Глава 15. игра в жизни дошкольника

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффектив­ных средств организации жизни детей и их совмест­ной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потреб­ность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в оп­ределенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Могучую силу игры отмечал Я.А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ре­бенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по сво­ему содержанию. В разные периоды жизни нашего Отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события и факты. Так, в 30-е годы они играли в «папанинцев», а уже в 60-е – в «космо­навтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

Игра – это особый вид деятельности дошкольни­ков, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в вообра­жаемых ситуациях. Кроме того игра – самостоятель­ный вид деятельности: ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же вы­бирая партнеров. В последнем случае дети придумы­вают сюжет игры, правила, распределяют роли и на­мечают ее окончание с определенным результатом.

Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного раз­вития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требова­ниями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.

По инициативе педагогов и воспитателей чаще все­го организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие ребенка. Дидактические игры проводятся как в специально отведенное время на за­нятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Это могут быть игры с одним словом или несколькими словами, сочинение устных рассказов о любимых игрушках и т. д. Дети любят игры – ответы на вопросы воспитателя: «Где лежат вещи?», «Какие животные живут в лесу?», «Какие овощи можно есть сырыми? » К ответам на такие вопросы детей готовят, а затем учат рассказывать о лесе, животных, сказочных героях, героях мультфильмов и т. д.

Дидактические игры можно проводить со всей группой во время учебных занятий, а можно поиграть и с подгруппами. Так, программа «Радуга» рекоменду­ет для детей 5-ти лет игру «Садовник и цветы», кото­рая проводится с небольшой группой детей (5 – 6 чело­век). Все дидактические игры связаны не только со словом, но и с предметами или моделями, с некоторы­ми явлениями жизни. В любом случае дети расширяют свой кругозор, развивают познавательную активность, обогащают свою речь.

Обязательными элементами дидактических игр являются следующие: отражение содержания учебно­го материала, выделение задач игры, наличие правил, определенные действия играющих, подведение итогов игры, объявление ее конечного результата. Дидактические игры носят обучающий характер и по своему ос­нованию и действиям играющих не должны отвлекать ребенка от главного – освоения и закрепления опре­деленных новых или повторения уже известных зна­ний. Если с детьми на занятиях проводится дидакти­ческая игра, направленная на освоение таких понятий, как «величина», «больше», «меньше», то подбираются задания, связанные с этими понятиями.

Например, детей просят подобрать мишкам разной величины одежду соответствующего размера. Каждый ребенок берет мишку-игрушку и среди предложенных вещей находит нужную шубку, штаны, рубашку. Это игра для детей младшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем сложнее и дидактические игры.

В среднем дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактических играх, а учатся сравнивать предметы по цвету, размеру, назначению, т. е. группи­руют их на основе определенных общих признаков. Дидактические игры с детьми среднего дошкольного возраста, опирающиеся на их потребность фантазиро­вать, способствуют развитию воображения, творчества. В процессе игры ребенок учится объяснять свои дей­ствия в ходе игры и анализировать ее результат.

В практике работы воспитателей различают дидак­тические игры с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные, музыкальные.

Авторы базисной программы развития ребенка «Истоки» предлагают свой подход к классификации игр. В основе этой классификации лежит представле­ние об инициаторе игры. В связи с таким подходом предлагаются три класса игр:

• игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные игры;

• игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, – организованные игры;

• игры, идущие от исторически сложившихся тра­диций народа, – народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и бо­лее старших детей.

Первый класс игрподразделяется на игры сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные, игры - экспериментирование. Считается, что это наиболее продуктивные игры для развития интеллектуаль­ной инициативы, творчества ребенка, для возникнове­ния новых видов деятельности.

Второй классвключает в себя игры обучающие. Именно в эту группу входят и дидактические игры.

Третий класс– традиционные или народные игры.

Исторически сложилась и давно известна еще одна классификация игр дошкольников:

• сюжетно-ролевые;

• игры со строительным материалом;

• театрализованные;

• подвижные;

• спортивные;

• музыкально-дидактические.

