Вопрос 22. Системы и формы организации обучения. Классно-урочная система обучения.

Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения, как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и др.) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому ученику. Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми.

Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика».

Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:

• постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

• учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

• каждый урок посвящен только одному предмету;

• постоянное место и продолжительность занятий;

• стабильное расписание занятий.

Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:

• усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;

• возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;

• облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;

• присутствует строгая организационная структура;

• экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

• создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;

• воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся.

Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:

• необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);

• ориентация на «среднего» ученика;

• невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;

• затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.

При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными. До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе.

Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе.

В конце 18 - начале 19 столетия с ростом капиталистического производства ощущается потребность в массовом обучении. Идёт поиск новых форм обучения, которые позволяли бы одному учителю учить большое количество людей. Возникли такие системы обучения, как Белланкастерская система обучения, Дальтон-план, бригадно-лабораторная система, план Трампа, Мангеймская система, Батовская система и др.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.108
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.284
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.225
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.316
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.127
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.251
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.125

Вопрос 23. Урок – основная форма организации обучения. Требования к уроку. Типология и структура уроков.

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок. Урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся, потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. Можно выделить особенностиурока, отличающие его от других форм обучения:

· дидактические цели (соответствуют функциям обучения);

· определенный объем учебного материала;

· постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту;

· руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

· последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры урока;

· ограниченность во времени;

· четкое время проведения по расписанию;

· обязательность посещения урока;

· реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов;

· опора на достигнутый уровень знаний.

С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным, воспитывающим и организационным требованиям к уроку:

· четкое определение образовательных задач;

· определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем подготовки учащихся;

· выбор методов обучения (активные методы);

· наличие межпредметных связей;

· использование новейших достижений науки;

· развитие всех сфер личности;

· формирование общепедагогических умений;

· усвоение знаний, развитие умений и навыков;

· четкая постановка воспитательных задач;

· развитие научного мировоззрения;

· формирование познавательных интересов, мотивов учения;

· учет психологических особенностей обучения;

· соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;

· четкое планирование урока;

· соблюдение структуры урока;

· использование разнообразных средств обучения;

· соблюдение принципов обучения и др.

Рассмотрим типы уроков и их структуру.

Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук):

• урок изучения новых знаний - основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. Такие уроки используются для передачи объемного материала, демонстрации технологических процессов, новых явлений.

• уроки со­вершенствования знаний, умений и навыков. В большинстве классификаций этот тип урока разби­вают на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репро­дуктивного типа — устных или письменных упражне­ний); б) урок — лабораторная работа; в) урок практиче­ских работ; г) урок - экскурсия; д) урок - семинар.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систе­матизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение зна­ний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и со­вершенствования знаний, умений и навыков.

• урок обобщения и систематизации изученного - сущность этих уроков состоит в активном воспроизве­дении изученного материала по отдельным разделам учеб­ной программы и в организации упражнений с целью при­ведения знаний в систему, осмысления их логики, что спо­собствует более прочному овладению ими и совершенство­ванию практических умений и навыков.

• урок проверки и контроля знаний - уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического мате­риала, системы научных понятий изучаемого курса, сфор­мированное умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррек­ции в процессе учения в соответствии с диагностикой со­стояния обученности детей.

• комбинированный урок - это наиболее распространен­ный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше.

Под структуройурока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Наиболее распространенный — комбинированный урок. В современной дидактике выделяют от 3-х до 12 этапов комбинированного урока.

Комбинированный урок объединяет несколько дидактических задач и может состоять из следующих этапов:

1. Организационный — дидактическая задача заключается в под­готовке учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания — дидактическая за­дача — проверка правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов в знаниях и их устранение.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности — дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку уча­щихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. На этом этапе осуществляется целеполагание, актуализация прежних ЗУНов, мотивация.

4. Усвоение новых знаний — дидактическая задача – формирование у учащихся конкретных представлений об изучае­мых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала — дидактическая задача состоит в установлении специфики осоз­нанности его освоения.

6. Закрепление знаний — дидактическая задача заключается в орга­низации деятельности учащихся по применению новых знаний.

7. Обобщение и систематизация знаний — дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.

8. Контроль и самоконтроль знаний — дидактическая задача ори­ентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на само­контроль и самообразование.

9. Подведение итогов — дидактическая задача — дать анализ ус­пешности образовательной деятельности и показать пути реше­ния проблем в обучении.

10. Информация о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной после­довательности, могут носить инвариантный характер и объеди­няться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также дру­гие формы обучения.

Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Так, структура урока изучения новых знаний может быть следующей:

а) организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, актуализация ранее изученного с целью связи с но­вым);

б) постановка целей и задач урока;

в) изложение, объяснение нового материала,включение учащихся в самостоятельную работу (с учебником, справочной литературой, прибо­рами, оборудованием, компьютерной техникой);

г) выполнение практических работ как закрепление нового материала или краткий опрос по изложенному материалу;

д) подведение итогов урока с комментарием успехов и трудностей в усвоении темы;

ж) домашнее задание и его комментарий.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.111
  2. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.300
  3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.229
  4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.323
  5. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.130
  6. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.259
  7. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.128

Наши рекомендации