Вопрос 39. Сущность и задачи эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Пути реализации задач эстетического воспитания.
Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием « эстетика» (ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном.
Эстетическое воспитание - организация разнообразной художественно- эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Задачи эстетического воспитания:
· формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;
· формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;
· формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одарённых детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учётом эстетических норм и ценностей.
Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.
Эстетические чувства— эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.
Эстетические потребности— нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
Эстетические вкусы —способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.
Эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
Пути осуществления ЭВ:
· Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др..), приёмов (отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т.д..), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; университеты культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многие другие). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и реализуется за счёт восприимчивости младших школьников, в первую очередь на уроках литературы, языков, музыки и пения, изобразительного искусства, технологии. Учитель даёт задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно- эстетические представления. Развитие эстетического вкуса - очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства. Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учения, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе вокруг детей. Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время ( уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов - видеть красоту своей деятельности).
· В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний.
· Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.
Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.
В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания.
Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное художественное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективистского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Педагоги-абстракционисты усматривают суть эстетического развития в формировании у учащихся «индивидуального» видения мира, умения выражать свои субъективные состояния и переживания с помощью сюрреалистических образов или «высокоинтеллектуальных абстрактных обобщений». Такой подход, по их мнению, в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных способностей школьников.
Идея спонтанного художественно-эстетического проявлениятесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного проявления. Представители этой концепции изгоняют из преподавания искусства целенаправленное и систематическое обучение умениям и навыкам реалистического творчества.
Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы композиции, звуковые тональности. Такое развитие основывается на неограниченных возможностях человеческой природы, которые в условиях индустриально развитых стран широко используются в промышленном производстве. Например, в Японии, Германии, Бельгии в условиях школьного художественно-эстетического обучения решаются практические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях.
Теория религиозно-эстетического воспитания основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.
Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания своих стран.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.52
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.390
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.321
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.354
- Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.211
- Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.
- Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