РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
Болотина Л.Р.
Баранов С.П.
Комарова Т.С.
ДОШКОЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА
Москва
Академический Проект
Москва
Культура
УДК 372.3/.4
ББК74.1
Б 79
Рецензент:
Ситаров В.А., доктор педагогических наук
Б 79 Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С.
Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с. – («Gaudeamus»).
ISBN 5-8291-0522-5 (Академический Проект)
ISBN 5-902767-05-9 (Культура)
В учебном пособии представлена личностно-ориентированная модель воспитания и развития дошкольников. Рассматриваются дели и задачи педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников; анализируется специфика процессов обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Особое внимание авторы уделяют вопросам организации деятельности педагогического коллектива, формированию личности воспитателя. В конце учебного пособия помещены мини-хрестоматия и педагогический словарик.
Для студентов и преподавателей педагогических и психологических факультетов.
УДК 372.3/.4
ББК 74.1
ISBN 5-8291-0522-5 ISBN 5-902767-05-9 | © Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., 2004 © Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2005 © Культура, 2005 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................................................
РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека
ГЛАВА 1. Предмет педагогики..........................................................................................................
Основные педагогические понятия...............................................................................
Система педагогических наук.......................................................................................
Связь педагогики с другими науками...........................................................................
ГЛАВА 2. Развитие, воспитание и формирование личности.........................................................
Факторы направленного формирования личности......................................................
ГЛАВА 3. Задач и дошкольной педагогической науки.................................................................
ГЛАВА 4. Становление и развитие дошкольной педагогики.......................................................
Детские сады в России...................................................................................................
ГЛАВА 5. Система образования в Российской Федерации...........................................................
Современная система образования...............................................................................
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении............................
РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека
ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике
Педагогические критерии выделения возрастных периодов.......................................
Педагогическая характеристика возрастных периодов...............................................
ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника.................................................
РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание.............................................
ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении...................................................................................................................
ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста
Физическое развитие дошкольников............................................................................
Социальное развитие дошкольников............................................................................
Умственное воспитание дошкольников.......................................................................
Трудовое воспитание дошкольников............................................................................
Эстетическое воспитание дошкольников.....................................................................
ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................
Принципы обучения дошкольников.............................................................................
ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................
ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.........................................................................................................................
ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста
Общее понятие о методах воспитания.........................................................................
Классификация методов воспитания............................................................................
ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника...........................................................................................
ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении........................................................................................................................................
ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения............................
ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении......................................................
МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ
Из истории русской дошкольной педагогики
Домострой......................................................................................................................
Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)........................................................
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)
Родное слово..................................................................................................................
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
Мысли о воспитании......................................................................................................
Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933)
Связь детского сада со школою....................................................................................
Кто может быть воспитателем......................................................................................
Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)
Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста...................................................................................................
Педагогический словарик.....................................................................................................................
Рекомендуемая литература...................................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изучению дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых маленьких граждан нашей Родины. Изучение дошкольной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к переходу в школу.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоящее время внесены в системы образования в Российской Федерации.
В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процессу обучения и воспитания дошкольников.
В новом варианте предлагаемого учебного пособия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду.
Готовность детей к школе, преемственность в обучении и воспитании – это те вопросы, которые получили свое отражение в новом варианте учебного пособия.
Особенно актуальной в настоящее время продолжает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена материалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.
Во всех разделах учебной книги постоянно подчеркиваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.
Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных возрастных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности. В связи с этим учебное пособие акцентирует внимание будущих воспитателей и педагогов на личностно-ориентированное воспитание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений. Выбор программы дает возможность определить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивидуальности и возрастного развития.
Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия.
Второй раздел учебного пособия «Педагогика возрастного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста. Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогические критерии выделения возрастных групп. При этом авторы программы берут за основу базисную программу «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца.
Дошкольный возраст – время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к этому миру.
Как развивать, воспитывать и обучать детей дошкольного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».
В этом разделе рассматривается и вопрос о преемственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка.
Задачи и содержание воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.
В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.
Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям. Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими.
Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе.
В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психолога. Особенно возросла их профессиональная значимость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования.
В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессиональной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Каждый будущий работник дошкольного образовательного учреждения должен не только быть профессионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в новом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогических кадров, сотрудничестве всех членов педагогического коллектива.
Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему управления всеми типами и видами дошкольных образовательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения.
Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогической науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием.