Все изложенные классификации, несмотря на раз­личие подходов, в основе своей содержат идею о том, что игра должна быть неотъемлемой частью жизни детей в дошкольном учреждении. А для этого необхо­димо активное участие воспитателей и педагогов в играх. Взрослый в этом случае может быть главным в игре (что характерно для игр с детьми младшего и сред­него возраста) или же выполнять роль старшего в со­вместной с детьми игре. В последнем случае его роль в игре не главная – инициатива принадлежит детям, а воспитатель объединяет их в игре и тактично направ­ляет ее в русло воспитательного воздействия. При этом решаются и задачи сотрудничества.

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра.Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.

Дети ставят задачу – построить город «Счастья». Распределяются роли, устанавливаются правила игры. Одно из правил, которые предложили дети, – не стро­ить темные дома. Все дома должны быть светлые и ра­достные. Закончить игру дети решили праздником «Наш любимый город». Конечно, детской фантазии не­достаточно для такой игры, нужен и определенный жиз­ненный опыт. И здесь подключается воспитатель. Он тактично подсказывает, каким должен быть город «Сча­стья» и как можно провести праздник в этом городе.

Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», «Фабрику игрушек» и т.д. Глав­ное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

Часто воспитатель сталкивается с тем, что дети совсем не умеют участвовать в сюжетно-ролевой игре: не могут предложить ее тему, часто ссорятся при оп­ределении сюжета игры, ее правил. Все это ставит воспитателя или педагога в позицию тактичного, вдум­чивого руководителя, а затем и участника самой игры.

Сюжетно-ролевая игра может быть короткой (один день или половина дня) и длительной (два или несколько дней). Такую игру можно назвать сюжетно-ролевой с продолжением. К длительной игре необходимо гото­виться. Дети предлагают сюжет игры. Он уточняется, а затем ребятам дается возможность подумать, что по­требуется для этой игры. В оформлении такой игры могут помочь родители. Сюжетно-ролевая игра харак­терна для детей 5 – 6 лет.

Главная задача воспитателя – насыщение детей новыми впечатлениями, создание положительной эмоциональной атмосферы, развитие представлений об окружающем мире.

Дети очень любят игры со строительным матери­алом.Их привлекает работа с песком, снегом, строи­тельными кубиками. Причем эти игры в равной степе­ни увлекают и мальчиков, и девочек.

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают про­странственное воображение, умение создавать различ­ные модели. Все эти игры носят групповой или коллек­тивный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к дру­гим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до кон­ца, видеть результат коллективной игры, ее пользу. В детском саду для строительных игр создаются спе­циальные условия: оборудуется место для игры, под­бирается набор игрушечно-строительного материала и т. д. Воспитатель помогает детям изобразить на бума­ге замысел будущей стройки, учит детей, особенно младшего возраста, собирать детали, крепить их, эсте­тически оформлять.

В своем дневном или недельном плане воспитатель продумывает для каждой возрастной группы приемы формирования у детей положительных эмоций от со­вместной деятельности.

Это может быть похвала, сло­ва благодарности за интересные предложения, подбор четверостиший о построенном объекте.

В последние годы особенно возросло внимание до­школьных работников к театрализованным играм.Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно пе­редавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Театрализованные игры особенно влияют на эстетику отношений со сверстниками и взрослыми, способству­ют запоминанию основного содержания литературного произведения. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные характеристи­ки персонажей – хитрость, жадность, щедрость и т. п. Все эти качества передаются в манере игры и, затраги­вая эмоциональную сферу ребенка, способствуют нрав­ственному и эстетическому развитию.

Подбираться произведения для театрализованных игр должны очень внимательно. Нужно учитывать наличие интересных диалогов, число героев, динами­ку действий, т.е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.

Первое время эти игры требуют руководства со стороны воспитателя. Он учит детей диалогу, перевоп­лощению в героя. Выбранное литературное произве­дение несколько раз читается детям, затем разыгрыва­ются только отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работают с куклами, игрушками. Особен­но успешно театрализованные игры проводятся в на­стольном, теневом и кукольном театрах.

