Вопрос 26. Понятие о процессе воспитания, его цель, особенности, структура.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности.
Процесс воспитания — целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности, по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.
Цель воспитания — способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. По Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания:
· способствовать развитию личности, ее талантов, умственных способностей и физических сил ребенка в полном объеме;
· воспитывать уважение к правам человека и его свободе;
· воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает;
· подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами;
· воспитывать уважение к окружающей природе.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение.
· Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны учащимся).
· Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.
· Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.
· Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности.
· Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».
· Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.
· Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.
· Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания – воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).
· Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном.
· Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку.
С точки зрения культурологического подхода структуру воспитательного процесса можно представить следующей логической цепочкой: цель – принципы – содержание – методы, средства, формы – анализ и диагностика, и так сначала.
Рассмотрим структуру процесса воспитания более подробно:
Первый этап:диагностика (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания:
· определяются цели и задачи;
· принципы процесса воспитания – это руководящая идея, основное требование к деятельности, поведению.
Второй этап:проектирование, планирование воспитательной деятельности:
· разработка содержания( системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами). Содержание современного воспитания определяется Программой воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
· методов (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств);
· средств (относительно независимых источников формирования личности);
· форм(внешнего выражения процесса воспитания).
Третий этап:организация педагогического взаимодействия (реализация планов).
Четвёртый этап:проверка, оценка, анализ результатов.
Затем всё повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.
2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.
4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.
5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.
6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.