РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека

Болотина Л.Р.

Баранов С.П.

Комарова Т.С.

ДОШКОЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

Москва

Академический Проект

Москва

Культура

УДК 372.3/.4

ББК74.1

Б 79

Рецензент:

Ситаров В.А., доктор педагогических наук

Б 79 Болотина Л.Р., Баранов СП., Комарова Т.С.

Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Культу­ра, 2005. – 240 с. – («Gaudeamus»).

ISBN 5-8291-0522-5 (Академический Проект)

ISBN 5-902767-05-9 (Культура)

В учебном пособии представлена личностно-ориентированная модель воспитания и развития дошкольников. Рассматриваются дели и задачи педагогики с учетом возрастных особенностей дошкольников; анализируется специфика процессов обучения и воспитания в дошколь­ном образовательном учреждении. Особое внимание авторы уделяют вопросам организации деятельности пе­дагогического коллектива, формированию личности вос­питателя. В конце учебного пособия помещены мини-хрестоматия и педагогический словарик.

Для студентов и преподавателей педагогических и психологических факультетов.

УДК 372.3/.4

ББК 74.1

ISBN 5-8291-0522-5 ISBN 5-902767-05-9 © Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., 2004 © Академический Проект, оригинал-макет, оформление, 2005 © Культура, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................................

РАЗДЕЛ I. Педагогика как наука о воспитании и развитии человека

ГЛАВА 1. Предмет педагогики..........................................................................................................

Основные педагогические понятия...............................................................................

Система педагогических наук.......................................................................................

Связь педагогики с другими науками...........................................................................

ГЛАВА 2. Развитие, воспитание и формирование личности.........................................................

Факторы направленного формирования личности......................................................

ГЛАВА 3. Задач и дошкольной педагогической науки.................................................................

ГЛАВА 4. Становление и развитие дошкольной педагогики.......................................................

Детские сады в России...................................................................................................

ГЛАВА 5. Система образования в Российской Федерации...........................................................

Современная система образования...............................................................................

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении............................

РАЗДЕЛ II. Педагогика возрастного развития человека

ГЛАВА 6. Возрастная периодизация в педагогике

Педагогические критерии выделения возрастных периодов.......................................

Педагогическая характеристика возрастных периодов...............................................

ГЛАВА 7. Характеристика возрастного развития дошкольника.................................................

РАЗДЕЛ III. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении

ГЛАВА 8. Конвенция о правах ребенка и ее основное содержание.............................................

ГЛАВА 9. Цель и задачи учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении...................................................................................................................

ГЛАВА 10. Содержание педагогического процесса воспитания детей дошкольного возраста

Физическое развитие дошкольников............................................................................

Социальное развитие дошкольников............................................................................

Умственное воспитание дошкольников.......................................................................

Трудовое воспитание дошкольников............................................................................

Эстетическое воспитание дошкольников.....................................................................

ГЛАВА 11. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................

Принципы обучения дошкольников.............................................................................

ГЛАВА 12. Особенности обучения детей дошкольного возраста.................................................

ГЛАВА 13. Вариативные программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.........................................................................................................................

ГЛАВА 14. Методы воспитания детей дошкольного возраста

Общее понятие о методах воспитания.........................................................................

Классификация методов воспитания............................................................................

ГЛАВА 15. Игра в жизни дошкольника...........................................................................................

ГЛАВА 16. Планирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении........................................................................................................................................

ГЛАВА 17. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения............................

ГЛАВА 18. Социальный педагог в дошкольном учреждении......................................................

МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ

Из истории русской дошкольной педагогики

Домострой......................................................................................................................

Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848)........................................................

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870)

Родное слово..................................................................................................................

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Мысли о воспитании......................................................................................................

Аделаида Семеновна Симонович (1844–1933)

Связь детского сада со школою....................................................................................

Кто может быть воспитателем......................................................................................

Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923)

Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста...................................................................................................

Педагогический словарик.....................................................................................................................

Рекомендуемая литература...................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые будущие педагоги дошкольных образовательных учреждений! Вы приступаете к изуче­нию дошкольной педагогики – науки о развитии и воспитании детей дошкольного возраста, самых ма­леньких граждан нашей Родины. Изучение дошколь­ной педагогики необходимо для успешного решения задач полноценного физического и психического развития каждого ребенка, подготовки его к перехо­ду в школу.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ре­бенка к познанию окружающего мира, период его на­чальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Предлагаемое учебное пособие переработано и дополнено с учетом тех изменений, которые в настоя­щее время внесены в системы образования в Россий­ской Федерации.

