Вопрос 5. Проблема целеполагания в педагогике.
Способность постановки целей своей деятельности – врождённое качество человека.
Цель – категория философская, это идеальное предвидение результата деятельности; это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.
Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщённых мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Задача– часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся – важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.
Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.
Условия обучения учеников целеполаганию:наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.
По значимости и уровню обобщённости цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень – государственные цели, следующая – цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного возраста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.
Следует различать цель педагогической деятельности (в смысле цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы)и цель воспитания(в смысле воспитания в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).
Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.
Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель её ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:
· образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уровень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать представление»…); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие», «научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) – эти два уровня объединяются в уровень знаний; 3) уровень применения – практическая, алгоритмическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать умения», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творчества – перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из вышесказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.
· развивающую задачу, которая связана с развитием у ребёнка психофизических процессов, его мышления и др. (создать условия для развития…, способствовать развитию…, развивать…).
· воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).
Причём, все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присутствовать только образовательная задача, воспитательная же и развивающая могут и не ставится, так как они относятся ко всей теме.
Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию.
Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.
Общей целью как идеала воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.
Разностороннее развитие подразумевает:
· Телесное здоровье;
· Психические способности;
· Социальное развитие;
· Духовное развитие.
Гармоническоевоспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природной и социальной средой и с самим собой.
Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели и идеале воспитания.
Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время из-за отсутствия экономических возможностей неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Ведётся поиск новых подходов и формулировок цели воспитания, которые рассчитаны на гуманизацию и демократизацию воспитательной системы.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.60
2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.14, 69
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. П/ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002, стр.123
4. Педагогика п/ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.62
5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.84
6. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.87
7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.506
8. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.335
9. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.26
10. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.