Определяющая роль деятельности в воспитании
Эта закономерность указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан. Поэтому воспитание — это не что иное, как педагогическая организация деятельности воспитанников.
Воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов:
1. Цель деятельности. Если она непонятна ребенку или не принимается им, то не возникнет мотива, и деятельность не состоится. Воспитательное значение деятельности определяется тем, как она мотивирована, как принята цель.
2. Содержание деятельности. Это те области культуры, в которых реализуются базовые проявления личности (познание, художественная деятельность, труд, спорт, социально-политическая деятельность и др.). В наибольшей мере ребенка воспитывает та деятельность, которая соответствует его проявившимся способностям и социальному опыту, которая направлена на формирование потребности быть лучше, на самоопределение личности.
3. Организация деятельности. Это время, место, продолжительность, оборудование и оснащение, распределение поручений, установление границ от-
---------
39ДобролюбовИ. А. О значении авторитета в воспитании. Избранные педагогические сочинения М., 1986. С. 35.
ветственности, формы подведения итогов. Даже очень интересная деятельность, если для нее плохо выбрано время и форма организации поручений участникам, не оставит после себя ничего, кроме ссоры.
Осмысление и оценка результатов деятельности. Воспитание состоится лишь тогда, когда воспитанники сами осознают значимость совершенной деятельности, предпосылки своих достижений в ней и причины неудач. Формами осмысления результатов деятельности могут быть совместные обсуждения, дискуссии, письменные размышления в стенной газете и др.
Отношения в процессе деятельности. У каждого из участников деятельности возникает огромное «поле» отношений, имеющих разнонаправленные векторы: к цели организуемой деятельности, к ее содержанию, к участникам (в том числе к воспитателю, а у него — к каждому из детей), к самому себе. Эти отношения ребенок выстраивает сам, они избирательны и носят ценностный характер. Именно отношения аккумулируют в себе воспитательную значимость деятельности.
«Я-концепция» — определяющая основа воспитания
Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он сам думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает.
«Я-концепция» — целостный, хотя и не лишенный определенных противоречий образ собственного «Я» личности. Один из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая включает:
□ «Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»;
□ «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»;
□ «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы стать»40.
Большинство ученых-психологов признают, что основы «Я-концепции» закладываются в структуре личности в первые пять лет жизни. Поэтому так велика роль семьи, родителей как воспитателей, в отношениях с которыми ребенок впервые осознает и переживает представление о самом себе. Одновременно он обнаруживает, как его принимают окружающие — любят или равнодушно терпят, определяет, стоит ли доверять взрослым, ровесникам или необходимо сопротивляться им.
«Я-концепция» — своеобразный педагогический феномен, первичная самозначимая реальность воспитания. Воспитание всегда обращено к этой фантастически сложной и чрезвычайно важной области личности ребенка. Оно призвано убедить ребенка в его человеческой ценности, помочь ему осознать и проявлять свою самость, поддержать его позитивное представление о самом
---------
40 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 62-63.
себе. Когда ребенок осмысляет свое «Я», он особенно нуждается в поддержке других людей, прежде всего воспитателей. Педагогическими средствами в специально организованном процессе воспитания они должны обеспечить ему возможность:
□ самопознания, закрепляя интерес к своему «Я», обучая способам познания своих личностных качеств и способностей;
□ самоопределения, создавая в различной деятельности ситуации выбора, принятая собственного решения;
□ самореализации, помогая проявить свой творческий потенциал в учебной и внеучебной деятельности;
□ саморегуляции, обучая управлению собственными желаниями, порывами, стимулированию и корректированию собственных действий.
«Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяющая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые выстроены в образе «Я». Опытные воспитатели знают, что изменение представления о себе (о своей внешности, о своих учебных достижениях, способностях) решающим образом влияет на поведение школьников, на их успехи в учении, спорте, творчестве.
Если «Я-концепция» ребенка проецирует его представление о себе, например, как «я — добрый», «я — хороший ученик», то эти установки сдерживают порывы жадности и гнева, стимулируют самостоятельную учебную работу. Когда поступок ребенка расходится с представлениями его «Я-концепции», возникает мучительное переживание своего несовершенства, боль самолюбия, нравственное раскаяние. Эти переживания своего отношения к себе и окружающему миру составляют непосредственное поле воспитания. Кроме того, «Я-концепция» открывает для воспитания такие глубинные области личности ребенка, как «достоинство», «честь», «совесть».
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы и методы. Принципы воспитания — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.
Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание. Есть принципы, имеющие авторство, то есть впервые определившиеся в педагогической системе выдающегося педагога и закре-
пившиеся в теории и практике воспитания (такова судьба некоторых принципов воспитательной системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака).
Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывает к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.
Современные принципы воспитания представляют собой совокупность достаточно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.