Глава 15. игра в жизни дошкольника
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Могучую силу игры отмечал Я.А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию. В разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события и факты. Так, в 30-е годы они играли в «папанинцев», а уже в 60-е – в «космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.
Игра – это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых ситуациях. Кроме того игра – самостоятельный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же выбирая партнеров. В последнем случае дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом.
Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.
По инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие ребенка. Дидактические игры проводятся как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение устных рассказов о любимых игрушках и т. д. Дети любят игры – ответы на вопросы воспитателя: «Где лежат вещи?», «Какие животные живут в лесу?», «Какие овощи можно есть сырыми? » К ответам на такие вопросы детей готовят, а затем учат рассказывать о лесе, животных, сказочных героях, героях мультфильмов и т. д.
Дидактические игры можно проводить со всей группой во время учебных занятий, а можно поиграть и с подгруппами. Так, программа «Радуга» рекомендует для детей 5-ти лет игру «Садовник и цветы», которая проводится с небольшой группой детей (5 – 6 человек). Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторыми явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь.
Обязательными элементами дидактических игр являются следующие: отражение содержания учебного материала, выделение задач игры, наличие правил, определенные действия играющих, подведение итогов игры, объявление ее конечного результата. Дидактические игры носят обучающий характер и по своему основанию и действиям играющих не должны отвлекать ребенка от главного – освоения и закрепления определенных новых или повторения уже известных знаний. Если с детьми на занятиях проводится дидактическая игра, направленная на освоение таких понятий, как «величина», «больше», «меньше», то подбираются задания, связанные с этими понятиями.
Например, детей просят подобрать мишкам разной величины одежду соответствующего размера. Каждый ребенок берет мишку-игрушку и среди предложенных вещей находит нужную шубку, штаны, рубашку. Это игра для детей младшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем сложнее и дидактические игры.
В среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактических играх, а учатся сравнивать предметы по цвету, размеру, назначению, т. е. группируют их на основе определенных общих признаков. Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста, опирающиеся на их потребность фантазировать, способствуют развитию воображения, творчества. В процессе игры ребенок учится объяснять свои действия в ходе игры и анализировать ее результат.
В практике работы воспитателей различают дидактические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.
Авторы базисной программы развития ребенка «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр. В основе этой классификации лежит представление об инициаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:
• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры;
• игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, – организованные игры;
• игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа, – народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.
Первый класс игрподразделяется на игры сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные, игры - экспериментирование. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, для возникновения новых видов деятельности.
Второй классвключает в себя игры обучающие. Именно в эту группу входят и дидактические игры.
Третий класс– традиционные или народные игры.
Исторически сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников:
• сюжетно-ролевые;
• игры со строительным материалом;
• театрализованные;
• подвижные;
• спортивные;
• музыкально-дидактические.
Все изложенные классификации, несмотря на различие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необходимо активное участие воспитателей и педагогов в играх. Взрослый в этом случае может быть главным в игре (что характерно для игр с детьми младшего и среднего возраста) или же выполнять роль старшего в совместной с детьми игре. В последнем случае его роль в игре не главная – инициатива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направляет ее в русло воспитательного воздействия. При этом решаются и задачи сотрудничества.
Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра.Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.
Дети ставят задачу – построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, – не строить темные дома. Все дома должны быть светлые и радостные. Закончить игру дети решили праздником «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии недостаточно для такой игры, нужен и определенный жизненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Счастья» и как можно провести праздник в этом городе.
Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т.д. Главное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.
Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при определении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя или педагога в позицию тактичного, вдумчивого руководителя, а затем и участника самой игры.
Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К длительной игре необходимо готовиться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что потребуется для этой игры. В оформлении такой игры могут помочь родители. Сюжетно-ролевая игра характерна для детей 5 – 6 лет.
Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.
Дети очень любят игры со строительным материалом.Их привлекает работа с песком, снегом, строительными кубиками. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек.
Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективной игры, ее пользу. В детском саду для строительных игр создаются специальные условия: оборудуется место для игры, подбирается набор игрушечно-строительного материала и т. д. Воспитатель помогает детям изобразить на бумаге замысел будущей стройки, учит детей, особенно младшего возраста, собирать детали, крепить их, эстетически оформлять.
В своем дневном или недельном плане воспитатель продумывает для каждой возрастной группы приемы формирования у детей положительных эмоций от совместной деятельности.
Это может быть похвала, слова благодарности за интересные предложения, подбор четверостиший о построенном объекте.
