Вопрос 17. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности.
В настоящее время современная дидактика представляет классификацию методов обучения, в основе которой лежит характер познавательной деятельности ученика. Эта классификация разработана в отечественной дидактике И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным и соотносится с элементами содержания образования, которое служит усвоению опыта деятельности. В нее включаются: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; исследовательский метод.
Объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение — организация усвоения информации учащимися. Роль учителя: сообщает готовую информацию различными средствами (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, наглядные и технические средства, показ, демонстрация, лабораторная работа). Роль учащихся: воспринимают, осознают и запоминают информацию (слушают, смотрят, работают с предметами, читают, наблюдают). Этот метод экономичен, эффективен, поэтому используется на протяжении столетий. Тут учителем может быть ученый, конструктор, артист. Возможно использование магнитофона, кино, компьютера, предлагается демонстрация опытов. Деятельность учителя разнообразна, а ученика — однотипна (он воспринимает, осмысливает, запоминает). Без этого метода невозможно обеспечить развитие творческих способностей учеников. Метод передает готовые знания. Границы применения метода: используется до тех пор, пока ученик не осуществит осмысленное запоминание. Этот метод связан с первым элементом содержания образования — усвоениие знаний о природе, обществе, человеке.
Репродуктивный метод. Суть метода — знания, полученные объяснительно-иллюстративным методом, переводятся на более высокий уровень усвоения — в умения. Ученик приобретает опыт деятельности. Роль учителя: системой заданий организует деятельность школьников по воспроизведению знаний; учитель дает задания, а ученик выполняет их; учитель большое внимание уделяет инструктажу, подбору упражнений. Роль ученика: решает сходные задачи (задачи по образцу), составляет план, по инструкции (алгоритму) выполняет задание. Воспроизведение и повторение деятельности по заданию учителя — главный признак метода. Граница применения метода — пока ученик не научится применять знания по трафаретам, образцам, выполнять однотипные задания. Этот метод связан со вторым элементом содержания образования, когда ученик овладевает знаниями о способе действия.
Проблемное изложение. Метод передает опыт творческой деятельности. Суть метода в том, что учитель ставит проблему и сам ее решает. Этим самым он показывает путь ее решения. Роль учителя: показывает образец научного подхода к решению проблемы. Ставит проблему, выдвигает гипотезу и самостоятельно доказывает ее. Роль ученика: следит за логикой доказательства, контролирует правдоподобие и убедительность опыта. Ученик воспринимает, осознает, воспроизводит и следит за логикой доказательства учителя. Это метод находит связь с третьим элементом содержания образования. Граница применения метод— научить видеть проблемы, переводить их в задачи, выдвигать гипотезы, овладевать логикой доказательства.
Частично-поисковый метод.Приближает ученика к самостоятельному поиску. Роль учителя: им ставится задача. Если она не под силу ученикам, то он: а) расчленяет ее на ряд подзадач, доступных для решения учеником; б) использует беседу, состоящую из серии взаимосвязанных вопросов и ответов (диалог, собеседование, дискуссия). Роль ученика: ставит вопросы (к картинке, плану, графику); самостоятельно делает выводы из фактов; высказывает свое предположение, предлагает свой вариант гипотезы; строит план решения задачи. Это метод, при котором учитель организует долю участия школьников в усвоении знаний, самостоятельном их добывании. Частично-поисковый метод реализует третий элемент содержания образования (передача опыта творческой деятельности).
Исследовательский метод. Исследовательский метод применялся в школах в первые годы советской власти, когда ликвидировали зубрежку и вводили бригадный метод обучения, лабораторный метод, метод проектов. Учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера: практические задания, создать эксперимент, организовать целенаправленное наблюдение, опытные задания, поисковые задачи, задачи на доказательство. Но задания должны быть в определенной системе, что облегчает их решение учеником. Исследовательский метод обеспечивает творческое применение знаний. Этот метод обучения связан с третьим и четвертым элементами содержания образования — усвоение опыта творческой деятельности и развитие эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.99
- Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.250
- Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.414