Уточнение диагноза в процессе обучения и повторного обследования


4964.
1 См.: стр. 8.

«Краткий дефектологический словарь». М., «Просвещение»,

Отграничение глухих от слабослышащих, детей с нарушения­ми слуха от детей с речевыми и интеллектуальными нарушения­ми, детей с отставанием в психическом развитии от детей со снижением интеллекта, детей с разными степенями снижения интеллекта друг от друга в некоторых случаях бывает невоз­можно произвести в процессе однократного обследования.

В этих случаях необходимо направить ребенка в диагностиче-

:о группу на срок до одного года.

15о время пребывания ребенка в диагностической группе с ним

кна проводиться систематическая коррекционно-воспитатель-

работа.

! 1едагог-дефектолог диагностической группы регулярно ведет 'юбные записи о продвижении ребенка и трудностях, которые

икают в связи с овладением программным материалом.

записи педагога и характеристика, написанная педагогом и

тя воспитателями группы, представляются на комиссию при

орном обследовании ребенка. • )днако только на основании этих документов нельзя давать

ючение о состоянии слуха, речи и интеллекта ребенка. Для

5 необходимо полное повторное обследование ребенка по ' описанным выше методикам и сопоставление результатов | ичного и повторного обследования. 1 '> тех случаях, когда повторное обследование показывает про-

чение, это всегда говорит в пользу ребенка.

'> тех случаях, когда нет диагностической группы или возмож-

1 и направить в нее ребенка, рекомендуется назначение на

орную консультацию через год. Для того чтобы во время орного обследования можно было наилучшим образом вы-

|. возможности ребенка, целесообразно проводить с ним за-'я по определенной программе в условиях семьи. Эти занятия

т проводить родители, логопеды, сурдологи, сурдопедагоги, > офренопедагоги.

'абота должна быть направлена на создание у ребенка готов-

I к обучению (формирование общения со взрослым, понима- ние поставленной задачи, выработка положительного отношении к занятиям, преодоление отставания в развитии).

Ниже приводится разработанная нами программа проведении таких занятий. Программа включает семь заданий, которые должны выполняться последовательно, так как они составлены с учетом необходимости одновременно формировать моторные и сенсорные процессы, мышление, элементарную речь. Каждое следующее задание является продолжением предыдущего; нами учитывался один из основных дидактических принципов — по степенное усложнение материала по всем разделам программы. Эта программа рассчитана на работу с маленькими глухими н слабослышащими детьми, с глухими и слабослышащими детьми, имеющими отставание в развитии (в тех случаях, когда при одно кратном обследовании это отставание трудно отграничить от умственной отсталости), а также с детьми с нормальным слухом и задержкой психического развития, которую необходимо отгр;| ничить от умственной отсталости. Эта программа может бьп предложена и для умственно отсталых детей с сохранным сл> хом, обучаемость которых вызывает сомнение.

Программа предусматривает работу по следующим направл(

ниям:

I. Развитие движений (основные движения и мелкая моте

рика).

П. Развитие восприятия:

а) зрительного (восприятие цвета, формы, величины, при странственных отношений, целостное восприятие предме1

и т. д.);

б) слухового (восприятие звучания музыкальных инструмеи тов,восприятие слов в лепетной и полной форме);

в) тактильно-двигательного (определение формы, величины материала и др. свойств объекта на ощупь и по обводящему дни

жению);

г) вибрационной чувствительности (реакции на грубые и тон

кие вибрационные раздражители).

III. Формирование мышления (наглядно-действенного, на глядно-образного, логического).

IV. Формирование речи (понимание устной речи в поли или лепетной форме и элементарной жестовой речи).

V. Формирование игровой деятельности.

VI. Обучение изобразительной деятельности.

В процессе работы формируются личностные качества реГи ка (внимание, оценка неудачи, отношение к замечанию и одобри нию, к требованиям взрослых, интерес к деятельности, контакг ность, доброжелательность). Особых заданий или упражнепи для формирования личностных качеств не существует. Одииь они формируются, если формы контакта налажены правильно, ребенку предъявляются всегда одинаковые требования, ребсчн чувствует доброжелательность, желание прийти ему на помо'




его ошибках и неудачах, его удачи вызывают радость и одоб­рение со стороны окружающих.