В последние годы особенно возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм.Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками и взрослыми, способствуют запоминанию основного содержания литературного произведения. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные характеристики персонажей – хитрость, жадность, щедрость и т. п. Все эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, способствуют нравственному и эстетическому развитию.
Подбираться произведения для театрализованных игр должны очень внимательно. Нужно учитывать наличие интересных диалогов, число героев, динамику действий, т.е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.
Первое время эти игры требуют руководства со стороны воспитателя. Он учит детей диалогу, перевоплощению в героя. Выбранное литературное произведение несколько раз читается детям, затем разыгрываются только отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работают с куклами, игрушками. Особенно успешно театрализованные игры проводятся в настольном, теневом и кукольном театрах.
Заслуживают внимания театрализованные игры, связанные с народными традициями: обыгрывание песен-потешек, частушек, исполнение ролей героев народных праздников.
Театрализованные игры – сложный вид деятельности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным особенностям дошкольников.
Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры.
Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формируют умения, смекалку. Дети осваивают ритмические движения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. д. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к специальным музыкальным играм относятся хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных инструментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического движения.
Музыкальные игры развивают у детей умение узнавать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача воспитателей – в процессе игры научить детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональный настрой от жанра музыки. С помощью музыкальных игр воспитывается эстетическое отношение детей к действительности, формируется и развивается их музыкальность.
Вся работа проводится воспитателем совместно с музыкальным руководителем. Он организует групповые движения под определенную музыку, помогает разучивать хороводные песни и народные музыкальные игры.
Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Игрушки – непременный спутник дошкольного детства. Задача педагогов – правильно, с учетом возрастных особенностей детей подобрать игрушки.
Все детские игрушки можно разделить на образные, технические, строительные материалы, спортивные, музыкальные, театральные. В настоящее время дети особенно увлекаются электронными игрушками.
В методике использования игрушек главное – не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каждой новой игрушкой. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее рассматривают, но и думают, где, в какой игре ее можно использовать. Детей приучают ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ей место.
В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Наиболее длительное время для игры отводится на прогулке. Часто игры бывают смешанного вида. Строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.
В российской системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста сложились хорошие традиции в использовании разнообразных игр в различные режимные моменты деятельности детей в детском саду.
Появление нового поколения программ дошкольных образовательных учреждений требует нового взгляда на игру детей и создание новых технологий ее использования. Новые педагогические технологии игры должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию речевой и умственной активности детей. Все это должно быть направлено на личностно-ориентированное общение с ребенком. Содержание занятий и другие формы работы с воспитанниками обогащается при этом разнообразными играми, инсценировками, создавая атмосферу положительного эмоционального насыщения.
Таким образом, говоря об игре как основном виде деятельности дошкольников, следует подчеркнуть, что воспитатель не должен сводить работу с детьми только к одной форме – занятию, как это часто еще имеет место. Развитие, воспитание и обучение детей обязательно должно сочетаться с игрой.
Задания для самостоятельной работы
1. Раскройте игру как ведущий вид деятельности дошкольников.
2. Классификация игр дошкольников.
3. Проследите как изменяются виды игр при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
4. Место воспитателя в играх детей.
Глава 16. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Педагогическая деятельность всегда целенаправленная. Цель работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений социально значима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».
Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановости в работе, предвидений всей системы учебно-воспитательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.
Воспитательно-образовательная работа в дошкольном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляется на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специалисты составляют планы на определенный промежуток времени.
На основании методических рекомендаций и практике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольного учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллективом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад
Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.
Планирование помогает воспитателю и всему педагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обоснованный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их деятельности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми.
Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно воспитатели, могут не только представить содержание деятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.
К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.
1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени.
При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.
2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.
3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, воспитания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребенка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.
4. Реальность плана, его систематичность и последовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспитателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.
Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью ожидать любого праздника, утренника, встречи со старшими детьми.
Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный заряд. Последовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.
5. Согласованность всех планов работы, особенно плана воспитателя с годовым планом дошкольного учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие направления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и образования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что приоритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспитатель, зная это, планирует задачи эстетического воспитания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с созданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах художников и т. п. В соответствии с этими задачами воспитатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комплексные программы развития, воспитания и обучения детей.
Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллективно. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.
Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, социально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается время учебных занятий с детьми.
В последнее десятилетие дошкольные образовательные учреждения составляют перспективные планы, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо перспективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направления: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогических инноваций; повышение квалификации педагогических кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях на основе годового и перспективного планов составляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, который корректирует задачи работы на каждую неделю, подбирает содержание деятельности детей.
Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учреждения или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методический материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.
Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения соответствует избранной комплексной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.
