Глава 14. методы воспитания детей дошкольного возраста. общее понятие о методах воспитания
В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.
Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодействия с воспитанниками и обучающимися и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса и его текущего контроля.
С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности.
Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.
Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).
При этом педагоги отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу.
Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагностические методики.
Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.
До сих пор в образовательных учреждениях разного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, необходим комплекс методов
Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об индивидуальной работе, о подборе методов, соответствующих особенностям воспитания, организации специальных педагогических ситуаций.
Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспитательные воздействия переходят во внутренние стимулы его поведения и деятельности.
В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «прием» воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода.По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.
Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитанияследует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, наглядные пособия.
Методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.
Гуманизация образования, ориентация на личностную модель воспитания – все это требует доверительных, внимательных отношений педагогов и воспитанников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.