Задания могут предлагаться детям от 1 года 6 мес. до 5— 1 лет.

В любом случае, в каком бы возрасте ребенок ни начинал ра-|ботать по программе, ему предлагается первое задание. Темп Проработай материала первых двух-трех заданий зависит от воз-

I

Фа ста ребенка, характера и степени выраженности дефекта. * В некоторых случаях в течение года между первым и вторым Ьбследованием ребенок может выполнить все семь заданий, в дру-случаях — четыре-пять.

[методические указания к работе по заданиям

1. Занятия должны проводиться ежедневно (1—2 раза в пень). Если занятия проводятся педагогом 2—3 раза в неделю, (стальные дни с ребенком занимаются родители по заданиям :агога.

2. Длительность каждого занятия определяется возрастом енка и степенью его подготовленности. Первые занятия с ре-ком 2—4 лет не должны превышать 10—15 минут. С детьми эше 4 лет занимаются по 15—20 минут. По мере работы с енком длительность занятий должна увеличиваться; однако ! не должна быть более 30 минут.

3. На каждом из занятий необходимо обеспечить смену видов тельности.

Аномальный ребенок дошкольного возраста (особенно ребе-с отставанием в развитии или снижением интеллекта) не сет пользоваться произвольным вниманием и длительно зани-:ься одним видом деятельности. Долгая задержка на одном е упражнений (если взрослый хочет сразу же добиться ощу-ого результата) может привести не только к истощению вни-1ия ребенка, но и к негативной реакции.

1,ля обеспечения продуктивности занятия следует чередовать >ажнения, во время которых ребенок сидит за столом, с под-

'ШЫМИ.

Длительность проведения каждого упражнения нужно огра-

•шть 2—5 минутами.

Примерное построение занятия Л. Для детей младшего возраста: п) складывание небольших предметов в мешочек; Г») катание мяча от взрослого к ребенку; и) нанизывание пирамидки;

г) проведение игры «Ку-ку»;

д) скатывание мяча с наклонной плоскости.

1$ дальнейшем количество упражнений на одном занятии-

••питается, а время, употребляемое на каждое занятие, увели-истся.

Б. Длядетейстаршеговозраста:

а) лепка шара;

б) развитие слухового восприятия: дифференциация звучании

•барабана и аккордеона;

в) сличение цветов;

г) повторение лепетных слов.

4. Все игрушки и пособия, которые употребляются во врем ч занятий с ребенком, не даются ему для игры. Эти игрушки сраз\ .же после проведения занятий следует прятать; для самостоятель ной игры ребенку даются другие.

5. В программе указан определенный минимум слов, которы ми пользуется взрослый при проведении занятий. Не следует трс

•Совать их повторения от ребенка. Если в результате обучения ребенок сам начинает пользоваться этими словами, его следун поощрять.

Поскольку понимание речи детьми, для которых предназначе­на программа, очень ограничено или полностью отсутствует, ремг ;вое сопровождение занятий может отвлекать ребенка от решения поставленных перед ним задач. Желательно ограничить рет взрослого указанными в программе словами.

6. Говорить с ребенком всегда нужно естественно, четко пр( ^износя слова, но не скандируя. При работе с глухими детьми } нужно искусственно выделять в речи отдельные звуки, так ка! дети могут привыкнуть к утрированной артикуляции и не буду понимать окружающих.

7. Если взрослый находится на некотором расстоянии от р<

••бенка, то следует несколько усиливать голос (до средней гро-кости), но ни в коем случае не кричать.

Когда взрослый произносит слова около уха ребенка, он до. жен говорить голосом нормальной силы, не прикасаясь губам! к ушной раковине ребенка.

8. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка повторят! сказанное взрослым (даже указанные в программе лепетш»

•слова). В противном случае у ребенка может возникнуть неп тивное отношение к речи.

9. С самого начала занятий нужно приучать ребенка к том; что его действия и поведение подвергаются оценке; при этом он дует пользоваться словами «хорошо» и «плохо».

ПРОГРАММА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ

1-е задание

1. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.

Ребенка сажают на пол. Взрослый катит мяч ребенку и же том (а также словом «дай») предлагает покатить его обрати Если ребенок не понимает задания или не может его выполни! взрослый ему помогает. Мяч прокатывается три-четыре раза.

.'86

2. Нанизывание пирамидки (рис. 55).

Ребенка сажают за столик и на его глазах снимают кольца-с пирамидки; желательно, чтобы пирамидка была маленькая (из четырех-пяти крупных элементов). Взрослый забирает все кольца; потом он дает их ребенку по одному и предлагает на­деть на стержень. При необходимости взрослый помогает ребенку. Подавая очередное кольцо, взрослый говорит: «На­день».

3. Проведение игры «Ку-ку».

На спинку стула вешается простынка, пеленка или покрыва­ло. Стул поворачивается спинкой к ребенку. Взрослый берет куклу (желательно бибабо) и надевает ее на руку. Кукла; несколько раз выглядывает из-за занавески в одном и том же месте и быстро исчезает. Нужно добиться того, чтобы ребенок ждал появления куклы в обычном месте. Ребенку разрешается вскакивать и подбегать к занавеске. Взрослый прячет куклу и незаметно для ребенка убирает ее в шкаф. (Взрослый не говорит «ку-ку» и не требует этого от ребенка.)

4. Отталкивание мяча (рис. 79).

Мяч подвешивается (в сетке) на протянутой в комнате верев-Взрослый отталкивает мяч рукой. Потом он придерживает шращающийся обратно мяч, чтобы он не ударил стоящего дом ребенка. Потом мяч отталкивает сам ребенок. Взрослый ять следит за тем, чтобы мяч не ударил малыша. Если бенок не хочет выполнять это упражнение, можно при-.ччь куклу — сначала мяч «отталкивает кукла», а потом ре-юк.

5. Складывание небольших предметов в мешочек. Ребенок кладет в мешочек парные предметы — выбирает две таковые куколки, две одинаковые машины, два одинаковых шка и т. п. Всего перед ним должно быть не более четырех-

• гн предметов. После того как ребенок выберет нужный пред-г (нашел пару), взрослый называет его в лепетной или в той форме («ам-ам» или «собака»; «ляля» или «кукла» .д.). (). Бросание мелких предметов (бирюлек), в сосуд с узким

,'лышком (рис. 80).

Предметы можно бросать в стеклянную баночку с узким лышком, в бокал для карандашей и т. п. Бирюльки лежат на

•;>дечке. Ребенок должен брать их по одной и бросать в со-. Взрослый помогает ребенку высыпать их в блюдечко, по-оп предлагает ребенку сделать то же самое, но другой рукой. 7, Ощущение вибрации.

Ребенок сидит на стульчике или в кроватке и чем-нибудь шлется. Взрослый осторожно подходит к ребенку сзади

I, чтобы малыш его не видел, и ударяет палочкой или ладонью сиденью стула или дну кроватки. После того как ребенок

'•грнет•игрушку и улыбается. Игрушку ребенку не дают. Взрослый от­ходит в другой конец комнаты и делает вид, что чем-то занят­ой ждет, пока ребенок перестанет поворачиваться к нему и займется своим делом. Потом взрослый вновь повторяет удары и демонстрацию игрушки при повороте ребенка. Упражнение' повторяется раза три. Но каждый раз нужно выжидать, пока ребенок не перестанет поворачиваться к взрослому в ожида нии игрушки.