Заслуживают внимания театрализованные игры, связанные с народными традициями: обыгрывание песен-потешек, частушек, исполнение ролей героев народных праздников.

Театрализованные игры – сложный вид деятель­ности детей и воспитателей. Именно этот вид игры особенно соответствует возрастным и эмоциональным особенностям дошкольников.

Для решения задач физического воспитания педа­гоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры.

Эти игры учат детей быть доброже­лательными, не смеяться над проигравшим, формиру­ют умения, смекалку. Дети осваивают ритмические дви­жения в такт мелодии, соревнуются в скорости и т. д. Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в дет­ском саду. Любые игры требуют музыкального сопро­вождения. Но к специальным музыкальным играм от­носятся хороводы, игры-импровизации, ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных инстру­ментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического движения.

Музыкальные игры развивают у детей умение уз­навать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача воспи­тателей – в процессе игры научить детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональ­ный настрой от жанра музыки. С помощью музыкаль­ных игр воспитывается эстетическое отношение детей к действительности, формируется и развивается их музыкальность.

Вся работа проводится воспитателем совместно с музыкальным руководителем. Он организует группо­вые движения под определенную музыку, помогает разучивать хороводные песни и народные музыкаль­ные игры.

Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют игрушки. Игрушки – непременный спутник дошкольного детства. Задача педагогов – правильно, с учетом возрастных особен­ностей детей подобрать игрушки.

Все детские игрушки можно разделить на образ­ные, технические, строительные материалы, спортив­ные, музыкальные, театральные. В настоящее время дети особенно увлекаются электронными игрушками.

В методике использования игрушек главное – не их изобилие, а необходимость и глубокое знакомство с каж­дой новой игрушкой. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее рассматрива­ют, но и думают, где, в какой игре ее можно использо­вать. Детей приучают ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ей место.

В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы отводится время для игры, и его нельзя ничем заменить. Наиболее длительное время для игры отводится на прогулке. Часто игры бывают смешан­ного вида. Строительные игры могут сочетаться с сюжетно-ролевыми, а подвижные с театрализованными. Все игры носят познавательный и развивающий характер.

В российской системе воспитания и обучения де­тей дошкольного возраста сложились хорошие тради­ции в использовании разнообразных игр в различные режимные моменты деятельности детей в детском саду.

Появление нового поколения программ дошколь­ных образовательных учреждений требует нового взгляда на игру детей и создание новых технологий ее использования. Новые педагогические технологии игры должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, способствовать развитию речевой и умствен­ной активности детей. Все это должно быть направле­но на личностно-ориентированное общение с ребен­ком. Содержание занятий и другие формы работы с воспитанниками обогащается при этом разнообразны­ми играми, инсценировками, создавая атмосферу по­ложительного эмоционального насыщения.

Таким образом, говоря об игре как основном виде деятельности дошкольников, следует подчеркнуть, что воспитатель не должен сводить работу с детьми только к одной форме – занятию, как это часто еще имеет место. Развитие, воспитание и обучение детей обяза­тельно должно сочетаться с игрой.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте игру как ведущий вид деятельности дошкольников.

2. Классификация игр дошкольников.

3. Проследите как изменяются виды игр при перехо­де детей из одной возрастной группы в другую.

4. Место воспитателя в играх детей.

Глава 16. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Педагогическая деятельность всегда целенаправ­ленная. Цель работы педагогических коллективов дош­кольных образовательных учреждений социально зна­чима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дош­кольного возраста.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошколь­ных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития инди­видуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».

Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановос­ти в работе, предвидений всей системы учебно-воспи­тательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.

Воспитательно-образовательная работа в дошколь­ном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляет­ся на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специ­алисты составляют планы на определенный промежу­ток времени.

На основании методических рекомендаций и прак­тике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольно­го учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллек­тивом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад

Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому про­цессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитан­никами и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.