В системе образования появились совершенно новые виды дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых требует особого подхода к процес­су обучения и воспитания дошкольников.

В новом варианте предлагаемого учебного посо­бия рассматриваются некоторые особенности работы дошкольных образовательных учреждений различных видов и типов. При этом особое внимание уделяется образовательному учреждению – начальной школе – детскому саду.

Готовность детей к школе, преемственность в обу­чении и воспитании – это те вопросы, которые полу­чили свое отражение в новом варианте учебного по­собия.

Особенно актуальной в настоящее время продол­жает оставаться проблема защиты прав ребенка. В учебном пособии имеется специальная глава – «Кон­венция о правах ребенка и ее основное содержание». В новом варианте пособия эта глава дополнена мате­риалом по социальной защите прав ребенка и семьи в условиях образовательно-воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Во всех разделах учебной книги постоянно подчер­киваются и раскрываются идеи Конвенции о правах ребенка.

Авторы учебного пособия исходили из того, что главное в работе с детьми различных дошкольных воз­растных групп – создать каждому ребенку условия для развития его индивидуальности. В связи с этим учеб­ное пособие акцентирует внимание будущих воспита­телей и педагогов на личностно-ориентированное вос­питание и обучение детей. При этом особое внимание обращается в специальной главе на анализ вариатив­ных программ для дошкольных образовательных уч­реждений. Выбор программы дает возможность опре­делить направления и содержание деятельности с детьми дошкольного возраста с учетом их индивиду­альности и возрастного развития.

Все эти вопросы освещены в первом и других разделах учебного пособия.

Второй раздел учебного пособия «Педагогика воз­растного развития ребенка» посвящен особенностям детей дошкольного возраста. Здесь дается возрастная периодизация с точки зрения современных наук о ребенке и его развитии, рассматриваются педагогичес­кие критерии выделения возрастных групп. При этом авторы программы берут за основу базисную програм­му «Истоки», разработанную группой ученых Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца.

Дошкольный возраст – время активного станов­ления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоциональ­ного отношения к этому миру.

Как развивать, воспитывать и обучать детей до­школьного возраста? На этот непростой вопрос авторы дают ответ в третьем разделе учебного пособия «Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении».

В этом разделе рассматривается и вопрос о преем­ственности в обучении и воспитании детей в условиях дошкольного учреждения и начальных классов школы.

Воспитатель дошкольного образовательного учреж­дения должен хорошо знать особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста, специфику организации учебных занятий с каждой возрастной группой детей. Важно при этом организовать жизнь детей в детском саду с учетом их возрастного развития и индивидуальности ребенка.

Задачи и содержание воспитания детей дошколь­ного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

В этом разделе учебного пособия представлен материал о роли различных видов деятельности дошкольника в его развитии. При этом значительное место уделяется игровой и художественно-эстетической деятельности.

Авторы обратили серьезное внимание на особенности личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональным качествам и умениям. Воспитатель маленьких граждан должен иметь самые разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родите­лями так организовывать жизнь детей в дошкольном учреждении, чтобы они могли реализовать свои возможности в разнообразных видах деятельности и в общении с окружающими.

Работа воспитателя в детском саду – это постоян­ный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов работы с детьми и сотрудничества с коллегами по работе.

В дошкольных образовательных учреждениях введены должности социального педагога и педагога-психо­лога. Особенно возросла их профессиональная значи­мость в образовательных учреждениях типа начальная школа – детский сад и в центрах образования.

В составе центра образования функционирует и дошкольное учреждение и даже ряд таких образовательных учреждений. В связи с этим в указанном разделе учебного пособия имеется специальная глава о направлениях профессио­нальной деятельности социального педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Каждый будущий работник дошкольного образова­тельного учреждения должен не только быть профес­сионально подготовлен в процессе своей учебы, но и знать свои права и обязанности. В связи с этим в но­вом варианте учебного пособия представлен материал о нормативном обеспечении аттестации педагогичес­ких кадров, сотрудничестве всех членов педагогичес­кого коллектива.

Согласно закону РФ «Об образовании», обучение и воспитание в России ведется в интересах личности, общества, государства. В специальной главе учебного пособия особое внимание обращается на систему уп­равления всеми типами и видами дошкольных образо­вательных учреждений. При этом авторы учебного пособия предлагают профессиограмму руководителя образовательного учреждения.

