня развития психики: натуральное развитие (обусловлено биологическими предпосылками) и культурное развитие (обусловлено социальными факторами). Культурное развитие связано с развитием речи и знаково-символической деятельностью ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции, которые носят осознанный и произвольный характер (анализирующее восприятие, логическая память, словесно-логическое мышление, осмысленная речь, произвольные память и внимание).
Таким образом, развитие психики определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причем социальный является ведущим.
При наличии отклонений в развитии меняется социальная ситуация в которой находится ребенок, это приводит к появлению различных вторичных нарушений, среди которых выделяются личностные нарушения. Но на среду можно влиять, изменяя ее так, чтобы предотвратить вторичные отклонения.
Значение данной концепции для специальной педагогики велико. Все специальные методики направлены на профилактику и коррекцию вторичных отклонений.
Суть «концепции о закономерностях психического развития» заключается в том, что Л.С. Выготский выделил общие и специфические закономерности психического развития.
Общие закономерности развития психики характерны для всех детей в норме и патологии К ним относятся:
1. Интеграция (объединение) разрозненных вначале психических процессов в устойчивые и гибкие функциональные системы.
Например: на 1-ом году жизни наиболее интенсивно развивается процесс восприятия, в него постепенно включаются процессы памяти (ребенок узнает близких, узнает игрушки).
Л.С. Выготский считал, что до определенного момента мышление и речь развиваются параллельно и имеют разные генетические корни. Мышление уходит корнями в предметно-практическую деятельность, а речь формируется в процессе общения. Примерно к двум годам линии развития мышления и речи переплетаются, и начинает развиваться рече-мыслительная деятельность. Речь формирует все высшие психические функции.
2. Неравномерность психического развития. Существует определенная последовательность формирования психических функций, и для каждой психической функции есть свой сензитивный период развития.
Например: от 0-3 лет – период интенсивного развития восприятия; от 1-3 лет бурно развивается непроизвольная память; от 2-5 лет происходит развитие речи; возраст от 3-7 лет сензитивен для развития наглядно-образного мышления и воображения, после 10 лет происходит развитие словесно-логического мышления.
Таким образом, нормальное психическое развитие подчинено закону гетерохронии. Аномальное развитие характеризуется асинхронией, т.е нарушается темп и изменяются сроки формирования ВПФ.
3. Пластичность (податливость) психики, т.е. способность психических функций к взаимозаменяемости. Даже при утрате какой-либо психической функции за счет пластичности психики в целом, возможно психическое развитие, достаточное для социальной адаптации человека.
Специфические закономерности развития психики характерны для детей с отклонениями в развитии. Выготский Л.С. выделяет:
1. Расхождение (дивергенция) двух планов развития психики: биологического и социального (психического).
Нормально развивающийся ребенок растет, созревает биологически и на каждом возрастном этапе достигает новых уровней психического развития. Ребенок с отклонениями в развитии развивается физически, а в психическом развитии по мере роста отстает все больше и больше.
Вся коррекционная работа направлена на преодоление этих расхождений.
2.Огромное значение для теории и практики имеет учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Любой дефект имеет сложную структуру: первичные нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы; вторичные нарушения, которые вытекают из первичных и обусловлены тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичные нарушения, к которым относят отклонения в развитии личности; и сохранные функции.
Например, вследствие поражения слухового анализатора (первичный дефект) возникают нарушения речи (вторичный дефект), в результате возникают какие-либо личностные отклонения (третичный дефект). Однако имеются и сохранные функции (зрительное восприятие и т.д.)
3. Еще одна закономерность проявляется в наличии компенсаторных мехпнизмов. При любом дефекте существуют сохранные функции.Вся коррекционная работа строится с опорой на сохранные функции, т.е. при коррекции нарушений используется принцип обходного пути.
Учение Л.С. Выготского «о закономерностях аномального развития» получило продолжение в трудах отечественных ученых дефектологов. В.И. Лубовский в своей монографии «Развитие словесной регуляции у детей в норме и патологии»(1978) обобщил исследования Л.С.Выготского и его последователей, а также результаты собственных исследований, и пришел к выводу, что у всех детей с отклонениями в развитии изменена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации. Также у всех проблемных детей выявляется недостаточность участия речи в протекании психических процессов, страдает словесная регуляция действий, страдает процесс коммуникации.
