Понятие внутриличностного конфликта. Механизмы психологической защиты, характерные для юношеского периода.
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление. В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, различают конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах. Мотивационные конфликты, т. е. конфликты, возникающие в результате одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Первый тип мотивационного конфликта – это когда человек оказывается перед необходимостью выбора между альтернативами в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими. Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу. Второй тип конфликта близок по своей природе первому типу, но предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями ( выбор «из двух зол меньшего»). Третий тип конфликта – это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы» и внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за» и «против». Менее изучены так называемые когнитивные конфликты, в основе которых находится противоречие несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Например, некто, с кем, как вы полагали, вас связывают вполне дружеские отношения, совершает несовместимый с этим поступок. Возникает противоречие двух представлений: «он мой друг» и «друзья так не поступают», эмоциональное переживание которого знакомо многим. Данная проблематика описывается в психологии теорией когнитивного диссонанса. В соответствии с ней люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния диссонанса, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), психологически противоречивых (не согласованных). Типичные способы уменьшения когнитивного диссонанса – либо изменить одно из противоречащих представлений так, чтобы они более‑менее соответствовали друг другу, либо прийти к некоему новому представлению, которое примирит, снимет противоречие между ними. В приведенном нами примере человек может пересмотреть свое отношение к своему другу – «он мне не друг» (что соответствует второму – «друзья так не поступают»); пересмотреть свое отношение к его поступку, который, может быть, не так уж и плох, как сначала показалось. Наконец, противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни личности, могут переживаться как ролевые конфликты. Возникновение противоречий между различными ролевыми позициями личности, соответствующим ролевым поведением и возможностями личности может вести к возникновению этого вида внутриличностных конфликтов. Различаются два основных вида ролевых конфликтов. Межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в серьезную психологическую проблему (например, противоречие профессиональной роли и семейных ролей жены или матери для женщины). Второй вариант ролевых конфликтов – это внутриролевые конфликты, т. е. противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда или из‑за неспособности человека соответствовать требованиям роли или из‑за его нежелания делать это опять возникает проблема выбора.
В трудной жизненной ситуации для снижения негативных эмоций человеком могут быть использованы защитные механизмы личности - это любые реакции, возникающие и развивающиеся в психике (с раннего детства и в течение всей жизни), к которым неосознанно прибегает человек с тем, чтобы защитить свое «Я» от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, субъективно воспринимаемых им как опасные. Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы. О “полезности” психологической защиты можно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. В юношеском возрасте наиболее часто используются дефензивные (интерпретационные) механизмы психологической защиты, при которых негативная информация имеется в сознании, но переведена в «безболезненную» форму:
· рационализация – попытка объяснить неприемлемое поведение социально приемлемыми причинами, что позволяет снять ответственность с себя и перенести ее на обстоятельства, других людей и т.д.
· сублимация – переключение активности с первичной проблемы (где постигла неудача) на деятельность другого рода, где достигается успех, хотя бы и мнимый.
· проекция – приписывание окружающим неприемлемых для личности своих свойств. Перемещая на внешнее окружение собственные аспекты личности, человек позволяет в себе не видеть того, что кажется ярким и очевидным в других.
· смещение – проявления реагирования переадресуются от более грозного объекта к менее угрожающему (различные варианты замещающего действия).Иногда объектом замещения становится сам человек : враждебность против других при этом переадресована себе самому.