В последние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художественно-эстетического воспитания и развития детей, физического воспитания. Приоритетное направление определяет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Подробные рекомендации к планированию работы воспитателя на год содержатся в программе «Радуга». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрствование, сон, бодрствование), режимные процессы (прием детей, завтрак, свободная самостоятельная деятельность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.
Планирование работы детского сада, воспитателя – процесс творческий; он может изменяться в зависимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, желаний родителей.
Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их длительность, медико-гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы должны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите виды планов дошкольного образовательного учреждения.
2. Раскройте педагогические требования к составлению планов работы.
3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы составить эффективный план воспитательно-образовательной работы?
4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.
5. Проанализируйте содержание годового плана дошкольного образовательного учреждения, имеющего какое-либо приоритетное направление в развитии и воспитании детей.
Глава 17. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение – непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Вспомним, о чем писал в свое время К.Д. Ушинский: «Воспитатель (преподавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. Л.Н. Толстой даже утверждал, что воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателей. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.
Итак, каким должен быть воспитатель детского сада? Во-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Какими личностными качествами должен обладать педагог? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым.
Вместе с том он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Этот список можно было продолжить. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.
Думается, проблема воспитания во многом заключается в процессе общения. Общения, вкотором реальной воспитывающей силой становятся такие свойства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, уважительное к ним отношение.
Очень важными личностными качествами воспитателя являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе формировать. Выручает вовремя вспомненное и произнесенное поэтическое слово, пословица, поговорка, образное сравнение. «Ты у нас сегодня как солнышко (как одуванчик, как цветок мимозы)», – говорит воспитатель девочке, которая пришла в детский сад в ярком желтом платье.
Если во время пребывания в детском саду дети растут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверенности. Если же взрослые грубы, раздражительны, дети с легкостью будут перенимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, сердиться, грубить.
Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота об общем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.
Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
К.Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела воспитания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыка, необходимы еще специальные знания». Эти качества приобретаются в процессе профессиональной подготовки, и связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном этапе их развития.
Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формирование активности, ответственности, чувства долга, товарищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.
Воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние. Воспитатель должен знать, что наиболее действенными являются не столько словесные методы воспитания, сколько добрые и нравственные поступки: помощь малышу, товарищу, маме, воспитательнице, проявление сочувствия, уборка за собой игрушек и т. п. Важно быть терпеливым, тактичным, уметь организовывать такие действия детей.
Необходимым качеством является умение сдерживать данное детям обещание (разумеется, речь не идет о тех случаях, когда это почему-либо невозможно, что и надо объяснить детям). Единство слова и дела – качество, необходимое воспитателю. Отсутствие этого подрывает не только авторитет воспитателя, но и веру ребенка в людей, в его честность, добросовестность.
Представьте такую сценку. Начало сентября. После летнего отдыха ребята переступают порог детского сада. Многие из них пришли впервые. Какое они могут испытывать чувство? Чаще всего растерянность, может быть, и страх. От воспитателя в этой ситуации требуется одно: внимание и человеческая доброта. Однако из групповой комнаты доносится: «Как много 1/4 сегодня новых детей! Как трудно будет работать!»
Понять воспитателя можно. С детьми работать нелегко, а когда группа увеличивается, положение действительно усугубляется. Но подобная реакция педагога еще больше осложняет его работу. Обостренное внимание детей ко всему новому, несомненно, уловит эту негативную реакцию и вызовет ответное отрицательное отношение и к детскому учреждению, и к воспитателю.
По каким же критериям оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, так сказать, личностную и содержательную стороны общения.
В плане личностном общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый характер. Воспитатель уважительно относится к ребенку, ко всему, что он делает: занимается, играет, делится своими впечатлениями. Из практики известно, какое распространение имеет манера общения с детьми в отстраненной форме прошедшего времени. «Все встали, вышли из-за стола, пошли одеваться». Куда здесь делось человеческое общение? Все это можно произнести в более понятной и доброй форме. Индивидуальные обращения к детям мы слышим чаще всего тогда, когда воспитатель недоволен поведением конкретного ребенка. Воспитатель забывает о том, что после родителей он для малышей главный человек. Именно на воспитателя равняются дети, он для них пример для подражания. От него ждут доброты, ласки, тепла, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с педагогом защищенным.
Что имеется в виду под содержательной стороной общения? Воспитатель передает детям знания, и очень важно, насколько разнообразны знания самого педагога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступной форме рассказать детям о мире, который их окружает, а также важно, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей положительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то всегда услышат его доброе слово.
Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний.
Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает, лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения