Освоение взрослых форм общения и деятельности
В многообразии проявления коллективных отношений для воспитания одними из самых ценных являются отношения дружбы.
В культуре многих народов оформление отношений дружбы у подростков совпадало с обрядом инициации и свидетельствовало о первых признаках взрослости, о приобретении «братьев по ножу». Современная социальная психология связывает дружбу с формированием идентичности, то есть целостного и устойчивого «Я»49. Только благодаря осознанию собственной идентичности у детей и подростков возможны теплые дружеские связи, интерес друг к другу, желание сотрудничать, проявлять заботу.
--------------------
49Кон И. С. Дружба. М., 1980.
Наличие друзей — едва ли не главное условие удовлетворения жизнью в школьные голы. По своей природе отношения дружбы — это личные взаимоотношения, очень избирательные, возникающие стихийно, чаше всего независимо от влияния воспитателя. Совершенно безнадежно призывать ребенка: «Дружи с Сережей, а не с Димой!»
Не секрет, что взрослым часто не нравятся ребячьи дружеские компании («пары» и «тройки»). Многие воспитатели даже считают, что они своим обособлением мешают сплочению коллектива. А между тем в такой дружеской микрогруппе у большинства воспитанников впервые возникает чувство защищенности, переживание своей необходимости кому-то, осознание своей значимости для других. В такой эмоционально комфортной для себя группе друзей (в социальной психологии она именуется «референтная группа») ребенок осознает свою индивидуальность, соотносит свой социальный опыт с опытом друзей.
Вот почему на первом этапе создания детского коллектива следует специально опираться на дружеские группы, выявлять их нравственную направленность, организаторские качества и вокруг них «культивировать» первичные коллективы.
Становление в экономике нашей страны рыночных механизмов вызывает у многих людей серьезное осмысление себя в роли активного субъекта экономической деятельности. В сознании людей идет переориентация, порой болезненная, баланса между «МЫ» и «Я», возникает стремление более активно отстаивать свои личные интересы, но при этом не потерять общественных взаимосвязей с другими людьми. Заново приходится осваивать смысл таких социально-экономических феноменов, как «частная собственность», «прибыль», «конкуренция».
Современные экономические условия и особенности производственных технологий объективно вызывают к жизни потребность в воспитании у детей и подростков опыта работы единой Командой, в воспитании культуры партнерских отношений.
Партнер (от англ. partnership — участие, товарищество) — участник деловых отношений. Культура партнерства предполагает воспитание таких качеств, как готовность к сотрудничеству, корпоративность, высокая работоспособность, ответственность, толерантность, умение договариваться, доверие к партнеру. Совершенно очевидно, что задолго до взрослой профессиональной деятельности эти качества могут быть востребованы именно в общественно значимой коллективной деятельности.
Важное значение для воспитания культуры партнерских отношений могут иметь и коллективные деловые игры, игровые тренинги. В самой природе игры заложен замечательный механизм — самоорганизация. Получив роль в игре, ребенок естественно воспроизводит необходимые условия, согласовывает их с товарищами, прогнозирует результаты, соревнуется и приходит к кому-либо на помощь.
Открытие себя как личности и индивидуальности
Представление о себе как личности возникает у детей и подростков не в отвлеченных размышлениях, а в реальных ситуациях коллективной жизни. Че-
ловек осознает жизненные обстоятельства и свои переживания, результаты деятельности, в которой участвовал, ее достижения и потери. Еще Гегель утверждал, что человек способен себя осознать в той мере, в какой он является действующим липом.
Но «открытие себя» невозможно без познания других людей, в первую очередь своих товарищей в коллективе. Давно замечено, что люди кажутся поразительно похожими друг на друга, если мы их недостаточно знаем. Только когда взрослеющей личности откроется многообразие мира людей, возникнет потребность сравнивать себя с другими, определять для себя образцы поведения, объекты для подражания, появится умение контролировать свои эмоциональные реакции в общении, преодолевать соперничество и зависть.
В коллективной деятельности ребенок проявляет свои индивидуальные возможности интеллекта, воли, особенности характера, творческие способности. Его собственные усилия всегда индивидуальны, но совершаются они ради признания коллективом. Воспитателю необходимо создавать специальные педагогические условия, которые способствовали бы обогащению жизни коллектива индивидуальными проявлениями его членов:
□ серьезное изучение личности каждого воспитанника, обращение особого внимания на его достоинства, достижения, на мотивы его поведения и деятельности, на уникальные, неповторимые черты его личностных проявлений;
□ установление отношений с воспитанниками по модели субъект-субъектного взаимодействия (особой атмосферы доверия, доброжелательности, сотрудничества);
□ обогащение содержания и форм коллективной деятельности, организацию ярких событий коллективной жизни, где расширялись бы возможности для проявления в коллективе «богатства индивидуальностей», для свободы выбора каждой личностью своего индивидуального способа участия в общей коллективной жизни;
□ заботу о преодолении «конфликтов индивидуальностей», переориентацию их энергии в конкурсные формы творческой деятельности, в инновационные проекты и коллективные дискуссии;
□ помощь в организации усилий воспитанников по самореализации, самосовершенствованию, стремлений что-то исправить в своей жизни, в отношениях с товарищами, в преодолении дурных привычек;
□ поддержку у членов коллектива чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания своей самобытности, принятия себя и укрепление решимости оставаться самим собой.
Методы воспитания
Глава 6
ПОНЯТИЕ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ.