ЛЕКЦИЯ XVIII. Современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника
Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. Структурными элементами педагогической теории являются идеи (исходные положения), понятия: законы и, закономерности: принципы, правила, рекомендации. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).
Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.
Первая теориярассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.
Вторая теорияпризнает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.
Третья теорияполагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.
Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения(Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Педагогическая теорияразвивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. (Более подробно характеристику см. в учебном пособии «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников» /Под ред. Л.Г. Нисканен. - М, 2002. С. 54-59).
Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др.). (См.: Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития . //Дошкольное воспитание,- 1997.- №7-10; 1998.- №1; 1998.- №4; 1998.- №10). Идея развивающего обучения реализуется в программах «Развитие», «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова), «Детство». «Школа 2100» (под науч. ред. А.А. Леонтьева. М. 2000). Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно теории развивающего обучения, становится развитие воображения и система творческих способностей детей, задача педагогов ДОУ активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А.Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.
Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении-«идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.» (см. Смирнова Е.О. Детская психология - М.: ВЛАДОС, 2003. С 357).
Педагогические теории должны учитывать пути развития детей: акселерация (искусственное) ускорение развития детей, которая зачастую принимает форму «симплификации» (А.В. Запорожец), т.е. чрезмерное упрощение и обеднение. Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Развитие ребенка должно ориентироваться не только на уже имеющиеся стандарты, но и на максимально полную реализацию всех его потенциалов. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы ею дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное ДО У и дошкольное образование в целом может быть названо развивающим образованием (В Кудрявцев), а дошкольная педагогика - педагогикой развития.
Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитаниядетей дошкольного возраста. В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий, направленных на развитие детей. Точкой отсчета в этих условиях становится личность ребенка, как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.
В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.
Характер воспитания определяет воспитательная система, которая характеризует стиль отношений педагога и воспитанников: авторитарная, свободное воспитание (либеральная), демократическая.
Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории- где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).
Психоаналитические теории(3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании(поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).
Теория привязанности(основатели американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсворт). В этой теории центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.
Бихевибристкая теориярассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор теории американский ученый Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура. Р. Сире и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.
Гуманистические теорииразвития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.
Деятельностный подход,широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности вдеятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
Тенденции развития современных воспитательных систем можно изучить по книге: Парамонова Л.А-, Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность. - М., 2001; Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. - М., 1998; Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. - М., 1992.
Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.). В программе «Детство» в качестве единицы интеграции выступает тематизм (например, тема «Мы в детском саду и дома»).
Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается B.C. Безруковой, которая рассматривает интеграцию в трех аспектах:
1. как принцип (основоположение), особенности современного состояния педагогической теории. (Например, проблемы «Нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-ролевое развитие детей» и т.п.). При такой интеграции достигается более высокие позитивные результаты в научной и педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;
2. как процесс — есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результатов (Например, интегрирование разных видов искусств, разные типы образовательных учреждений «Школа-детский сад»), формы и методы познавательной деятельности (наблюдение + рассказ +экспериментирование + модель);
3. как результат - форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом (интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.) (см. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. //Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. - Свердловск. 1990.- С.22).
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна интеграция средств обучения (Например, синтез искусств - программа P.M. Чумичевой). Интеграция заставляет искать новые формы обучения (см. Куликова Т.А. Обучение дошкольников: миф. реальность и пути совершенствования. //Дошкольное воспитание. - 2000.-№3). Идет поиск путей интеграции видов деятельности («игра-труд», «конструирование-игра» и т.п.).
Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).
Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и ... экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).
Экономическая педагогика активизировала и литературное творчество (см. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. - М., 1993). Педагогическая теория экономического образования дошкольников направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников. Задачи и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).
В специальном научном исследовании Л.Н. Галкиной была апробирована авторская программа, состоящая из разделов: «Здравствуй, страна «Экономика»», «К нам фея пришла», «Труд всему голова», «В гостях у госпожи Торговая азбука», «Среди экономических профессий» и др. Содержание тем реализовывалось в дидактических играх с экономическим содержанием, типа: «Что сегодня я куплю», «Я - технолог». «Я - спонсор», «Доход - расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Особенностью всех программ является включение эмоционально-мотивационного, когнитивного, деятельностно-игрового этапов. Интегративно-тематический подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.
Научные поиски идут также в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова. З.К. Шнекендорф. Н.Ю. Ганн и др.).
В теоретических исследованиях проблема правового воспитания рассматривается под углом зрения уважения свободы ребенка как личности. Нравственно-правовое воспитание связывается с развитием самооценки ребенка, его уверенности в себе, моральных мотивов поведения и взаимоотношений.
С.А. Козлова, поднимая вопрос о методике ознакомления детей с правами ребенка, подчеркивает, что особенности психического развития детей дошкольного возраста позволяют формировать у них представления о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и понятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений с взрослыми, другими детьми.
Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольников обосновывает необходимость, содержание, этапы, педагогические условия. Авторы называют три этапа воспитания: базовый - знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, специально созданные нравственные ситуации, видеозаписи нравственных поступков детей и т.п.); основной этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии, упражнение в практических навыках поведения в различных видах деятельности); заключительный этап - рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты, чтение художественных произведений, создание коллажа о правах ребенка, этические беседы и т.п.
Таким образом, в теории и практике процесс правового воспитания рассматривается через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Данная педагогическая теория еще не носит законченного характера и недостаточно изучена. Однако в русле социального развития ребенка данное правовое воспитание будет способствовать требованию современного общества - воспитание, гражданина правового государства (см. Ган, Н.Ю. К проблеме правового воспитания в дошкольном возрасте. //Актуальные проблемы дошкольного образования. - Челябинск, 2003. С. 191-194; см. Козлова С.А. Я - Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М. 1996; см. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель-ученик» //Мир образования. -1996.- №2; см. Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, СИ, Мусиенко Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М.Динка-ПРЕСС, 2001).
В настоящее время актуальность в педагогической дошкольной науке приобретают вопросы, связанные с формированием у ребенка положительного активно-заинтересованного отношения к стране, в котором он живет. Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях исследователей Р.И. Жуковской. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Е.И, Корнеевой и др. Проблема патриотизма реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом - Южньгй Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я - Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.
Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле (С.А. Козлова). Этапы патриотического воспитания включают: базовый (предварительный) - здесь происходит формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения; художественно-ознакомительный (с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса-отношения к своей стране, малой родине); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в разных видах деятельности).
Средствами патриотического воспитания выступают: мезосреда. художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, традиции и т.п. Методы патриотического воспитания задействуют все стороны и этапы воспитания (экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставки детских рисунков и т.п.). подробнее с особенностями патриотического воспитания можно познакомиться в сборнике научных трудов «Патриотическое воспитание: современный взгляд» /Отв. Ред. Т.А. Куликова. - М.:МГПУ. 2003.).
Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему дошкольного образования. (Идеи С. Френе о журналистике на уровне детского сада: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия - Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность - США).
Дошкольная педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы дошкольных образовательных учреждений.
Вопросы для самопроверки:
1.Каково соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных педагогических теориях?
2. В чем сущность педагогической теории развивающего обучения?
3.Какие зарубежные теории развития детей вызвали у Вас интерес? Почему?
4. Как реализуется принцип интеграции в современных педагогических системах?
5.Каковы основные положения педагогической теории экологического, правового, патриотического воспитания детей?
ИЗВЛЕЧЕНИЕ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 030900 «Дошкольная педагогики и психология». Квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». Москва, 2000г.
Дошкольная педагогика как наука: предмет и функции дошкольной педагогики. Философские основы воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание и развитие: деятельностный и личностный подход. Воспитание - ведущая функция дошкольной педагогики. Обучение - сущностная сторона образовательного процесса. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания, психолого-педагогические особенности детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Ребенок и социум. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Система дошкольного образования: структура, содержание итехнология. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы и сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь. Целостность и гармоничность физического, социального, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка.
Гуманизация содержания дошкольного образования. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста (предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельности и общение). Построение предметно-развивающей среды. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников. Участники целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении и вне его. Их роль в социокультурном формировании личности ребенка. Взаимодействие педагога и детей, современные отечественные и зарубежные педагогические теории воспитания и развития ребенка. Соотношение обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в разных педагогических теориях.