Психодинамическая концепция социализации
Для социальной жизни человека чрезвычайно важно осознание своего существования, своих действий и поступков, своего восприятия происходящего. Теоретики психодинамической концепции, при всей разнице их научных интересов и экспериментальных методик, пытались обосновать одну значимую идею: образ мыслей человека, его переживания и оценки происходящего играют адаптивную роль в процессе социализации. Человек, чтобы понять происходящее в социуме и, главное, чтобы справиться с его воздействиями, психологически упрощает реальность.
Большое значение для развития психологических основ социализации имели экспериментальные исследования и теория Курта Левина (1890-1947). В центре его внимания оказались цели, потребности и мотивы личности, ее аффективная и волевая сфера. К. Левин впервые экспериментально выявил уровень притязаний личности, систему ее жизненных целей. Он сделал попытку понять поведение человека и его социальную жизнь как структуру определенных потребностей, которые возникают, угасают или обостряются, видоизменяются под влиянием как внешних, социальных, так и внутренних личностных воздействий.
Едва ли не первым К.Левин обратил внимание не на само поведение личности или отдельно на ее социальное окружение, он ввел понятие «жизненное пространство». Это некая динамическая система, существующая как своеобразный психологический феномен, где соединены воедино желания и интересы личности, ее потребности и цели.
Исследуя проблему взаимодействия личности с окружающей средой, К.Левин предлагает различать физическую и психологическую среду. Согласно его «теории поля», психологическая среда включает в себя не только представление человека о себе в настоящем («психологическое настоящее»), но и переживания себя в прошлом и будущем («психологическое прошлое», «психологическое будущее»). Эти разновременные проявления рефлексии действуют всегда как одновременные и в равной мере определяют поведение человека.
Поэтому при взаимодействии личности со средой решающее значение имеет не сама социальная реальность с ее событиями, явлениями, поступками и отношениями людей, а именно «психологическая реальность» личности, то, как она воспринимает происходящее, как его интерпретирует. По мысли К.Левина, социальное поведение человека — это всегда изменение его «жизненного пространства».
Взрослые, воспитывая ребенка, постоянно покушаются на его жизненное пространство, организуя различного рода «барьеры». Во-первых, это «барьеры физические», когда прямо ограничивается свобода передвижения ребенка, когда его, например, запирают на ключ в квартире, запрещают покидать свою комнату или выходить за пределы двора. В таких случаях за детьми приходится усиленно наблюдать, а это не всегда возможно. «Когда ребенок не может быть под постоянным наблюдением, взрослый часто использует веру ребенка в существование мира чудес. Способность к постоянному контролю за ребенком приписывается в таком случае полицейскому или привидению. Бог, которому известно все, что делает ребенок, и которого невозможно обмануть, также нередко привлекается для подобных целей».
«Социальные барьеры» в жизненном пространстве ребенка устанавливаются традициями семьи или школы, с помощью личностного авторитета взрослого, его общественного положения и власти. Они действуют опосредованно в области межличностных отношений. Ребенок редко позволяет себе излишнюю поведенческую вольность, если заранее знает, что это огорчит авторитетного для него отца или учителя, рассердит строгого директора.
Третий вид «барьеров» в жизненном пространстве ребенка К.Левин связывает непосредственно с системой ценностей, которые социализирующаяся личность уже принимает. Обязанность выполнять роль «приличной девочки», «хорошего ученика», «честного человека» ограничивает импульсивные проявления в поведении ребенка, побуждает соотносить свои новые желания, активные стремления с опасностью быть отвергнутым референтной группой. К. Левин заключает: «Таким образом, чем большее давление взрослый оказывает на ребенка, чтобы вызывать требуемое поведение, тем менее проницаемым должен быть поставленный барьер».
Механизм социализации личности, по мнению К.Левина, таков, что сила специально организованного взрослыми «воспитательного барьера» в каждом конкретном случае зависит от характера самого ребенка, его потребностей, целей, притязаний и от того, как эти личностные силы проецируются в его индивидуальном «жизненном пространстве».
Последующая практика формальной, специально организованной социализации активно использовала и использует эти идеи К.Левина. Социальная и политическая пропаганда, реклама, шоу-бизнес, система СМИ реализуют ее как свою технологическую формулу: воздействовать надо непосредственно на восприятие человеком жизни!