Из-за выше перечисленных особенностей развития дети с отклонениями в развитии испытывают затруднения в социальной адаптации.
В «концепции о развивающем характере обучения» Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие.
Он выделяет «зону актуального развития» ребенка, т.е. возможности ребенка, реализующиеся в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» - потенциальные возм ожности ребенка, то, что он может сделать сегодня с помощью взрослого, а в дальнейшем самостоятельно.
«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы с ребенком.
«Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учетом «зоны ближайшего развития».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1. Современный подход к организации деятельности специальных образовательных учреждений.
В 1997 году коллектив авторов под руководством академика В.И. Лубовского разработал проект Государственного стандарта специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость этого документа была обусловлена изменениями в системе образования и в обществе в целом.
В этом документе рассматриваются такие понятия, как: «лица с ограниченными возможностями здоровья» - это лица, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных образовательных условиях.
Государственный стандарт состоит из двух разделов:
1 раздел. Общая концепция специального образования.
2 раздел. Стандарты для разных специальных образовательных учреждений.
На сегодняшний день выделяются следующие группы детей с отклонениями в развитии:
- дети с нарушением слуха;
- дети с нарушением зрения;
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением интеллекта или умственно отсталые дети;
- дети со сложными дефектами;
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- дети с нарушением поведения.
В первом разделе рассматриваются общие и специфические недостатки в развитии детей. К общим недостаткам относят: узкий кругозор и недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки общей и мелкой моторики, недостатки речевого развития, слабость произвольной регуляции поведения, коммуникативные трудности, низкий уровень пространственно-временных представлений, недостатки познавательной деятельности. Эти недостатки в структуре нарушений часто выступают как вторичные и характерны для всех проблемных детей.
Специфические недостатки обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и в структуре дефекта выступают как первичные. Характер этих недостатков будет зависеть от первичных нарушений (недостатки зрения, слуха и др.). Эти недостатки учитываются при разработке учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.
Также в первом разделе специально выделяется глава: «Диагностика» и впервые подчеркивается значение диагностики на различных этапах работы с детьми.
Во втором разделе Государственного стандарта содержатся образовательные стандарты для различных видов специальных образовательных школ. В каждом из них рассматриваются психолого-педагогическая характеристика соответствующей категории детей; дается перечень учебных дисциплин, изучаемых в школах данного вида; определяются сроки обучения и специальные образовательные условия (материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, обеспечение техническими средствами обучения, кадровое обеспечение).
2.Содержание основных разделов и принципы построения учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.
В учебных планах специальных образовательных учреждений можно выделить три образовательные области:
1. Дисциплины общеобразовательного цикла. Их перечень соответствует перечню дисциплин, изучаемых в массовых школах. Это характерно для всех видов школ, кроме школ VIII вида. Таким образом, во всех видах специальных школ, за исключением школ VIII вида, дети получают цензовое образование. Количество часов на эти дисциплины сокращенно по сравнению с массовой школой. В некоторых случаях допускаются незначительные изменения, например, в школе V вида не изучают иностранный язык. По некоторым предметам может сокращаться содержание разделов.
2. Дисциплины, имеющие коррекционную направленность. Их содержание определяется характером нарушений у детей с отклонениями в развитии. Например, в школах I, II вида вводят предмет «Предметно-практическое обучение»; в школах III, IV вида – «Ориентировка в пространстве и развитие мобильности», в школе VII вида – «Ознакомление с окружающим и развитие речи», в школе VIII вида – «Социально-бытовая ориентировка».
Коррекционные дисциплины в основном включаются в учебные планы начальной школы, за счет чего увеличиваются сроки обучения в ней (4-5 лет). Общий срок обучения варьируется от 10-12 лет. За этот период дети осваивают программу 9-летней общеобразовательной школы.
3. Дисциплины трудовой подготовки. Трудовому обучению отводится особое место в специальном образовательном процессе, дети должны быть подготовлены к дальнейшей жизни. В начальных классах проводятся уроки труда, а начиная с 5-го класса - углубленная трудовая подготовка с учетом возможностей детей. Например, в школах VI вида, при сохранном интеллекте, дети осваивают компьютер, иностранный язык, в школах VIII вида – швейное, столярное, слесарное дело и т.д.
Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются 9 разделов. Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре.
В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха происходит формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, к оказанию помощи старшим, овладение некоторыми трудовыми умениями и элементарной культурой труда. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.
Раздел «Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения.
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников имеет задачей развитие остаточного слуха.
. В процессе целенаправленной работы по формированию элементарных математических представлений дети овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями.
Музыкальное воспитании решает задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.
Классификация ДЦП
Спастическая диплегия
Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП.
Ею страдают более 50 % больных церебральным параличом. В литературе эта форма известна под названием «болезнь Литтля». При спастической диплегии имеет место двустороннее, иногда асимметричное поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.
Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами. Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано со временем и силой воздействия вредных факторов.
Прогностически-спастическая диплегия — это благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.
Двойная гемиплегия
Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии — преобладание ригадности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается.
Почти у всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии.
Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Стояние и ходьба невозможны. Некоторые дети с трудом овладевают навыком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации.
В большинстве случаев дети необучаемы. Тяжелые двигательные нарушения рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и даже простую трудовую деятельность. Это указывает на полную или почти полную инвалидность ребенка.
Гемипаретическая форма ДЦП
Эта форма характеризуется односторонним повреждением одноименных (левых или правых) конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза.
Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками позже, чем здоровые. Со временем формируется стойкая патологическая установка конечностей и туловища: приведение плеча, сгибание и пронация предплечья, сгибание и отклонение кисти, приведение большого пальца руки, сколиоз позвоночника. Патология речи отмечается у 30—40% детей, чаще по типу дизартрии или моторной алалии. У 25—35 % наблюдается УО. 45—50 % —ЗПР. Степень интеллектуальных нарушении вариабельна от легкой до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки.
Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми.
Гиперкинетическая форма ДЦП
Наблюдается у 20—25 % больных с указанной патологией. Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов.
При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Походка обычно не плавная, толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте больным труднее, чем идти. Произвольные движения маловыразительные, размашистые, дискоординированные; затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма.
Речевые нарушения наблюдаются у 90—100 % больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. В 20— 30% случаев выявляют снижение слуха, преимущественно на высокие тона; в 10— 15 % — судороги. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, т. е. интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. У 50 % детей наблюдается ЗПР.
Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.
Атонически-астатическая форма ДЦП
Поражение мозжечка и лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдается следующая патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).
У 60—80 % детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, дизартрии; может иметь место моторная алалия.
Интеллект варьирует от ЗПР до УО различной степени тяжести. При поражении лобных отделов мозга дети малоэмоциональны, безразличны к окружающим, малоинициативны, могут быть очень агрессивными.
Содержание понятия «задержка психического развития».
Интеллекта
Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам. Профессионального взаимодополнения.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам
усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности,
формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого
возрастного периода. Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Охарактеризуем кратко эти разделы.
I. Раздел «Здоровье»
В данном разделе рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Определены задачи формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на овладение детьми приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.
II. Раздел «Социальное развитие»
Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
- формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);
- формирование сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
- формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).
III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
Физическое воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
В режиме дня ребенка должны быть предусмотрены занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы в ходе их решались как общие, так и коррекционные задачи.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
Данный раздел имеет несколько подразделов:
1. Развитие внимания
На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произвольного внимания.
2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрителъно-двигателъной координации
На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности обеих рук. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
3. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей перцептивных действий, таких, как действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом.
4. Развитие различных видов памяти
У проблемного ребенка, как и у его нормально развивающегося сверстника, наблюдается предпочтительное развитие тех или иных видов памяти и разная степень их включенности в ту или иную деятельность.
Работа по развитию памяти позволяет сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности. Именно эти полимодальные образы восприятия затем становятся основой для формирования обобщенных и более гибких представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
5. Формирование мыслительной деятельности
Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
На занятиях по формированию мышления выделяются следуюшие направления:
• создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;
• формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
• формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;
• формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов — заместителей;
• формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способах ее выполнения;
• формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном плане;
• формирование у детей наглядно-образного мышления;
• формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;
• обучение детей решению элементарных логических задач.
6. Ознакомление с окружающим
В этом разделе основная задача — сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности. А также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих ценностях.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы.
7. Формирование элементарных математических представлений
В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение — один из важнейших мыслительных процессов — лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и количеству. Основной задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.
8. Развитие основных компонентов речевой деятельности.
Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5—6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на создание предпосылок к развитию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизацию артикуляционного аппарата.
9. Подготовка к обучению грамоте
Данный вид занятий проводится в