Педагогика как наука и учебный предмет.
Педагогика как наука и учебный предмет.
Наука Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного.
Педагогику как учебная дисциплина, включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития.
Объект педагогики — это сфера образования
Предмет педагогики — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах
Педагогическое искусство — практическая реализация педагогической теории на высоком уровне педагогического мастерства
Педагогика в системе наук о человеке.
К смежным с педагогикой наукам относятся философия, социология, психология, физиология и другие.
На стыке педагогики с другими антропологическими науками возникла педагогическая антропология — система педагогических взглядов, основанная на данных наук о человеке.
Кроме того важными для П. являются: науки о человеке(анатомия, физиология, психология, социология.) Гуманитарные науки о духовном мире человека (философия, этика, эстетика). Естественные науки (для научной основы образования). Математические и технические (статистика, математика, информатика, эргономика).
Основные категории педагогики.
Образование - это процесс и результат воспитания, обучения, развития личности.
Воспитание - это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.
Обучение личности – это обучение личности.
Еще одна категория(?)Развитие — это общий процесс становления человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном плане
Методология педагогики и ее уровни
Методология - система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности
Уровни методологии:
Высший, философский уровень — наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией
Общенаучная методология — теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (теория познания, логика). Принципы: единство социального и биологического; единство общего, особенного и единичного; единство теоретического и практического; и т.д.
Конкретно-научная методология — совокупность принципов (подходов), методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине
Технологическая методология — методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку
Эмпирические и теоретические методы педагогических исследований
Методы педагогического исследования — способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.
Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материала — фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.
Аксиологический подход в изучении педагогических явлений.
Аксиологический подход означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности.
Предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентации. (Аксиология — учение о ценностях, ценностной структуре мира)
Образование как целостный педагогический процесс.
Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.
целостность педагогического процесса реализуется: 1) в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств); 2) в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания); 3) в единстве функций педагогического процесса; 4) в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально ценностных отношений к окружающему миру); 5) в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс; 6) в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, 7) в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую); 8) в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.
Педагогическом опыте.
Урок – экскурсия, урок-лекция, урок-семинар, урок – дидактическая (делова) игра, урок-суд. Прочие нестандартные (путешествие, соревнование, сказка, аукцион и пр.)
Сейчас распространены факультативные занятия. Чтобы дети могли по интересам развиваться.
Педагогика как наука и учебный предмет.
Наука Педагогика изучает и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, индивидуального и общественного.
Педагогику как учебная дисциплина, включает теоретический и практический аспекты обучения и воспитания человека на различных возрастных этапах его развития.
Объект педагогики — это сфера образования
Предмет педагогики — образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах
Педагогическое искусство — практическая реализация педагогической теории на высоком уровне педагогического мастерства