Идеи К.Левина получили свое развитие в работах Фрица Хайдера (1896-1988). Он сосредоточил свои исследования вокруг проблемы восприятия личностью социальной действительности и, в частности, такого важного социального объекта, как другой человек. По мысли Ф.Хайдера, чтобы объяснить социальное поведение людей, необходимо иметь в виду, что в его основе лежит не что иное, как обычная житейская психология. Человек всегда стремится иметь связную картину мира, как-то объяснять себе происходящие события и мотивы поведения людей. Это нужно, чтобы, опираясь на некие (пусть и доморощенные, совершенно не научные) закономерности, быстро ориентироваться в окружающем мире и как-то сбалансировать восприятие происходящего, объяснить его себе. Идеи «баланса» и «атрибуции» (объяснения) — центральные в концепции социализации личности у Ф.Хайдера.
Восприятие социального мира, как считает Ф.Хайдер, человек организует вокруг так называемых «ядер» — неких представлений житейской психологии:
§ намерение («хочет — не хочет»);
§ способность («может — не может»);
§ ответственность («ответственен за все — это от него не зависело»);
§ моральная оценка («хороший — плохой»).
Это внутренние (диспозиционные) причины объяснения повседневных событий, могут еще быть и внешние (ситуационные) причины. Люди чаще всего приписывают поведение других людей либо их диспозициям, либо ситуациям.
Используя такие житейские концепты, человек (конечно, в зависимости от своего личностного развития и сложности ситуации) стремится объяснить происходящее и выразить к нему свое отношение. Характер таких объяснений самому себе будет определяться необходимостью сохранить некий когнитивный баланс. Если человек считает, что другой человек относится к нему хорошо, то любое негативное проявление его поведения будет психологически «стираться», чтобы восстановить равновесие и сбалансироваться.
Классикой стал психологический эксперимент, проведенный в 1924 г. по методике Ф.Хайдера: две группы детей («популярные» и «непопулярные») выступали с гимнастическими упражнениями перед одноклассниками. «Популярные» специально делали ошибки, а «непопулярные» выполняли упражнения безукоризненно. Но зрители после выступления говорили о них совершенно противоположно. По мнению Ф.Хайдера, это типичный пример атрибуции «плохих» качеств «плохим» людям.
Идеи Ф. Хайдера легли в основу многочисленных исследований в области психологии восприятия человека человеком, теории социального влияния и психолого-педагогического изучения убеждений как средства социализации и воспитания.
В качестве вывода подчеркнем два положения.
Во-первых, разнообразие и неоднозначность представлений о том, как возникает социальность личности и как происходит ее социальное развитие в рамках социально-психологических концепций XX в., во многом обусловлены различными философскими воззрениями авторов и отсюда — различным методологическим обоснованием проявлений социальности личности.
Во-вторых, для всех описанных нами концепций бесспорно, что социальность личности всегда детерминирована особенностями системы более высокого уровня — обществом. Общество определяет саму социальную жизнь личности через систему процессов производства, потребления, через действия своих институтов, ритуалов, символов, норм и ценностей. Западная социальная психология очень убедительно очертила свою область интересов в этом социальном процессе взаимодействия личности и общества. Ее интересует предметное содержание социального влияния общества на личность, природа процессов воспроизводства человеком своей социальности. Ее задача — «помочь человеку ориентироваться в системе социальных связей, противоречий, помочь "совладать" с социальной реальностью».
Изучение феномена социализации как предметного стержня социальной психологии обеспечило не только развитие проблематики самой социально-психолюгической науки, но и определило появление ряда экспериментальных педагогических систем. На практике эти педагогические системы неизбежно создавались как альтернативные традиционной школе.
Литература для самообразования
1. Абельс Хайнц. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. СПб., 2000.
2. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии / Пер. с нем. М.. 2002.
3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XIX столетия: Теоретические подходы. М., 2002.
4. Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии. XX век: Хрестоматия. М., 2002.
5. Джеймс У. Беседы с; учителем о психологии. М., 1998.
6. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
7. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер.с нем. СПб., 2000
8. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология / Пер. с англ СПб., 2003.
9. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб., 2003.
10. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М., 2001.
11. Пирс Ч. Начала прагматизма / Пер. с англ. СПб. 2000.
12. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. СПб., 2002.