Мотивации деятельности и поведения

Общей особенностью методов этой группы является то, что все они словес­ные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство эффективнее других средств может быть обращено к сознанию ребенка, выз­вать его размышления и переживания. С помощью слова воспитатель описы­вает события и явления, еще не встретившиеся детям в их жизни, формирует понятия, представления, собственные суждения своих воспитанников и их оценку происходящего. Кроме того, слово способствует осмыслению ими сво­его жизненного опыта, мотивации своих поступков.

Словесные методы некоторые педагоги считают методами убеждения. Это не совсем точно. Само по себе словесное воздействие на ребенка, в отрыве от других методов воспитания, не может сформировать устойчивых убеждений как главного компонента системы мировоззрения личности. Но все словес­ные методы в той или иной мере несут в себе определенный механизм про­граммно-целевого обращения к сфере сознания и подсознания личности.

«Механизм обращения к сознанию» (убеждение) предполагает, что слово вос­питателя обращено к мотивационно-смысловой сфере личности воспитанни­ков. Он добивается, чтобы у детей возникло представление о жизненном фак­те, явлении, доверие к предлагаемой им информации, собственное мнение по поводу обсуждаемого и даже устойчивая точка зрения, которую они готовы отстаивать.

«Механизм обращения к подсознанию» (внушение) организуется как влияние с помощью слова на эмоционально-чувственные сферы психики воспитанни­ков. Воспитатель, используя наглядную выразительность и личностную при­влекательность информации, вызывает у воспитанников переживание своего отношения к предлагаемым явлениям и событиям. Немалую роль играет в та­ких ситуациях и «эмоциональное поле» самого воспитателя. В жизни много примеров, когда яркие, авторитетные личности действуют на людей одним сво­им присутствием.

Этот механизм ослабляет оценочную функцию мышления и снижает кри­тическое отношение к информации. В. М. Бехтерев называл внушение «искус­ственным привитием» путем слова различных психических состояний. Но тем не менее на нем строится воспитание многих нравственных привычек, осо-

бенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда дети еще не спо­собны сознательно управлять своим поведением.

1. Рассказ — наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. По своей методической сути это монолог воспи­тателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказ­ки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение прямо из рассказа, а, как советовал В. Г. Белинский, «спрятаться» за сюжет, предоставив возмож­ность самим детям дать оценку услышанному и сделать выводы.

2. Лекция — метод, по своей инструментовке близкий к рассказу. Это тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема и на высоком уровне теоретического обобщения. Именно поэтому лекция как ме­тод не применяется в воспитании дошкольников, младших школьников и даже младших подростков — монолог такой длительности (не менее часа) им вос­принять не под силу. Но старшеклассники уже испытывают интерес к глубо­кому научному анализу тех или иных проблем. Лекция воспитателя будет уме­стна и в работе с родителями.

В содержании лекции выделяется, как правило, несколько вопросов. Их последовательное рассмотрение и составит у слушателей представление об из­бранной теме. При подготовке лекции следует избегать прямого переписыва­ния информации из книг и журналов. Конструкции письменной речи плохо воспринимаются на слух. Вредит лекции и излишнее наукообразие, перегруз­ка теоретическими понятиями. А вот собственная точка зрения лектора по рас­сматриваемому вопросу сделает его выступление убедительным.

3. Беседа инструментуется как диалог воспитателя и воспитанников (или одного из них, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъясняет нор­мы и правила поведения, не только формирует представление о главных жиз­ненных ценностях, но и вырабатывает у детей их собственные оценки проис­ходящего, взгляды и суждения.

Диалоговая природа беседы обеспечивается системой вопросов и ответов. Вот ее логическая структура:

1) воспитатель с помощью короткой, но яркой и впечатляющей информа­ции вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагая его к обсуж­дению;

2) дети высказываются: приводят примеры из своей жизни, доводы, под­твержденные эпизодами из прочитанных книг или запомнившихся филь­мов, мнения авторитетных для них взрослых людей;

3) воспитатель обобщает все высказанное, подчеркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы.

Необходимость в беседе может возникнуть совершенно неожиданно, как реакция на какой-то поступок ребенка, событие в классе. Тогда она проводит­ся экспромтом и требует от воспитателя особой мобилизации своих собствен­ных убеждений и красноречия.

