Определяющая роль деятельности в воспитании

Эта закономерность указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан. Поэтому воспитание — это не что иное, как педагогическая организация дея­тельности воспитанников.

Воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее ком­понентов:

1. Цель деятельности. Если она непонятна ребенку или не принимается им, то не возникнет мотива, и деятельность не состоится. Воспитательное значе­ние деятельности определяется тем, как она мотивирована, как принята цель.

2. Содержание деятельности. Это те области культуры, в которых реализу­ются базовые проявления личности (познание, художественная деятельность, труд, спорт, социально-политическая деятельность и др.). В наибольшей мере ребенка воспитывает та деятельность, которая соответствует его проявившим­ся способностям и социальному опыту, которая направлена на формирование потребности быть лучше, на самоопределение личности.

3. Организация деятельности. Это время, место, продолжительность, обо­рудование и оснащение, распределение поручений, установление границ от-

---------

39ДобролюбовИ. А. О значении авторитета в воспитании. Избранные педагогические сочинения М., 1986. С. 35.

ветственности, формы подведения итогов. Даже очень интересная деятель­ность, если для нее плохо выбрано время и форма организации поручений уча­стникам, не оставит после себя ничего, кроме ссоры.

Осмысление и оценка результатов деятельности. Воспитание состоится лишь тогда, когда воспитанники сами осознают значимость совершенной деятель­ности, предпосылки своих достижений в ней и причины неудач. Формами ос­мысления результатов деятельности могут быть совместные обсуждения, ди­скуссии, письменные размышления в стенной газете и др.

Отношения в процессе деятельности. У каждого из участников деятельности возникает огромное «поле» отношений, имеющих разнонаправленные векто­ры: к цели организуемой деятельности, к ее содержанию, к участникам (в том числе к воспитателю, а у него — к каждому из детей), к самому себе. Эти отно­шения ребенок выстраивает сам, они избирательны и носят ценностный ха­рактер. Именно отношения аккумулируют в себе воспитательную значимость деятельности.

«Я-концепция» — определяющая основа воспитания

Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он сам думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает.

«Я-концепция» — целостный, хотя и не лишенный определенных противо­речий образ собственного «Я» личности. Один из авторитетных исследовате­лей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает ее как динамичес­кую совокупность представлений личности о себе, которая включает:

□ «Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»;

□ «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»;

□ «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы стать»40.

Большинство ученых-психологов признают, что основы «Я-концепции» закладываются в структуре личности в первые пять лет жизни. Поэтому так велика роль семьи, родителей как воспитателей, в отношениях с которыми ре­бенок впервые осознает и переживает представление о самом себе. Одно­временно он обнаруживает, как его принимают окружающие — любят или рав­нодушно терпят, определяет, стоит ли доверять взрослым, ровесникам или необходимо сопротивляться им.

«Я-концепция» — своеобразный педагогический феномен, первичная са­мозначимая реальность воспитания. Воспитание всегда обращено к этой фан­тастически сложной и чрезвычайно важной области личности ребенка. Оно призвано убедить ребенка в его человеческой ценности, помочь ему осознать и проявлять свою самость, поддержать его позитивное представление о самом

---------

40 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 62-63.

себе. Когда ребенок осмысляет свое «Я», он особенно нуждается в поддержке других людей, прежде всего воспитателей. Педагогическими средствами в спе­циально организованном процессе воспитания они должны обеспечить ему возможность:

□ самопознания, закрепляя интерес к своему «Я», обучая способам позна­ния своих личностных качеств и способностей;

□ самоопределения, создавая в различной деятельности ситуации выбора, принятая собственного решения;

□ самореализации, помогая проявить свой творческий потенциал в учеб­ной и внеучебной деятельности;

□ саморегуляции, обучая управлению собственными желаниями, порыва­ми, стимулированию и корректированию собственных действий.

«Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяю­щая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые вы­строены в образе «Я». Опытные воспитатели знают, что изменение представ­ления о себе (о своей внешности, о своих учебных достижениях, способностях) решающим образом влияет на поведение школьников, на их успехи в учении, спорте, творчестве.

Если «Я-концепция» ребенка проецирует его представление о себе, напри­мер, как «я — добрый», «я — хороший ученик», то эти установки сдерживают порывы жадности и гнева, стимулируют самостоятельную учебную работу. Когда поступок ребенка расходится с представлениями его «Я-концепции», возникает мучительное переживание своего несовершенства, боль самолюбия, нравственное раскаяние. Эти переживания своего отношения к себе и окру­жающему миру составляют непосредственное поле воспитания. Кроме того, «Я-концепция» открывает для воспитания такие глубинные области личности ребенка, как «достоинство», «честь», «совесть».

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответ­ственно организуют его содержание, формы и методы. Принципы воспита­ния — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что дол­жно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать сво­его рода законами деятельности воспитателя.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно сто­летие строилось воспитание. Есть принципы, имеющие авторство, то есть впер­вые определившиеся в педагогической системе выдающегося педагога и закре-

пившиеся в теории и практике воспитания (такова судьба некоторых принципов воспитательной системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспи­тания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обо­снования его закономерностей вызывает к жизни новые принципы или уточ­нение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 90-х годов про­шлого столетия в связи с прекращением действия системы коммунистическо­го воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность до­статочно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определе­ние гуманистических основ воспитания.

Наши рекомендации