Синдром эмоционального выгорания: понятие, основные причины и признаки, пути профилактики.
Синдром эмоционального выгорания – термин, используемый в психологии с 1974 года, для обозначения процесса нарастания физического, умственного, морального истощения личности. По мере усиления выраженности расстройства присоединяются глобальные изменения в сфере межличностных коммуникаций вплоть до формирования стойких когнитивных дефектов. Среди предложенных психологами разъяснений сути синдрома эмоционального выгорания, по мнению многих ученых наиболее достоверной является трехфакторная модель, созданная К. Маслач и С. Джексон. В их представлении синдром эмоционального выгорания – многомерная конструкция с тремя составляющими:
• психическим и физическим истощением;
• расстройством самовосприятия (деперсонализации);
• изменением в сторону упрощения индивидуальных достижений (редукцией).
Основной компонент синдрома эмоционального выгорания – истощение ресурсов личности в физическом, психологическом и когнитивном аспекте. Основные проявления развития патологического процесса: сниженные психические реакции, равнодушие, безразличие, душевная апатия.
Второй элемент – деперсонализация оказывает огромное влияние на ухудшение качества взаимоотношений индивида в обществе. Расстройство самовосприятия может проявляться двояко: либо усилением зависимости от других людей, либо сознательным проявлением крайне негативного отношения к определенной группе окружающих, циничности требований к ним, беспардонностью высказываний.
Третье звено подразумевает изменение человека личностной оценки: чрезмерной критики в свой адрес, в сознательном преуменьшении профессиональных навыков, умышленном ограничении реально существующих перспектив в карьерном росте.
Стоит отметить, что синдром эмоционального выгорания – не статичный, а динамичный процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы (стадии). В своем развитии это расстройство сферы чувств демонстрирует три основные группы реакций организма на влияние стресса:
• физиологические симптомы;
• аффективно-когнитивные эффекты (психоэмоциональные признаки);
• поведенческие реакции.
Признаки синдрома эмоционального выгорания обнаруживают себя не все одновременно: для расстройства характерен длительный латентный период. Со временем проявления усиливают свою интенсивность, приводя без необходимых коррекционных и лечебных мероприятий к значительному ухудшению качества жизни индивида в различных сферах. Итогом запущенных состояний могут стать расстройства невротического характера и психосоматические патологии.
В числе соматических и вегетативных проявлений синдрома эмоционального выгорания: быстрая утомляемость, усталость после полноценного отдыха, частые приступы головной боли напряжения, ухудшение функций иммунной системы и, как следствие, частые вирусные и инфекционные заболевания, стойкие проблемы со сном и др. Среди частых аффективно-когнитивных эффектов синдрома эмоционального выгорания: истощение мотивации, «душевная» апатия, чувство одиночества и бесполезности, нетерпимость и обвинение окружающих, отрицание своих возможностей и неверие в потенциал и т.п. Наиболее распространенными поведенческими реакциями при синдроме эмоционального выгорания являются: полная или частичная дезадаптация – утрата навыков адаптации к требованиям социума, дистанцирование от выполнения служебных обязанностей, низкая продуктивность труда, ограничение социальных контактов, стремление к одиночеству, активное выражение в своих поступках неприязни, злобы, зависти коллегам, попытки «убежать» от действительности за счет приема наркотиков или алкоголя, стремление «взбодриться» обильным чревоугодием.
Синдрому эмоционального выгорания больше подвержены личности с определенными чертами характера, такими как:
• склонность воспринимать окружающее в крайностях;
• чрезмерная принципиальность;
• стремление отточить все действия до совершенства;
• безукоризненная исполнительность;
• высокий уровень самоконтроля;
• гиперответственность и др.
Синдром эмоционального выгорания наиболее часто фиксируется у лиц, деятельность которых связана с большим кругом общения. В группе риска: менеджеры среднего звена, работники социальных служб, медицинские сотрудники, преподаватели, представители сферы услуг. Синдром эмоционального выгорания может возникнуть у человека, который вынужден трудиться не по призванию, однако отказаться от такой работы он не может из-за ряда объективных причин. Также привести к расстройству может неблагополучный психологический климат и плохая организация труда в коллективе: нечеткое планирование функций работника, неясное формирование целей, плохая материальная база, бюрократические препоны. Способствует формированию синдрома эмоционального выгорания отсутствие соответствующего как материального, так и морального награждения за проделанный труд.
Профилактические мероприятия
Профилактика синдрома эмоционального выгорания заключается в проведение мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, разрешение трудных ситуаций и препятствие нервным срывам.
• Сбалансированное полноценное питание с минимальным вхождением жиров, но обилием витаминов, минералов, белков.
• Регулярная физическая активность.
• Ежедневное пребывание на свежем воздухе и общение с природой.
• Достаточный ночной сон.
• Золотое правило: трудиться исключительно в рабочее время, не доделывая «хвосты» дома.
• Обязательный выходной с кардинальной сменой деятельности.
• Минимум две недели отпуска один раз в год.
• Четкая расстановка и соблюдение приоритетов в делах.
• Качественный разнообразный досуг в свободное время: посещение увеселительных мероприятий, дружеские встречи, путешествия, занятия хобби.