Но гораздо чаще проводится заранее запланированная беседа. Воспитате­лю следует помнить, что подготовка к беседе воспитывает детей не меньше,

чем сам разговор, собственно беседа. Первое, с чего нужно начать воспитате­лю, — это выбор темы. Ее стоит искать не в методических журналах, а в наблю­дениях за своими воспитанниками, изучая их межличностные отношения, интересы, увлечения, планы и мечты. Беседа даст воспитательный результат, если ее тема настолько актуальна, что воспитанники просто не могут это не обсуждать. Кроме того, предложенная для разговора тема должна звучать ин­тересно и призывно, например: «Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище».

Сами того не подозревая, готовятся к беседе и воспитанники. К моменту разговора они должны иметь некоторый психологический настрой на обсуж­дение именно такой темы, должны актуализировать свой жизненный опыт в этой области. Поэтому, когда класс целую неделю читает, передавая друг другу, интересную книгу (поступки героев этой книги очень кстати вспомнятся в беседе), пишут сочинение на тему «Настоящий друг — это...», затевают по за­данию классного руководителя опрос своих родителей на тему «Расскажи о сво­ем школьном друге (подруге)», это и есть подготовка воспитателем своих юных собеседников.

Одним из решающих условий результативной беседы является доверие де­тей к воспитателю в момент их разговора. Очень важно выбрать правильные слова, чтобы детям был понятен смысл разговора, и не менее важно проявить свои чувства, настоящую, искреннюю заинтересованность в такой беседе. В диалоге с воспитанниками разного возраста, а особенно с подростками и стар­шеклассниками, необходимо отказаться от позиции, изначально демонстри­рующей свою правоту, непогрешимость, владение истиной в последней инстан­ции. Такая позиция очень свойственна учителю на уроке, когда он, по существу, транслирует давно доказанные научные истины. В ситуации воспитательного взаимодействия простое сомнение в речи воспитателя («Наверное, я что-то не понимаю...», «Мне всегда казалось...», «Давайте попробуем вместе разобрать­ся...») уже подчеркивает его приобщенность к собеседникам, готовность при­нять их мнение, искренне разобраться в проблеме.

Беседа, как, впрочем, и другие словесные методы, требует строго отмерен­ных временных границ. Если разговор затягивается, дети быстро теряют к нему интерес, их внимание рассеивается и желание высказываться пропадает. По­этому беседа с дошкольниками не может быть более 10-15 минут, с младшими школьниками ее продолжительность — от 15 до 30 минут. Какие же точные слова нужно найти, как ясно выстроить логику беседы, чтобы за столь корот­кое время детям удалось осмыслить некую область их социального опыта и мотивировать их будущие действия! Подростки и юношество готовы к более длительным беседам: разговоры по душам в походе у костра нередко заставля­ют забыть о времени, и в таких беседах происходит настоящее человеческое сближение воспитателя со своими воспитанниками.

4. Дискуссия (диспут)предполагает спор, столкновение точек зрения, взгля­дов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, которая всех волнует, определяется авторитетный и эрудиро­ванный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы

участников спорить и логически выстраивали ход дискуссии. Вопросы к диспуту помещаются на броском призывном плакате вместе со списком рекомен­дуемой литературы, чтобы все будущие участники дискуссии могли основатель­но подготовиться, запастись аргументами, авторитетными мнениями и при­мерами.

Настоящий диспут длится обычно несколько часов и выплескивает огром­ную интеллектуальную и эмоциональную энергию участников. Поэтому ясно, что дошкольники и младшие школьники не могут быть участниками диспута. Но элементы дискуссии вполне допустимы и даже необходимы при проведе­нии бесед с детьми и подростками. В беседе также важна актуальная проблема, в ней уже заложено противоречие, неоднозначность точек зрения, поэтому хороший воспитатель воспитанников любого возраста всегда побуждает выс­казывать свое мнение.

Ребенок должен сам анализировать и оценивать происходящее, свои и чужие поступки, мнения, взгляды. Если он не убедиться, что причина жизненных не­удач — егособственные действия, помочь ему не сможет никто. Маленький дет­ский дискуссионный опыт необычайно важен для «образования себя».

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

Наши рекомендации