Авторы надеются, что изучение курса дошкольной педагогики поможет вам приобщиться к педагогичес­кой науке, овладеть основами педагогического мастерства и на протяжении всей своей профессиональной деятельности заниматься самообразованием.

РАЗДЕЛ I

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

Каждая наука имеет свой предмет исследования, изучает стороны окружающего мира. Например, мате­матика исследует количественные пространственные отношения, физика и химия – атомно-молекулярное строение тел и их свойства, эстетика – эстетические отношения человека и их значение в его развитии.

Разум человека позволяет понять закономерности окружающего мира, перейти в познании от явления к сущности, понять внутреннее строение наблюдаемых предметов, явлений. Возникают научные знания, кото­рые человек использует в практической деятельности.

Процессы воспитания, образования, развития и фор­мирования личности изучаются педагогической наукой. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» – «дитя», «гогос» – «веду»), кото­рое означает «детовождение» или «детоводство».

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного разви­тия.Педагогика как довольно самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.

Ребенок рождается наделенным биологической на­следственной программой развития. Он имеет опреде­ленное анатомо-физиологическое строение, свойствен­ное человеку, ряд безусловных и быстро формирующихся условных рефлексов, позволяющих ему жить и удовлет­ворять органические потребности, также потребности в движении, общении, познании. Мозг ребенка, благодаря своему строению, обладает неограниченными возможно­стями познания мира. Однако наследственная програм­ма, биологические факторы недостаточны для того, что­бы подготовить ребенка к жизни в обществе.

По наследству не передаются морально-этические нормы, трудовые навыки, традиции и т.д.

Воспитание и образование – единственный путь подготовки ребенка к жизни в обществе, среди сверст­ников и взрослых, такой жизни и деятельности, кото­рая приносила бы радость, удовлетворение, пользу как ребенку, так и его родителям и обществу. Поиск такой системы образования и воспитания – цель педаго­гики.

Воспитание и образование не остаются неизмен­ными в различные эпохи. С изменением общества ме­няются содержание этих процессов, цели и методы.

Уточняются цели воспитания и образования на каждом этапе развития общества, предлагаются новые технологии. В процессе образования и воспитания ре­бенок усваивает определенные стороны общественно-исторического опыта человечества, а также конкрет­ный опыт окружающих его людей, их мировоззрение, знания, культуру, мораль, трудовые навыки и т.д.

Поэтому мы говорим о воспитании и образовании как об исторической категории.

Воспитание и образование начали складываться уже в глубокой древности, когда у людей появилась потребность поддерживать и сохранять человеческий род, передавать накопленный жизненный опыт. На ранних стадиях общественного развития, старшее по­коление передавало детям определенные обряды, учи­ло владеть орудиями труда. В это время обучение и воспитание строились на подражании и копировании деятельности взрослых, опыт которых и составлял основное содержание этого процесса.

С усложнением жизни человечества усложняется процесс воспитания и образования. Возникают образо­вательные и воспитательные учреждения, формирует­ся новый тип деятельности – организованная педаго­гическая деятельность. Эта деятельность породила потребность в людях специально подготовленных к ее осуществлению.

Прогресс в педагогике был бы невозможен, если бы она опиралась только на житейскую мудрость, интуицию, догадку. Логика общественного развития неизбежно должна была привести к формированию педагогической теории.

С появлением философских систем начинается процесс движения педагогической мысли от догадок к научному знанию.

Педагогические идеи уже содержатся в философ­ских и политических сочинениях Платона (427–347 до н.э.), Аристотеля (384–322 до н.э.), в трудах педа­гогов-гуманистов, социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535), Кампанеллы (1568–1639).

Стройную педагогическую систему создал Ян Амос Коменский. Опираясь на передовые идеи своего вре­мени, он призывал «Учить всех всему». Его фундамен­тальный труд «Великая дидактика» явился одним из первых произведений теоретической педагогики. Для развития теории дошкольной педагогики особое зна­чение имеет его труд «Материнская школа». Эта ра­бота посвящена воспитанию и развитию детей дош­кольного возраста. Я.А. Коменский горячо любил детей и в этой работе он особое внимание обращает на рабо­ту родителей по подготовке детей к школе, кроме того, Я.А. Коменский раскрывает цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Построению научных основ педагогики много со­действовали Ж.-Ж. Руссо (1771–1858), И.Г. Песталоцци (1746–1827), А. Дистервег (1790–1866), Р. Оуэн (1771–1858), А.Г. Радищев (1749–1802), В.Г. Белинс­кий (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), И.Г. Черны­шевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1861).

Выдающийся вклад в развитие теории педагогики внес К.Д. Ушинский (1824–1870), которого называют отцом отечественной педагогики. К.Д. Ушинский в сво­ем труде «Человек как предмет воспитания» впервые в русской педагогике проанализировал психологические основы обучения и воспитания. Именно он обратил самое серьезное внимание на воспитывающий харак­тер обучения. Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.

Система педагогических наук

Педагогика подразделяется на ряд пограничных дисциплин, имеющих самостоятельный предмет исследования.

Общая педагогикаизучает основные закономер­ности процесса воспитания и образования.

Возрастная педагогикаисследует закономернос­ти воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов. В системе возрастной педагогики особое место занимает дошкольная педагогика,которая в настоящее время имеет большие научные достижения.

. В самостоятельную отрасль педагогики выделяет­ся педагогика взрослых.

Коррекционная педагогиказанимается вопроса­ми воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха.

Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдо­педагогику– воспитание и обучение глухонемых и глухих детей, тифлопедагогику– воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию– обучение и вос­питание детей с расстройствами речи, имеющих нор­мальное развитие, олигофренопедагогику– воспита­ние и обучение умственно отсталых детей.

Социальная педагогика– отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий лю­дей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для кото­рых воспитание не является основной функцией.

История педагогикиизучает педагогические тео­рии, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.

В настоящее время активно развиваются новые отрасли педагогики, которые становятся относитель­но самостоятельными – военная педагогика, право­вая педагогика, педагогика семейного воспитания, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педа­гогика.

Все эти отрасли педагогики получают разнообраз­ное по значимости развитие и успешно функционируют в обществе.

Частные методикиисследуют специфику приме­нения общих закономерностей обучения применитель­но к отдельным учебным предметам.

В дошкольной педагогике успешно разрабатыва­ется методика проведения занятий с детьми различных возрастных групп. Главное в этих методиках – не копировать проведение школьных уроков, не лишать детей радости уже в дошкольные годы.

Детские сады в России

Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петер­бурге, позже детские сады стали открываться в Моск­ве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегиро­ванных классов. Для детей рабочих открывались дет­ские сады на средства благотворительности.

Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И.И. Бецкого.

В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитатель­ный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.

Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Дет­ский сад-школа Е.П. Смидовичнаходился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно ма­териалами для детского конструирования.

В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е.П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.

В начале 1870-х гг. появилась книга Е.Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное разви­тие детей от первого проявления сознания до школь­ного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.

Е.Н. Водовозова считала необходимым всесторон­нее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – нача­ла XX в. П.Ф. Каптерев.Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

Каптерев предлагал принимать в детский сад ма­лышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.

Каптерев предъявлял высокие требования к педа­гогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспи­татели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.

Важную роль в развитии общественного дошколь­ного воспитания в России сыграл замечательный пе­дагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий(1878–1934).

Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с деть­ми дошкольного возраста. После революции С.Т. Шац­кий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, зада­чей которой была разработка содержания, форм и мето­дов деятельности новой школы. При опытной станции су­ществовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поис­ки путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.

Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стре­мились обосновать воспитание дошкольников в специ­альных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образователь­но-воспитательных учреждений.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обуче­ние детей дошкольного возраста педагогов и об­щественных деятелей прошлых столетий. Приве­дите их высказывания по вопросам воспитания и образования.

2. Раскройте основное содержание работы Я.А. Коменского «Материнская школа».

3. В чем заключается педагогическое новаторство К.Д. Ушинского?

4. Изложите взгляды отечественных педагогов, зало­живших основы дошкольного воспитания.

5. Раскройте историю открытия детских садов в Рос­сии.

Глава 5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записан­ное в Законе об образовании РФ. Более широко – это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренны­ми программой, и процесс достижения уровня воспи­танности, культуры, нравственности на основе изучае­мых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:

• гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;

• единство в условиях многонационального государ­ства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;

• общедоступность, соответствие системы образова­ния уровням и особенностям развития и подготов­ленности детей, воспитанников, учащихся;

• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей во всех сферах образования, творческий ха­рактер их деятельности.

Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:

– возможность получения образования на террито­рии России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, нали­чия судимости. Возможные ограничения на про­фессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;

– получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образова­ния в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах Государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Если, например, гражданин на конкурсной основе посту­пил в университет и закончил его, то второе выс­шее образование он может получить платное;

– для граждан с отклонениями в развитии создают­ся условия и специальные педагогические подхо­ды для получения образования, коррекции нару­шения развития, социальной адаптации;

– гражданам, проявляющим выдающиеся способнос­ти, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе посредством предоставле­ния им специальных государственных стипендий.

В Российской Федерации устанавливаются Государ­ственные образовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образова­ния, максимальный объем учебной нагрузки обучающих­ся, уровень подготовки в учебных заведениях.

Государственные образовательные стандарты яв­ляются основой для объективной оценки уровня обра­зования и квалификации выпускников всех типов об­разовательных учреждений. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать базовый объем со­держания учебных программ и формулировать требо­вания к качеству обучения школьников. Родителям учащихся предоставляется право требовать от образовательного учреждения и государства выполнения взятых на себя обязательств.

В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Содержание образования сверх указанной минимальной нормы имеют право оп­ределять образовательные учреждения. В связи с этим в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогичес­кого пространства России, а также интеграцию личнос­ти в мировую культуру. Национально-региональный ком­понент определяет нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Школьный компонент уста­навливает содержание образования в связи со специфи­кой отдельного образовательного учреждения.

Содержание общего среднего образования регла­ментируется определенными нормативными докумен­тами – учебные планы образовательных учреждений разного типа и вида; учебные программы по всем учеб­ным предметам.

Существуют базисные учебные планы, они состав­ляются на основе Государственного образовательного стандарта и служат основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.

Учебные программы – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ­ных мировоззренческих идей с указанием последова­тельности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы могут быть типо­выми, рабочими и авторскими.

Современная система образования

Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.

К основным звеньям системы образования относятся: сеть государственных образовательных учреждений; частные образовательные учреждения; учреждения дополнительного образования. В этой общей системе выделяются дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, среднее профес­сиональное образование, высшее профессиональное образование.

Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти и местного само­управления;

• отечественные, иностранные и зарубежные предпри­ятия, общественные и частные фонды, ассоциации;

• общественные и религиозные организации, зареги­стрированные на территории Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство образова­тельных учреждений.

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольным образова­тельным учреждениям.

Основные цели дошкольного образовательного учреждения – осуществление образовательного про­цесса путем обеспечения преемственности между до­школьным и начальным общим образованием, опти­мальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей различных возрастных групп.

Дошкольные образовательные учреждения функ­ционируют в следующих видах:

• детский сад;

• детский сад общеразвивающего вида с приоритет­ным осуществлением одного или нескольких на­правлений развития воспитанников;

• детский сад компенсирующего вида с приоритет­ным осуществлением квалифицированной коррек­ции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приори­тетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида;

• центр развития ребенка – детский сад с осуще­ствлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Среди общеобразовательных учреждений для де­тей дошкольного и младшего школьного возраста вы­деляются такие виды, как: начальная школа – детский сад; начальная школа – детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Чаще всего на практике встречаются учрежде­ния – начальная школа –детский сад.

Главная задача детских садов разного вида – со­циализация маленького человека, подготовка к школе в процессе дошкольного образования на основе раз­личных вариантов программ.

В системе образования обязательным является основное общее образование. Система общеобразова­тельной школы состоит из трех ступеней:

I – начальная школа (обучение 3 или 4 года);

II – основная школа (обучение 5 лет);

III – средняя школа (обучение 2–3 года).

К настоящему времени достигнуты определенные позитивные результаты в развитии образовательных учреждений: широкая автономность; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых учебных предметов, востребованных изменивши­мися социально-экономическими условиями; значитель­ное обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам; учет социального заказа на обра­зование; использование образовательными учреждения­ми новых источников финансирования.

Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении

В Законе Российской Федерации об образовании говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регули­руется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим и было разработано и утвер­ждено Типовое положение о дошкольном образова­тельном учреждении.

Типовое положение регулирует деятельность госу­дарственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к об­щечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания. В этом доку­менте подчеркивается, что в дошкольном образователь­ном учреждении образование носит светский характер.

В специальном разделе Типового положения разъяс­няется порядок создания, регистр

Наши рекомендации