Хороший способ преодолеть синдром эмоционального выгорания: овладеть новыми знаниями, например: записавшись на курсы иностранного языка, изучив тонкости сложнейших компьютерных программ или открыв свой вокальный потенциал.
26. Мотивация абитуриента. Динамика изменений компонентов мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе.
Мотивационная сфера – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Согласно закону Йеркса – Додсона эффективность деятельности зависит от силы мотивации, т.е. чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела. Однако на познавательную мотивацию этот закон не распространяется. Данные многих российских исследований позволяют утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора.
Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Два других вида направленности не обнаружили такой связи . Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто направлен на получение профессии часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению – нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п.
В последнее время были выявлены существенные различия в мотивации учебной деятельности студентов коммерческих отделений или вузов по сравнению с «бюджетниками». У студентов первой группы самооценка примерно на 10 процентов выше, чем у вторых; сильнее выражено стремление к достижениям в бизнесе; выше оценивается значимость хорошего образования и профессиональной подготовки; большее значение придается свободному владению иностранными языками. Различается и внутренняя структура мотивации получения высшего образования у «коммерческих» и «бюджетных» студентов. Для вторых более значимы мотивы «получить диплом», «приобрести профессию», «вести научные исследования», «пожить студенческой жизнью», а для первых – «добиться материального благополучия», «свободно владеть иностранными языками», «стать культурным человеком», «получить возможность обучения за границей, «добиться уважения в кругу знакомых», «продолжить семейную традицию». Тем не менее успешность обучения «коммерческих» студентов существенно хуже, чем студентов «бюджетников», особенно в престижных вузах, где высокий конкурс обеспечивает отбор наиболее сильных и подготовленных абитуриентов.
Основным фактором, обуславливающим успешность учебной деятельности, является не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура, в которой ведущую роль играют волевые качества. По В.А. Иванникову, человек проявляет свои волевые качества, когда совершает действие, которое изначально недостаточно мотивировано, то есть уступает другим действиям в борьбе за «поведенческий выход». Механизмом волевого действия можно назвать восполнение дефицита реализационной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мотивов конкурирующих действий. Это возможно, в частности, за счет придания действию нового смысла. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Для этого необходимо сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.
Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности,
хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции.
Социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления в вуз. Это отчетливо видно из данных, полученных С. В. Бобровицкой (1997) в период попытки перехода нашей страны к капитализму. Потеря прежних ценностей и ориентиров в жизни, бедственное положение системы образования и армии привели к новым мотивам поступления в вуз.
А. И. Гебос (1977) выделены факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:
· осознание ближайших и конечных целей обучения;
· осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
· эмоциональная форма изложения учебного материала;
· показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
· профессиональная направленность учебной деятельности;
· выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
· наличие любознательности и «познавательного психологического климата в учебной группе.
Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Ценность образования как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план. Возможно, что различие ценностей образования прошлых и текущих лет главным образом состоит именно в этом.
По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.
К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.
Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.
К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии. Приобретение знаний и вся их деятельность ограничиваются узкопрофессиональными рамками. Для этой группы студентов характерно целенаправленное, избирательное приобретение знаний, и только необходимых (по их мнению) для будущей профессиональной деятельности. Они много читают дополнительной литературы, глубоко изучают специальную литературу, эти студенты хорошо и отлично учатся по предметам, связанным со своей специальностью; в то же время не проявляют должного интереса к смежным наукам и дисциплинам учебного плана.
К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся. Они несистематически посещают учебные занятия, часто пропускают лекции, семинарские и практические занятия, не проявляют интереса к каким-либо видам учебной деятельности и дисциплинам учебного плана, так как их профессиональные интересы еще не сформированы.
К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.
27. Формирование мотивации к трудовой деятельности у студентов старших курсов и в период послевузовского обучения.
Успешность учебно-профессиональной деятельности студентов-медиков определяется структурой их профессиональной мотивации, отражающей цели, задачи и содержание врачебной деятельности.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
Мотивы трудовой деятельности. Рассмотрим те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом.
Первая группа причин — побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям (что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, в защите своего отечества и т. д.), это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности («кто не работает — тот не ест»), и нежелание прослыть тунеядцем.
Вторая группа — получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он — не только потребитель, но и созидатель. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
Мотивы выбора профессии.Общие мотивы трудовой деятельности, о которых речь шла выше, реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью.
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие.
Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию.
Мотивы выбора медицинской профессии. А. П. Василькова приводит следующие причины выбора медицинской профессии:
· желание лечить людей;
· желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей;
· возможность заботиться о здоровье своих близких;
· престиж профессии и семейные традиции;
· желание решать научные медицинские проблемы;
· возможность заботиться о своем здоровье;
· возможность оказывать влияние на других людей;
· доступность медикаментов;
· материальная заинтересованность.
Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности студента в будущее. Важным элементом направленности личности являются интересы, разнообразные по содержанию к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность. Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубоких и устойчивых интересов студентов к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования их личности. Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учению могут быть появление больших трудностей, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.
Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следует рассмотреть множество факторов:
1 - влияние родителей, которые разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим примером; родители направляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии.
2 - влияние друзей и учителей. Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.
3 - полоролевые стереотипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.
4- уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения. Многие юноши делают нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Способность человека достичь успеха в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества определяет его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.
5 - структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области.
С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.