8. Проведение игры «Беги ко мне».

Взрослый отходит в противоположный конец комнаты и жес том зовет к себе ребенка (при этом можно говорить: «Беги! Беги!»). Взрослый обнимает или подбрасывает вверх подбежав­шего к нему ребенка. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, а ребенок остается на том месте, куда он прибежал. , Упражнение повторяется. Если ребенок плохо ходит, другом взрослый помогает ему. Детям, которые не ходят, предлагают

ползти.

9. Подражание крупным движениям рук.

Взрослый ставит ребенка перед собой, поднимает руки вверх, двигает кистями рук и опускает руки вниз. При этом он побуж дает ребенка делать то же самое словами «делай так», словами и жестами.

10. Скатывание мяча с наклонной плоскости (рис. 81, 82)

Игру лучше проводить на полу, чтобы ребенок имел воз

можность бегать за мячом и доставать его из-под мебели. В<

время игры взрослый говорит ребенку: «Дай» или «Дай мяч»

свои просьбы он сопровождает жестом.

11. Называние лошадки лепетным словом «прр» (рис. 83) Звук производится путем дрожания губ, а не путем произш сения звука рр. Взрослый показывает ребенку лошадку, пол носит к своим губам (но не закрывает ею губ) и говорит «прр После этого лошадка скачет вперед перед малышом. Потом взро! лый опять подносит лошадку к губам и называет ее. Взрослым передает лошадку ребенку, чтобы он поиграл с ней, а сам садится сбоку и произносит на ушко ребенку слово «прр». Сначала взрослый говорит около правого ушка ребенка, а потом около левого. Около каждого уха слово надо произнести два разп Говорить надо голосом обычной силы (ни в коем случае ш1 кричать!). Не нужно требовать от ребенка, чтобы он тут ж и повторил данное слово. Нужно приобрести несколько недоропп маленьких лошадок разного цвета. На одном занятии взрослый показывает одну лошадку, на втором — другую, на третьем третью, а на четвертом можно снова показать ту, которая исполь зевалась на первом занятии,— ребенок уже забыл ее и будс, с удовольствием с ней играть. Кроме того, можно использован! книжку с картинками: лошадь можно нарисовать и самим. IV'! бенок с удовольствием будет реагировать на уже знакомое ини бражение в новом виде.

2-е задание

1. Катание мяча в цель.

На расстоянии 0,5 м от ребенка ставится в ряд несколько пластмассовых кеглей или кубиков. Ребенка сажают на пол и разводят его ножки в стороны. Взрослый дает ребенку мяч и, взяв его ручки в свои, вместе с ним катит мяч в кегли. При этом взрослый говорит: «Кати». Кегли падают, взрослый хлопа­ет в ладоши, радуется, затем предлагает ребенку еще раз, теперь уже самостоятельно, сбить кегли или кубики. Упражнение повто­ряется два-три раза.

2. Закрывание коробочек разной величины и формы. Перед ребенком кладутся две коробочки и крышки к ним, 'Взрослый закрывает и открывает коробочки, потом предлагает ребенку закрыть коробочки. При этом взрослый говорит: «За­крой». Перед ребенком стоят две задачи: а) найти подходящую Крышку; б) хорошо совместить крышку с коробкой. Сначала Взрослый помогает ребенку. В первый раз ребенку даются две круглые коробочки разной величины — большая и маленькая. Крышки к коробкам лежат отдельно от коробок. Ребенок по-нторяет упражнение раза два.

Когда малыш научится свободно закрывать круглые коро­бочки, самостоятельно находя к ним крышки, ему дают две коробки разных форм — круглую и квадратную (или прямо-льную).

!. Проведение игры «Ку-ку» (второй вариант). Кукла (или мишка, зайка) появляется из-за занавески в ом-то одном месте; затем она прячется и появляется в проти-оложном конце. Так повторяется два-три раза: кукла как проделывает за занавеской один и тот же путь. Задача лючается в том, чтобы побудить ребенка мысленно просле-|ить этот путь: каждый раз ребенок должен смотреть именно • то место, откуда сейчас вот-вот появится кукла. 4. Вылавливание бирюлек.

