Мотивации деятельности и поведения
Общей особенностью методов этой группы является то, что все они словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство эффективнее других средств может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова воспитатель описывает события и явления, еще не встретившиеся детям в их жизни, формирует понятия, представления, собственные суждения своих воспитанников и их оценку происходящего. Кроме того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта, мотивации своих поступков.
Словесные методы некоторые педагоги считают методами убеждения. Это не совсем точно. Само по себе словесное воздействие на ребенка, в отрыве от других методов воспитания, не может сформировать устойчивых убеждений как главного компонента системы мировоззрения личности. Но все словесные методы в той или иной мере несут в себе определенный механизм программно-целевого обращения к сфере сознания и подсознания личности.
«Механизм обращения к сознанию» (убеждение) предполагает, что слово воспитателя обращено к мотивационно-смысловой сфере личности воспитанников. Он добивается, чтобы у детей возникло представление о жизненном факте, явлении, доверие к предлагаемой им информации, собственное мнение по поводу обсуждаемого и даже устойчивая точка зрения, которую они готовы отстаивать.
«Механизм обращения к подсознанию» (внушение) организуется как влияние с помощью слова на эмоционально-чувственные сферы психики воспитанников. Воспитатель, используя наглядную выразительность и личностную привлекательность информации, вызывает у воспитанников переживание своего отношения к предлагаемым явлениям и событиям. Немалую роль играет в таких ситуациях и «эмоциональное поле» самого воспитателя. В жизни много примеров, когда яркие, авторитетные личности действуют на людей одним своим присутствием.
Этот механизм ослабляет оценочную функцию мышления и снижает критическое отношение к информации. В. М. Бехтерев называл внушение «искусственным привитием» путем слова различных психических состояний. Но тем не менее на нем строится воспитание многих нравственных привычек, осо-
бенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда дети еще не способны сознательно управлять своим поведением.
1. Рассказ — наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками и младшими школьниками. По своей методической сути это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение прямо из рассказа, а, как советовал В. Г. Белинский, «спрятаться» за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку услышанному и сделать выводы.
2. Лекция — метод, по своей инструментовке близкий к рассказу. Это тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема и на высоком уровне теоретического обобщения. Именно поэтому лекция как метод не применяется в воспитании дошкольников, младших школьников и даже младших подростков — монолог такой длительности (не менее часа) им воспринять не под силу. Но старшеклассники уже испытывают интерес к глубокому научному анализу тех или иных проблем. Лекция воспитателя будет уместна и в работе с родителями.
В содержании лекции выделяется, как правило, несколько вопросов. Их последовательное рассмотрение и составит у слушателей представление об избранной теме. При подготовке лекции следует избегать прямого переписывания информации из книг и журналов. Конструкции письменной речи плохо воспринимаются на слух. Вредит лекции и излишнее наукообразие, перегрузка теоретическими понятиями. А вот собственная точка зрения лектора по рассматриваемому вопросу сделает его выступление убедительным.
3. Беседа инструментуется как диалог воспитателя и воспитанников (или одного из них, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъясняет нормы и правила поведения, не только формирует представление о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.
Диалоговая природа беседы обеспечивается системой вопросов и ответов. Вот ее логическая структура:
1) воспитатель с помощью короткой, но яркой и впечатляющей информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагая его к обсуждению;
2) дети высказываются: приводят примеры из своей жизни, доводы, подтвержденные эпизодами из прочитанных книг или запомнившихся фильмов, мнения авторитетных для них взрослых людей;
3) воспитатель обобщает все высказанное, подчеркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы.
Необходимость в беседе может возникнуть совершенно неожиданно, как реакция на какой-то поступок ребенка, событие в классе. Тогда она проводится экспромтом и требует от воспитателя особой мобилизации своих собственных убеждений и красноречия.
Но гораздо чаще проводится заранее запланированная беседа. Воспитателю следует помнить, что подготовка к беседе воспитывает детей не меньше,
чем сам разговор, собственно беседа. Первое, с чего нужно начать воспитателю, — это выбор темы. Ее стоит искать не в методических журналах, а в наблюдениях за своими воспитанниками, изучая их межличностные отношения, интересы, увлечения, планы и мечты. Беседа даст воспитательный результат, если ее тема настолько актуальна, что воспитанники просто не могут это не обсуждать. Кроме того, предложенная для разговора тема должна звучать интересно и призывно, например: «Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище».
Сами того не подозревая, готовятся к беседе и воспитанники. К моменту разговора они должны иметь некоторый психологический настрой на обсуждение именно такой темы, должны актуализировать свой жизненный опыт в этой области. Поэтому, когда класс целую неделю читает, передавая друг другу, интересную книгу (поступки героев этой книги очень кстати вспомнятся в беседе), пишут сочинение на тему «Настоящий друг — это...», затевают по заданию классного руководителя опрос своих родителей на тему «Расскажи о своем школьном друге (подруге)», это и есть подготовка воспитателем своих юных собеседников.
Одним из решающих условий результативной беседы является доверие детей к воспитателю в момент их разговора. Очень важно выбрать правильные слова, чтобы детям был понятен смысл разговора, и не менее важно проявить свои чувства, настоящую, искреннюю заинтересованность в такой беседе. В диалоге с воспитанниками разного возраста, а особенно с подростками и старшеклассниками, необходимо отказаться от позиции, изначально демонстрирующей свою правоту, непогрешимость, владение истиной в последней инстанции. Такая позиция очень свойственна учителю на уроке, когда он, по существу, транслирует давно доказанные научные истины. В ситуации воспитательного взаимодействия простое сомнение в речи воспитателя («Наверное, я что-то не понимаю...», «Мне всегда казалось...», «Давайте попробуем вместе разобраться...») уже подчеркивает его приобщенность к собеседникам, готовность принять их мнение, искренне разобраться в проблеме.
Беседа, как, впрочем, и другие словесные методы, требует строго отмеренных временных границ. Если разговор затягивается, дети быстро теряют к нему интерес, их внимание рассеивается и желание высказываться пропадает. Поэтому беседа с дошкольниками не может быть более 10-15 минут, с младшими школьниками ее продолжительность — от 15 до 30 минут. Какие же точные слова нужно найти, как ясно выстроить логику беседы, чтобы за столь короткое время детям удалось осмыслить некую область их социального опыта и мотивировать их будущие действия! Подростки и юношество готовы к более длительным беседам: разговоры по душам в походе у костра нередко заставляют забыть о времени, и в таких беседах происходит настоящее человеческое сближение воспитателя со своими воспитанниками.
4. Дискуссия (диспут)предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.
Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, которая всех волнует, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы
участников спорить и логически выстраивали ход дискуссии. Вопросы к диспуту помещаются на броском призывном плакате вместе со списком рекомендуемой литературы, чтобы все будущие участники дискуссии могли основательно подготовиться, запастись аргументами, авторитетными мнениями и примерами.
Настоящий диспут длится обычно несколько часов и выплескивает огромную интеллектуальную и эмоциональную энергию участников. Поэтому ясно, что дошкольники и младшие школьники не могут быть участниками диспута. Но элементы дискуссии вполне допустимы и даже необходимы при проведении бесед с детьми и подростками. В беседе также важна актуальная проблема, в ней уже заложено противоречие, неоднозначность точек зрения, поэтому хороший воспитатель воспитанников любого возраста всегда побуждает высказывать свое мнение.
Ребенок должен сам анализировать и оценивать происходящее, свои и чужие поступки, мнения, взгляды. Если он не убедиться, что причина жизненных неудач — егособственные действия, помочь ему не сможет никто. Маленький детский дискуссионный опыт необычайно важен для «образования себя».
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