Планирование помогает воспитателю и всему пе­дагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкрет­ный отрезок времени, отобрать наиболее рациональ­ные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обосно­ванный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их дея­тельности, позволяет наметить интересные перспек­тивы в работе с детьми.

Составить план – значит увидеть ход педагогичес­кого процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно вос­питатели, могут не только представить содержание де­ятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-об­разовательного процесса. Данное педагогическое тре­бование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные за­дачи на определенный отрезок времени.

При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учеб­ных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализу­ются выдвинутые воспитательные задачи не изолиро­ванно друг от друга, а в комплексе, в едином педаго­гическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педаго­гического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффек­тивной в том случае, если план предусматривает ис­пользование методов приучения, упражнения, расска­за, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетичес­кую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуаль­ным особенностям детей. Данное педагогическое тре­бование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, вос­питания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенно­стей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в опреде­ленной степени опережать развитие ребенка. Эту осо­бенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.

4. Реальность плана, его систематичность и по­следовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспи­тателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.

Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество инте­ресных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радо­стью ожидать любого праздника, утренника, встре­чи со старшими детьми.

Каждое запланированное дело должно быть целе­сообразным, нести в себе воспитательный заряд. По­следовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Согласованность всех планов работы, особен­но плана воспитателя с годовым планом дошкольно­го учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие на­правления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и обра­зования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что при­оритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспита­тель, зная это, планирует задачи эстетического вос­питания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с со­зданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах ху­дожников и т. п. В соответствии с этими задачами вос­питатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комп­лексные программы развития, воспитания и обуче­ния детей.

Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллектив­но. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.

Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.

Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, соци­ально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается вре­мя учебных занятий с детьми.

В последнее десятилетие дошкольные образова­тельные учреждения составляют перспективные пла­ны, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо пер­спективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направле­ния: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогичес­ких инноваций; повышение квалификации педагоги­ческих кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.

Во многих дошкольных образовательных учрежде­ниях на основе годового и перспективного планов со­ставляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, ко­торый корректирует задачи работы на каждую неде­лю, подбирает содержание деятельности детей.

Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учрежде­ния или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методи­ческий материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.

Годовой план работы дошкольного образователь­ного учреждения соответствует избранной комплекс­ной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.

В после­дние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художествен­но-эстетического воспитания и развития детей, физи­ческого воспитания. Приоритетное направление опре­деляет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Подробные рекомендации к планированию рабо­ты воспитателя на год содержатся в программе «Раду­га». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрство­вание, сон, бодрствование), режимные процессы (при­ем детей, завтрак, свободная самостоятельная деятель­ность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.

Планирование работы детского сада, воспитате­ля – процесс творческий; он может изменяться в за­висимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, же­ланий родителей.

Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их дли­тельность, медико-гигиенические требования к орга­низации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы долж­ны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите виды планов дошкольного образователь­ного учреждения.

2. Раскройте педагогические требования к составле­нию планов работы.

3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы со­ставить эффективный план воспитательно-образо­вательной работы?

4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.

5. Проанализируйте содержание годового плана до­школьного образовательного учреждения, имею­щего какое-либо приоритетное направление в раз­витии и воспитании детей.

Глава 17. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это из­вестное положение – непреложная заповедь для каж­дого, кто причастен к делу воспитания. Вспомним, о чем писал в свое время К.Д. Ушинский: «Воспитатель (пре­подавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Спра­ведливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспи­тателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспита­нием. Л.Н. Толстой даже утверждал, что воспитание де­тей есть только самосовершенствование воспитателей. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за со­бой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

Итак, каким должен быть воспитатель детского сада? Во-первых, обладать определенными личностными каче­ствами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, толь­ко в этом случае он будет способен формировать все­сторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Какими личностными качествами должен обладать педагог? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым.

Вместе с том он должен быть организо­ванным, последовательным, требовательным, трудолю­бивым. Этот список можно было продолжить. Вос­питателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.

Думается, проблема воспитания во многом заклю­чается в процессе общения. Общения, вкотором ре­альной воспитывающей силой становятся такие свой­ства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, ува­жительное к ним отношение.

Очень важными личностными качествами воспи­тателя являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе формировать. Выручает вовремя вспомнен­ное и произнесенное поэтическое слово, пословица, по­говорка, образное сравнение. «Ты у нас сегодня как солнышко (как одуванчик, как цветок мимозы)», – го­ворит воспитатель девочке, которая пришла в детский сад в ярком желтом платье.

Если во время пребывания в детском саду дети ра­стут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверен­ности. Если же взрослые грубы, раздражительны, дети с легкостью будут перенимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, сердиться, грубить.

Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капри­зов, а подлинная забота об общем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.

Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, на­выками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

К.Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела вос­питания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особен­ность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понят­нее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Почти все при­знают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способ­ностей и навыка, необходимы еще специальные зна­ния». Эти качества приобретаются в процессе профес­сиональной подготовки, и связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном эта­пе их развития.

Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формиро­вание активности, ответственности, чувства долга, то­варищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.

Воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим од­нообразием они вызовут у детей скуку и уныние. Вос­питатель должен знать, что наиболее действенными являются не столько словесные методы воспитания, сколько добрые и нравственные поступки: помощь малышу, товарищу, маме, воспитательнице, проявление сочувствия, уборка за собой игрушек и т. п. Важно быть терпеливым, тактичным, уметь организовывать такие действия детей.

Необходимым качеством является умение сдержи­вать данное детям обещание (разумеется, речь не идет о тех случаях, когда это почему-либо невозможно, что и надо объяснить детям). Единство слова и дела – каче­ство, необходимое воспитателю. Отсутствие этого под­рывает не только авторитет воспитателя, но и веру ре­бенка в людей, в его честность, добросовестность.

Представьте такую сценку. Начало сентября. Пос­ле летнего отдыха ребята переступают порог детского сада. Многие из них пришли впервые. Какое они мо­гут испытывать чувство? Чаще всего растерянность, может быть, и страх. От воспитателя в этой ситуации требуется одно: внимание и человеческая доброта. Однако из групповой комнаты доносится: «Как много 1/4 сегодня новых детей! Как трудно будет работать!»

Понять воспитателя можно. С детьми работать не­легко, а когда группа увеличивается, положение действи­тельно усугубляется. Но подобная реакция педагога еще больше осложняет его работу. Обостренное внимание детей ко всему новому, несомненно, уловит эту негатив­ную реакцию и вызовет ответное отрицательное отноше­ние и к детскому учреждению, и к воспитателю.

По каким же критериям оценивать работу воспи­тателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, так сказать, личностную и содержательную стороны общения.

В плане личностном общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый характер. Воспитатель ува­жительно относится к ребенку, ко всему, что он дела­ет: занимается, играет, делится своими впечатления­ми. Из практики известно, какое распространение имеет манера общения с детьми в отстраненной фор­ме прошедшего времени. «Все встали, вышли из-за стола, пошли одеваться». Куда здесь делось челове­ческое общение? Все это можно произнести в более понятной и доброй форме. Индивидуальные обраще­ния к детям мы слышим чаще всего тогда, когда вос­питатель недоволен поведением конкретного ребен­ка. Воспитатель забывает о том, что после родителей он для малышей главный человек. Именно на воспи­тателя равняются дети, он для них пример для подра­жания. От него ждут доброты, ласки, тепла, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с пе­дагогом защищенным.

Что имеется в виду под содержательной стороной общения? Воспитатель передает детям знания, и очень важно, насколько разнообразны знания самого педа­гога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступ­ной форме рассказать детям о мире, который их окру­жает, а также важно, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей по­ложительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то всегда услышат его доброе слово.

Воспитатель должен быть интеллигентным челове­ком в полном смысле этого слова. Подлинная интелли­гентность не позволяет ему неуважительно отзывать­ся о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний.

Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает, лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих вза­имоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают об­щий тон, все тонкости поведения

Наши рекомендации