Проблема целеполагания в педагогике.
Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия.
Цель педагогического процесса — это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Соответственно цель педагогической деятельности — предвосхищение в сознании педагога ее результатов.
Так как процесс социализации и его составная часть образование (воспитание) происходят на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость.
I (макросоциальный) уровень — определение идеала воспитания в обществе (отдельной стране, у конкретного народа).
II (микросоциальный)уровень — конкретизация общих целей образования I уровня в образовательных целях конкретных учебно-воспитательных учреждений или учреждений дополнительного образования.
III(межличностный) и IV (личностный) уровни — конкретизация целей, поставленных на I и IIуровнях с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, наклонностей, интересов и т. д.
13. Трактовка цели воспитания в нормативных документах; Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи».
Все страны, подписывавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции, в которых речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным отего собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; воспитание уважения к окружающей природе.
. Например, в соответствии с законом «Об образовании в Республике Беларусь» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Согласно закону.
целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач:
- формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
-подготовка к самостоятельной жизни и труду;
-формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
-овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
-формирование культуры семейных отношений;
-создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.
Согласно конвенции
14. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития.
Содержание образования – чему учить детей и молодежь, что может быть предметом самообразования, какие качества необходимо воспитывать у ребенка.
в содержании образования выделяются четыре основных компонента (Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру, Опыт творческой деятельности).
При отборе содержания общего образования в педагогической науке принято пользоваться системой критериев:
-Целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности
-Высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала
-Соответствие сложности содержания реальным возможностям учащихся определенного возраста
-Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета
-Учет международного опыта построения содержания образования
-Соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения.
15. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях-
образовательный стандарт, типовой план, учебный план, учебные
программы) учебники и учебные пособия.
На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия
Содержание образования представлено:
В Государственных образовательных стандартах - Государственный образовательный стандарт — нормативный документ, в котором определен образовательный минимум («Что должен знать и уметь выпускник?») для каждой ступени образования
В учебных планах -Учебный план —документ, который устанавливает состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, общий объем отводимого на их изучение времени
В учебных программах - Учебная программа — нормативный документ, фиксирующий содержание образования на уровне учебного предмета, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися
В учебниках и учебных пособиях- Учебник — важнейшее дидактическое средство, книга для учащихся, в которой излагаются основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установленными программой данного учебного предмета и требованиями дидактики.
Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный гол для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.