В сравнительно высокую и широкую посуду (коробку) кла-гся мелкие игрушки (пять-шесть штук). Сачком для вылав-шния рыбок из аквариума ребенок вылавливает мелкие )ушки по одной и вытряхивает из сачка в широкую мелкую посуду (коробку). При этом он держит ручку от сачка в кулаке.

Б. Подражание крупным движениям рук. Взрослый ставит ребенка перед собой. Потом поднимает ру-вверх, хлопает в ладоши и прячет руки за спину. Затем топа-Ногами. Ребенок повторяет все движения взрослого. Хорошо, 1И в этом упражнении будет участвовать другой взрослый или 5снок (братишка, сестренка). Перед каждым движением (Мрослый говорит: «Делай так».

ся, взрослый показывает ему какую-нибудь инте6. Подражание мелким движениям рук.

Взрослый сажает ребенка за стол и сам садится напротив Сжимает и разжимает кулаки, стучит ими по столу. Ребенок гь* подражанию делает те же движения. («Делай так».)

7. Ощущение вибрации (рис. 85).

В упражнении участвуют двое взрослых. Один из них садите" на маленький стул и прислоняется к его спинке. Другой взрос .лый берет ребенка за руку и с таинственным видом тихо подх< дит сзади к сидящему. Затем рукой ребенка несколько раз уд:: ряет по спинке стула. Сидящий на стуле взрослый тут же пов( рачивается и радостно хлопает в ладоши. После этого на мест взрослого садится ребенок. Один взрослый садится рядом с ма­лышом, а другой остается сзади. Ребенок должен прислониться к спинке стула. Сидящий рядом с ребенком взрослый прикла­дывает палец к губам и принимает заинтересованный вид (по­казывает, что ожидает чего-то). Второй взрослый ударяет и

•спинке стула так, чтобы малыш не видел его движений и рел гировал только на удары. Ребенок поворачивается и хлопа^ в ладоши. Все радуются. В первый раз ребенок, конечно, ш1

•станет сам хлопать в ладоши, он только повернет головку и. может быть, засмеется. Поэтому вначале взрослый хлопап ручками ребенка. Упражнение повторяется два-три раза (мести ребенка занимает опять кто-нибудь из взрослых). В дальнейшем ребенок начнет сам хлопать в ответ на ощущение вибрации.

8. Демонстрация и называние игрушки.

Взрослый показывает ребенку игрушечную собачку, котормя

•прыгает к ребенку и как бы собирается его укусить. Взрослым подносит собачку к своему лицу (под подбородок) так, чтоб:, ребенок хорошо видел губы взрослого и собачку. Взрослый го ворит: «Ам-ам». Собачка опять прыгает к малышу. Зато взрослый наклоняется и произносит данное лепетное слово пр? мо в ухо ребенка голосом обычной силы (ни в коем случае н| крича!): «Ам-ам». При этом он показывает ему собачку. Та| повторяется несколько раз. Через некоторое время это лепе1^ ное слово взрослый произносит в другое ухо.

Так происходит знакомство с названием новой игрушки. Р|

•бенок смотрит на губы взрослого, видит их движения, начина* связывать их именно с данной игрушкой — собачкой. Кром) того, ребенок ощущает звучание данного слова в той мере, в к!" кой ему позволяют остатки его слуха.

На последующих занятиях взрослый показывает ребенку у: другую собачку и опять называет ее «ам-ам». Кроме того, р| бенку нужно показывать изображение собак на картинках. КаЯ дый раз взрослый называет их одним и тем же словом. РебеШ воспринимает его по чтению с губ и на слух. Постепенно ребеш сам начинает называть собачку; при этом его произношеШ может очень отличаться от правильного. Ребенок может проО открывать рот и закрывать его совершенно беззвучно. Все ш

•90

пытки ребенка произнести слово нужно всячески поощрять. («Хорошо».) Нельзя заставлять малыша говорить, повторять-за взрослым то или иное слово. Если ребенку интересно то, что он видит, если он чувствует, что и взрослый заинтересовав и происходящем, то он сам будет стремиться говорить.

9. Игра «Принеси мяч».

Взрослый откатывает мяч к противоположной стене. Затем жестом и словом («дай!») просит ребенка принести мяч.

10. Ходьба по положенной на пол доске.

Берется доска шириной 15—20 см.

Ребенок проходит по доске в ту и другую сторону. Сначала» ребенок идет, держась за руку взрослого, а в дальнейшем само­стоятельно.

11. Узнавание ребенком самого себя на фотографии.

Взрослый показывает ребенку на его фотографию и на него* гшого. Малыш показывает своим пальчиком на себя и на фо­тографию. Для того чтобы это понятие уточнялось, нужно пока-аывать малышу разные фотографии, где он изображен в разных '•итуациях.

3-е задание

1. Поддувание мелко нарезанной цветной папиросной бума-по гладкой поверхности стола.

Взрослый на глазах у ребенка дует на бумажки; бумажки летаются. Ребенок делает то же самое по подражанию, ражнение проводится с целью развития речевого дыхания. | редлагая ребенку выполнить задание, взрослый произносит чю «дуй».)

2. Называние куклы лепетным словом «ляля». |Работа проводится так же, как и при обучении лепетному |ыванию лошадки и собачки.

3. Различение (на основе чтения с губ или на слух) лепетных в «прр» и «ам».

разных концах комнаты ставят лошадку и собачку. Один Взрослых стоит с ребенком, а другой становится напротив енка и четко и ясно называет одну из игрушек. Тот, кто стоит Ьбенком, берет его за руку и бежит с ним к той игрушке, ко-Ья была названа. Затем то же самое делается и с другой пушкой. Порядок называния игрушек меняется. После неод-ратного проведения игры ребенок должен бежать к назван-игрушке без помощи взрослого. I. Подражание крупным движениям.

Количество движений увеличивается до шести. Проводится же, как и раньше.

), Закрывание коробочек разной величины и формы. Цлются коробочки примерно одной величины и близкой фор-круглая и овальная, квадратная и прямоугольная. 1 • Подражание мелким движениям.

Взрослый, сидя напротив ребенка, ставит кулаки на стол и

•отводит большие пальцы вверх, затем опускает их. потоу разжимает ладони и сжимает кулаки (несколько раз). Затеу отведя большие пальцы из кулака вверх, вытягивает вперед указательные (пистолетом). Ребенок подражает каждому двг жению отдельно.

7. Ощущение вибрации воздушного шара (рис. 86). Взрослый надувает воздушный шар, кладет руки ребенка на

•его поверхность (обхватывает шар ладонями ребенка). Присло­нившись к шару губами, взрослый издает звук «у». Ребенок ощущает вибрацию и хлопает в ладоши или тоже произносит какой-либо звук.

8. Ходьба вверх и вниз по наклонной доске.

Один конец доски приподнят на высоту 10 см. Ребенок спры гивает с приподнятого конца доски, держась за руку взросло)м Следует использовать слова «иди» и «прыгай».

9. Бросание мяча в корзину.

Ребенок бросает мяч двумя руками. Расстояние до корзин

•30 см. Взрослый пользуется словами «бросай!» и «Бросай мяч!

10. Сличение парных предметов (куклы, мишки, собаки.-

рис. 10, 26).

Игрушки по одной сажают в машину (в одну машину кукл в другую — мишку). (Вместо машин можно употреблять крышк от коробок, к которым привязаны тесемочки.) Взрослый промо зит каждую «машину» перед сидящим за столом ребенком. Ни том сажает к мишке второго (одинакового) мишку, а к кукле такую же куклу. Снова провозит их перед ребенком. Пото вынимает по одной игрушке и предлагает ребенку посадить и к парным игрушкам. До того как ребенок выберет игрушку, и зывать ее не следует.

11. Узнавание по фотографиям родителей. Фотографии должны быть крупными, четкими. Ребенок п. кладывает соответствующую фотографию к матери. После э1 го мать говорит: «Мама». При этом она показывает на себя на свою фотографию. То же делается и в отношении фотог" фии отца ребенка.

4-е задание

1. Подражание мелким движениям рук.

Каждый из пальцев поочередно соединяется с большим, тем происходит раздвигание и соединение пальцев при выт тых руках.

2. Поддувание мелких предметов.

Взрослый кладет на стол мелко нарезанную бумагу и по; вает ее по гладкой поверхности к ребенку. Ребенок поддув^ ее обратно. То же самое производится с выкрашенными в "' ные цвета комочками ваты.

В небольшой тазик наливается вода. Пластмассовый шарик Или уточка поддувается по воде от взрослого к ребенку и об­ратно. («Дуй».)

3. Подбор парных картинок (рис. 25, 58).

Взрослый кладет перед ребенком две картинки. Точно такие Же картинки имеются у взрослого. Показывая ребенку одну Из них, он просит ребенка дать ему такую же. Постепенно коли­чество картинок увеличивается до четырех.

4. Называние лепетными словами лошадки («прр»), собаки («ам-ам), птички и курицы («пи-пи»), кошки («мяу»), куклы («ляля»). Все слова произносятся ребенку на ушко.

5. Чтение с губ лепетных названий предметов.

Игрушечная лошадка ставится на стол на некотором расстоя­нии от ребенка. Игрушечная собака ставится на стул примерно нарасстоянии 1 м от лошадки так, чтобы обе игрушки были хорошо видны ребенку. Взрослый произносит «прр». Ребенок при­носит лошадку. При этом ребенка побуждают смотреть на губы взрослого. Прочитав с губ «ам-ам», ребенок должен прине­сти собачку. Затем то же самое проделывается с курочкой («пи-пи») и кошкой («мяу»), а потом снова с лошадкой («прр») и куклой («ляля»). Сочетание предметов можно менять. Но каж­дый раз надо брать только одну пару. Дети с сохранным слухом Выполняют задание на слух.

6. Ходьба на носочках.

Ходьба с перешагиванием через положенные на пол мелкие <даеты. Предметы должны достигать высоты 5—10 см. Цель ражнения заключается в том, чтобы научить ребенка подни-ш.ггь при ходьбе ноги и не шаркать ими по полу. ' Ходьба по наклонной плоскости снизу вверх. Один конец Юски должен быть приподнят над полом на высоту 10 см. >ыгивание с доски на носочки. Первое время ребенок спры-ает, держась за руку взрослого; потом он держится только два пальца. Наконец, он начинает спрыгивать самостоя->но. [одпрыгивание на двух ногах. («Иди», «Прыгай».)

Бросание в цель.

Ребенка учат бросать мяч в корзину с расстояния 0,5—1 м. ем мяч бросается в вертикально поставленную цель с рас-(ния в 30 см. Мяч бросается двумя руками и каждой рукой чередно.

1 !отом проводится игра «Кольцеброс». Сначала кольца на-ысываются с близкого расстояния, потом расстояние увеличи­тся. («Бросай».)

Нахождение предметов на ощупь по образцу. мешочек кладется три разных маленьких предмета (напри-мяч, машина, кубик). Ребенку показывают и дают ощу-один из парных предметов, например мяч, и просят, чтобы нашел в мешочке на ощупь такой же. Со временем предметы

заменяются кубиками разной формы. Взрослый предметов ш

называет.