РАЗДЕЛ I
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает стороны окружающего мира. Например, математика исследует количественные пространственные отношения, физика и химия – атомно-молекулярное строение тел и их свойства, эстетика – эстетические отношения человека и их значение в его развитии.
Разум человека позволяет понять закономерности окружающего мира, перейти в познании от явления к сущности, понять внутреннее строение наблюдаемых предметов, явлений. Возникают научные знания, которые человек использует в практической деятельности.
Процессы воспитания, образования, развития и формирования личности изучаются педагогической наукой. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – «дитя», «гогос» – «веду»), которое означает «детовождение» или «детоводство».
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.
Ребенок рождается наделенным биологической наследственной программой развития. Он имеет определенное анатомо-физиологическое строение, свойственное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлетворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможностями познания мира. Однако наследственная программа, биологические факторы недостаточны для того, чтобы подготовить ребенка к жизни в обществе.
По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.
Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверстников и взрослых, такой жизни и деятельности, которая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педагогики.
Воспитание и образование не остаются неизменными в различные эпохи. С изменением общества меняются содержание этих процессов, цели и методы.
Уточняются цели воспитания и образования на каждом этапе развития общества, предлагаются новые технологии. В процессе образования и воспитания ребенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкретный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.
Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории.
Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопленный жизненный опыт. На ранних стадиях общественного развития, старшее поколение передавало детям определенные обряды, учило владеть орудиями труда. В это время обучение и воспитание строились на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых и составлял основное содержание этого процесса.
С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования. Возникают образовательные и воспитательные учреждения, формируется новый тип деятельности – организованная педагогическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях специально подготовленных к ее осуществлению.
Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории.
С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.
Педагогические идеи уже содержатся в философских и политических сочинениях Платона (427–347 до н.э.), Аристотеля (384–322 до н.э.), в трудах педагогов-гуманистов, социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535), Кампанеллы (1568–1639).
Стройную педагогическую систему создал Ян Амос Коменский. Опираясь на передовые идеи своего времени, он призывал «Учить всех всему». Его фундаментальный труд «Великая дидактика» явился одним из первых произведений теоретической педагогики. Для развития теории дошкольной педагогики особое значение имеет его труд «Материнская школа». Эта работа посвящена воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Я.А. Коменский горячо любил детей и в этой работе он особое внимание обращает на работу родителей по подготовке детей к школе, кроме того, Я.А. Коменский раскрывает цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.
Построению научных основ педагогики много содействовали Ж.-Ж. Руссо (1771–1858), И.Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервег (1790–1866), Р. Оуэн (1771–1858), А.Г. Радищев (1749–1802), В.Г. Белинский (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), И.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1861).
Выдающийся вклад в развитие теории педагогики внес К.Д. Ушинский (1824–1870), которого называют отцом отечественной педагогики. К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» впервые в русской педагогике проанализировал психологические основы обучения и воспитания. Именно он обратил самое серьезное внимание на воспитывающий характер обучения. Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.
Система педагогических наук
Педагогика подразделяется на ряд пограничных дисциплин, имеющих самостоятельный предмет исследования.
Общая педагогикаизучает основные закономерности процесса воспитания и образования.
Возрастная педагогикаисследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов. В системе возрастной педагогики особое место занимает дошкольная педагогика,которая в настоящее время имеет большие научные достижения.
. В самостоятельную отрасль педагогики выделяется педагогика взрослых.
Коррекционная педагогиказанимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха.
Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдопедагогику– воспитание и обучение глухонемых и глухих детей, тифлопедагогику– воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию– обучение и воспитание детей с расстройствами речи, имеющих нормальное развитие, олигофренопедагогику– воспитание и обучение умственно отсталых детей.
Социальная педагогика– отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
История педагогикиизучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.
В настоящее время активно развиваются новые отрасли педагогики, которые становятся относительно самостоятельными – военная педагогика, правовая педагогика, педагогика семейного воспитания, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педагогика.
Все эти отрасли педагогики получают разнообразное по значимости развитие и успешно функционируют в обществе.
Частные методикиисследуют специфику применения общих закономерностей обучения применительно к отдельным учебным предметам.
В дошкольной педагогике успешно разрабатывается методика проведения занятий с детьми различных возрастных групп. Главное в этих методиках – не копировать проведение школьных уроков, не лишать детей радости уже в дошкольные годы.
