Освоение взрослых форм общения и деятельности

В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания од­ними из самых ценных являются отношения дружбы.

В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков совпадало с обрядом инициации и свидетельствовало о первых признаках взрос­лости, о приобретении «братьев по ножу». Современная социальная психоло­гия связывает дружбу с формированием идентичности, то есть целостного и устойчивого «Я»49. Только благодаря осознанию собственной идентичности у детей и подростков возможны теплые дружеские связи, интерес друг к другу, желание сотрудничать, проявлять заботу.

--------------------

49Кон И. С. Дружба. М., 1980.

Наличие друзей — едва ли не главное условие удовлетворения жизнью в школьные голы. По своей природе отношения дружбы — это личные взаимо­отношения, очень избирательные, возникающие стихийно, чаше всего неза­висимо от влияния воспитателя. Совершенно безнадежно призывать ребенка: «Дружи с Сережей, а не с Димой!»

Не секрет, что взрослым часто не нравятся ребячьи дружеские компании («пары» и «тройки»). Многие воспитатели даже считают, что они своим обособ­лением мешают сплочению коллектива. А между тем в такой дружеской микро­группе у большинства воспитанников впервые возникает чувство защищенно­сти, переживание своей необходимости кому-то, осознание своей значимости для других. В такой эмоционально комфортной для себя группе друзей (в соци­альной психологии она именуется «референтная группа») ребенок осознает свою индивидуальность, соотносит свой социальный опыт с опытом друзей.

Вот почему на первом этапе создания детского коллектива следует специально опираться на дружеские группы, выявлять их нравственную направленность, организаторские качества и вокруг них «культивировать» первичные коллективы.

Становление в экономике нашей страны рыночных механизмов вызывает у многих людей серьезное осмысление себя в роли активного субъекта эконо­мической деятельности. В сознании людей идет переориентация, порой бо­лезненная, баланса между «МЫ» и «Я», возникает стремление более активно отстаивать свои личные интересы, но при этом не потерять общественных вза­имосвязей с другими людьми. Заново приходится осваивать смысл таких со­циально-экономических феноменов, как «частная собственность», «прибыль», «конкуренция».

Современные экономические условия и особенности производственных технологий объективно вызывают к жизни потребность в воспитании у детей и подростков опыта работы единой Командой, в воспитании культуры партнерских отношений.

Партнер (от англ. partnership — участие, товарищество) — участник дело­вых отношений. Культура партнерства предполагает воспитание таких качеств, как готовность к сотрудничеству, корпоративность, высокая работоспособ­ность, ответственность, толерантность, умение договариваться, доверие к парт­неру. Совершенно очевидно, что задолго до взрослой профессиональной дея­тельности эти качества могут быть востребованы именно в общественно значимой коллективной деятельности.

Важное значение для воспитания культуры партнерских отношений могут иметь и коллективные деловые игры, игровые тренинги. В самой природе игры заложен замечательный механизм — самоорганизация. Получив роль в игре, ребенок естественно воспроизводит необходимые условия, согласовывает их с товарищами, прогнозирует результаты, соревнуется и приходит к кому-либо на помощь.

Открытие себя как личности и индивидуальности

Представление о себе как личности возникает у детей и подростков не в от­влеченных размышлениях, а в реальных ситуациях коллективной жизни. Че-

ловек осознает жизненные обстоятельства и свои переживания, результаты деятельности, в которой участвовал, ее достижения и потери. Еще Гегель ут­верждал, что человек способен себя осознать в той мере, в какой он является действующим липом.

Но «открытие себя» невозможно без познания других людей, в первую оче­редь своих товарищей в коллективе. Давно замечено, что люди кажутся пора­зительно похожими друг на друга, если мы их недостаточно знаем. Только ког­да взрослеющей личности откроется многообразие мира людей, возникнет потребность сравнивать себя с другими, определять для себя образцы поведе­ния, объекты для подражания, появится умение контролировать свои эмоцио­нальные реакции в общении, преодолевать соперничество и зависть.

В коллективной деятельности ребенок проявляет свои индивидуальные воз­можности интеллекта, воли, особенности характера, творческие способности. Его собственные усилия всегда индивидуальны, но совершаются они ради при­знания коллективом. Воспитателю необходимо создавать специальные педа­гогические условия, которые способствовали бы обогащению жизни коллек­тива индивидуальными проявлениями его членов:

□ серьезное изучение личности каждого воспитанника, обращение особо­го внимания на его достоинства, достижения, на мотивы его поведения и деятельности, на уникальные, неповторимые черты его личностных проявлений;

□ установление отношений с воспитанниками по модели субъект-субъек­тного взаимодействия (особой атмосферы доверия, доброжелательности, сотрудничества);

□ обогащение содержания и форм коллективной деятельности, организа­цию ярких событий коллективной жизни, где расширялись бы возмож­ности для проявления в коллективе «богатства индивидуальностей», для свободы выбора каждой личностью своего индивидуального способа уча­стия в общей коллективной жизни;

□ заботу о преодолении «конфликтов индивидуальностей», переориента­цию их энергии в конкурсные формы творческой деятельности, в инно­вационные проекты и коллективные дискуссии;

□ помощь в организации усилий воспитанников по самореализации, самосовершенствованию, стремлений что-то исправить в своей жизни, в отношениях с товарищами, в преодолении дурных привычек;

□ поддержку у членов коллектива чувства собственного достоинства, са­моуважения, осознания своей самобытности, принятия себя и укрепле­ние решимости оставаться самим собой.

Методы воспитания

Глава 6

ПОНЯТИЕ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ.

Наши рекомендации