Вопрос 34. Понятие о мировоззрении, его функции, структура, виды. Пути формирования научного мировоззрения школьников.
Термин «мировоззрение» возник в конце 18 века и впервые начал использоваться представителями немецкой классической философии. В общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и своё место в этом мире.
Дадим определение мировоззрению как личностной характеристике человека. Мировоззрение - специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщённую систему его знаний, взглядов, его убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую, и морально-эстетическую позицию и поведение в разных сферах жизни.
Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.
Структурные компоненты мировоззрения: объективные (система знаний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).
Знаниякак объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания - основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь - цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали формированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.
Взгляды- суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются представителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказывают сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.
Убеждения- совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, характер её деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений - это изменение установок и направленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя индивидуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеждений являются чувства. Особенно значительны интеллектуальные чувства, такие, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремлённость.
Идеал - это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чём-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности: предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей.
Непреклонная воля – важный элемент мировоззрения.
Функции мировоззрения по И.Ф. Харламову:
· информационно-отражающая - связана с определённым восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражение в сознании человека в соответствии с его мировоззрением;
· ориентационно-регулятивная - связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его взглядами и убеждениями;
· оценочная - связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.
Б.Т. Лихачёв выделяет ряд важных общественных функций мировоззрения. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.
В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующиевиды мировоззрения: научное, религиозное, жизненное (обыденное) мировоззрение.
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путём научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создаёт основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.
Религиозное мировоззрение - опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т.д.. Религия - мощный пласт человеческой культуры, и элементы религиоведения должны найти отражение в школьных программах, а государство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.
Жизненное мировоззрение - формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передаётся от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире. Жизненное мировоззрение опирается на жизненные познания человека и обычно отражают внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.
Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе.
Основные задачиработы школы по формированию научного мировоззрения:
1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;
2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;
3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путём участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;
4) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.
Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) разнообразной деятельности; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.45
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.312
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.300
- Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.223