Детские сады в России
Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петербурге, позже детские сады стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегированных классов. Для детей рабочих открывались детские сады на средства благотворительности.
Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И.И. Бецкого.
В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитательный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.
Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Детский сад-школа Е.П. Смидовичнаходился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно материалами для детского конструирования.
В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е.П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.
В начале 1870-х гг. появилась книга Е.Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.
Е.Н. Водовозова считала необходимым всестороннее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.
Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – начала XX в. П.Ф. Каптерев.Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.
Каптерев предлагал принимать в детский сад малышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.
Каптерев предъявлял высокие требования к педагогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспитатели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.
Важную роль в развитии общественного дошкольного воспитания в России сыграл замечательный педагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий(1878–1934).
Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с детьми дошкольного возраста. После революции С.Т. Шацкий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, задачей которой была разработка содержания, форм и методов деятельности новой школы. При опытной станции существовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поиски путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.
Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стремились обосновать воспитание дошкольников в специальных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образовательно-воспитательных учреждений.
Задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обучение детей дошкольного возраста педагогов и общественных деятелей прошлых столетий. Приведите их высказывания по вопросам воспитания и образования.
2. Раскройте основное содержание работы Я.А. Коменского «Материнская школа».
3. В чем заключается педагогическое новаторство К.Д. Ушинского?
4. Изложите взгляды отечественных педагогов, заложивших основы дошкольного воспитания.
5. Раскройте историю открытия детских садов в России.
Глава 5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании РФ. Более широко – это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:
• гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;
• единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;
• общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников, учащихся;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.
Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:
– возможность получения образования на территории России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Возможные ограничения на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;
– получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах Государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Если, например, гражданин на конкурсной основе поступил в университет и закончил его, то второе высшее образование он может получить платное;
– для граждан с отклонениями в развитии создаются условия и специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации;
– гражданам, проявляющим выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.
В Российской Федерации устанавливаются Государственные образовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в учебных заведениях.
Государственные образовательные стандарты являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников всех типов образовательных учреждений. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать базовый объем содержания учебных программ и формулировать требования к качеству обучения школьников. Родителям учащихся предоставляется право требовать от образовательного учреждения и государства выполнения взятых на себя обязательств.
В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Содержание образования сверх указанной минимальной нормы имеют право определять образовательные учреждения. В связи с этим в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировую культуру. Национально-региональный компонент определяет нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Школьный компонент устанавливает содержание образования в связи со спецификой отдельного образовательного учреждения.
Содержание общего среднего образования регламентируется определенными нормативными документами – учебные планы образовательных учреждений разного типа и вида; учебные программы по всем учебным предметам.
Существуют базисные учебные планы, они составляются на основе Государственного образовательного стандарта и служат основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.
Учебные программы – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Современная система образования
Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.
К основным звеньям системы образования относятся: сеть государственных образовательных учреждений; частные образовательные учреждения; учреждения дополнительного образования. В этой общей системе выделяются дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование.
Учредителями образовательных учреждений могут быть:
• органы государственной власти и местного самоуправления;
• отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, общественные и частные фонды, ассоциации;
• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольным образовательным учреждениям.
Основные цели дошкольного образовательного учреждения – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей различных возрастных групп.
Дошкольные образовательные учреждения функционируют в следующих видах:
• детский сад;
• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников;
• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур;
• детский сад комбинированного вида;
• центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Среди общеобразовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста выделяются такие виды, как: начальная школа – детский сад; начальная школа – детский сад компенсирующего вида; прогимназия.
Чаще всего на практике встречаются учреждения – начальная школа –детский сад.
Главная задача детских садов разного вида – социализация маленького человека, подготовка к школе в процессе дошкольного образования на основе различных вариантов программ.
В системе образования обязательным является основное общее образование. Система общеобразовательной школы состоит из трех ступеней:
I – начальная школа (обучение 3 или 4 года);
II – основная школа (обучение 5 лет);
III – средняя школа (обучение 2–3 года).
К настоящему времени достигнуты определенные позитивные результаты в развитии образовательных учреждений: широкая автономность; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых учебных предметов, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями; значительное обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам; учет социального заказа на образование; использование образовательными учреждениями новых источников финансирования.
Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении
В Законе Российской Федерации об образовании говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.
В соответствии с этим и было разработано и утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания. В этом документе подчеркивается, что в дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.
В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистр