Методы осмысления социального опыта и мотивации поведения.
Методы формирования социального опыта. Педагогическое требование: слабая форма, средняя форма, сильная форма, их методическая характеристика. Условия применения метода педагогического требования. Упражнение, сущность и виды. Методические приемы организации прямых и косвенных упражнений. Поручение, как метод воспитания. Ролевая функция и границы поручения. Методические рекомендации использования метода поручений.
Пример как метод воспитания, его виды. Методические рекомендации использования примера великого человека. Методические рекомендации использования примера взрослого и сверстника. Ситуация свободного выбора. Естественная и искусственная ситуации, методические приемы использования
Пример в воспитательном процесса призван организовать образцы поступков, деятельности, образа жизни. Действие этого метода обусловлено психологическим механизмом подражания, благодаря которому взрослеющий человек осваивает огромный объем социального опыта. Однако если бы человек с самого рождения все открытия делал сам, то взросление человека проходило бы малорезультативно. Поэтому подражательная деятельность ребенка должна организовыватья и направляться педагогом.
Чем меньше возраст ребенка, тем менее избирательно и осознанно он впитывает как «промокашка», повторяет самое броское, яркое и случайное. Окружающих умиляет, как двухлетний малыш повторяет походку отца, его типичные словечки и жесты. Даже эти неосознаваемые действия ребёнка играют большую роль в организации воспитания. Но не стоит забывать, что пример может являться и отрицательным, и положительным, и пока ребенок оттого не различает, он просто повторяет то, что делают взрослые.
Когда мы говорим о примере как методе воспитания, речь идет о специальном педагогически организованном хорошем примере. И в первую очередь необходимо опираться на положительные примеры. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Рассмотрим неколько вариантов таких примеров.
Пример-идеал предопределяет активность ребенка и направление этой активности: так как ему нравятся в образце, те качества, которые он хочет иметь сам. Соотношение себя с тем, кому он подражает — это работа ребенка над своим будущим. В процессе воспитания важны разнообразные виды педагогически организованных примеров.
Пример великого человека, выдающейся личности. Такой вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель) уже прожил целую жизнь, состоялся как личность, достиг признания людей. На этом примере детям нужно показать, каким он образом он добился этих достижений: каким был в детстве, как учился, о чем мечтал, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера. Этот вид примера не дает результата, если к нему часто обращаться. Он не терпит суеты, легковесности методической ситуации.
Пример взрослого методически организуется иначе. Для детей примером являются родители, старшие члены их семьи, а также очень важен пример педагога. В глазах ребенка должен сформироваться положительный образ, которому он будет подражать.
Пример сверстников также играет немаловажную роль в воспитании. Часто детям не помешивает присматриваться к своим ровесникам: героям книг, одноклассникам, приятелям во дворе. Их поступки часто понятнее детям, чем поступки взрослых, действия похожи на их собственные, и трудности. Однако следует помнить, что для ребенка (как и для взрослого человека), сравнение себя с положительным примером успешного ровесника может быть очень болезненно. Страх быть не таким, как другие, может надолго негативно отразиться на активности ребенка и возможно даже вырасти в комплекс неполноценности в подростковом возрасте.
Педагогу нельзя забывать и о том, что для взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно самому стать примером для других. Если не в учебе – тогда в труде, в пении, рисовании, спорте, в рассказывании веселых историй. Чем разнообразнее деятельность воспитанников организует воспитатель, тем больше шансов у них стать хоть в чем-то примером для товарищей.
Наконец, в организации примера есть еще один важный вопрос: если положительные примеры достаточно эффективны, имеет ли педагогический смысл использование отрицательных примеров? Сила воздействия примера во многом зависит от его привлекательности в глазах воспитанников. Поэтому воспитателю всегда нужны самые яркие, впечатляющие примеры, ведь он ведет воспитанника совершенству. В реальной жизни обязательно найдутся яркие негативные примеры, и про них забывать не стоит. На таких примерах ребятам следует показывать следствие эгоистического поведения, бескультурья. Однако количество негативных примеров при воспитании детей должно быть намного меньше, чем положительных.
Вопрос 21. Эстетическое воспитание младших школьников
Эстетическое воспитание. Понятие об эстетической культуре личности. Выработка системы художественных представлений, взглядов и убеждений. Внесение элементов прекрасного во все стороны бытия. Готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Система работы начальной школы по формированию эстетической культуры. Эстетическое освоение действительности в процессе творческой деятельности. Источники эстетического воспитания – учение, природа, модели отношений, оформление ближайшего окружения и быта в школе и дома. Формирование эстетической культуры средствами искусства – художественное воспитание. Эмоциональность восприятия художественных произведений, углубление их осмысления. Развитие художественного вкуса в процессе чтения литературных произведений, музыкального воспитания, изобразительного искусства. Формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Роль кино и СМИ в эстетическом воспитании младших школьников
Эстетическое воспитание — процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
- эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;
- эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
- эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
- эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
- эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр.
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего безобразного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.
Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?
Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.
Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.