9. Складывание разрезной картинки из двух частей (рис. 21) Картинка, на которой изображен крупный отдельно взяты; предмет (мяч, лошадка, птичка, кукла) разрезается пополам таким образом, чтобы у куклы в одной половине оказались голо ва и руки, в другой — ноги и т. п. Взрослый дает ребенку скачи ла только одну картинку. На глазах у ребенка складывает и двух половинок целое изображение, потом снова раздвигает п< ловинки и предлагает ребенку их соединить. Постепенно ребено научается складывать картинки без предварительного показ,' Предметы, которые изображены на разрезной картинке, взро лый ни в коем случае не должен называть до того, как ребг нок сложил картинку. Он должен ограничиваться инструкцией

«сложи».

10. Складывание пирамидки.

Взрослый снимает с пирамидки кольца и раскладывает их по величине так, чтобы около пирамидки находилось самой большое кольцо. Показывает ребенку, что начинать нужно а большого кольца. После того как ребенок научится нанизы­вать разложенные по величине кольца, следует дать выбор из! беспорядочно положенных колец. Ребенка надо научить нахо' дить самое большое кольцо путем прикладывания колец друг к другу. («Надень».)

11. Конструирование из кубиков (рис. 60—62).

У взрослого и у ребенка имеется по четыре-пять абсолютна одинаковых по форме кубиков, например: у ребенка два прямо' угольных, один треугольный и один конический кубик и точив такие же по форме (а не по цвету) у взрослого. Взрослый стц| вит кубики друг на друга, рядом, спереди и сзади. Ребено! последовательно повторяет каждое действие взрослого с куби ками, создавая по подражанию ту же конструкцию.

12. Подбор предметов по цвету.

Ребенка учат накладывать друг на друга (по подражанию' кубики одного цвета, контрастных цветов (например, красны и синий). Затем можно предложить выбор по цвету из один; ковых по форме картинок или бумажек.

5-е задание

1. Складывание пирамидки с учетом величины.

Взрослый снимает кольца с пирамидки и раскладывает I в беспорядке перед ребенком, затем предлагает ему сложить и рамидку. Если ребенок складывает пирамидку без учета вел чины, взрослый указывает ему на то, что такая пирамид некрасивая, что это плохо. Затем он снова разбирает пирами ку и, прикладывая кольца друг к другу, выбирает самое бол шое. Взрослый учит ребенка путем прикладывания сравнинп1

Кольца по величине и брать каждый раз самое большое кольцо. Используются слова «возьми», «надень».

2. Складывание дву- и трехсоставной матрешек (рис. 54).

Ребенку предлагают сложить матрешку. Если ребенок вкла­дывает целую матрешку вниз головой, показать, что это неверно, Обратив внимание ребенка на плоскую подставку матрешки. При переходе к трехсоставной матрешке стараться, чтобы ребенок на­ходил правильное решение как можно более самостоятельно. («Сложи».)

3. Лепка шара.

Взрослый сажает ребенка за столик, садится лицом к нему и катит от себя к ребенку пластмассовый или деревянный шарик. Ребенок катит шарик обратно к взрослому. Взрослый берет Шарик в руки, ощупывает его (катая между ладонями) и дает (ощупать ребенку. Затем лепит шарик из пластилина и катает |«го от себя к ребенку как пластмассовый шарик. («Шар».) ' 4. Рисование шара и неваляшки.

Взрослый кладет перед собой на столе шар и ставит куклу-шчзаляшку. То и другое закрывает салфеткой. Напротив себя жает ребенка. Достает из-под салфетки шар. Играет с ним, :; перед лепкой; затем делает карандашом обводящее движе-

•: по контуру шара и рисует контур шара на бумаге. Шар авляется перед ребенком. Затем взрослый заглядывает под сал-гку и достает из-под нее куклу-неваляшку или просто куклу, 'казывает куклу ребенку и рисует на бумаге рядом с шаром, чет шар и спрашивает ребенка, к какому из рисунков его кно подложить. Накладывает шар на его изображение и пред-"пет ребенку наложить куклу на изображение куклы. После кольких таких занятий ребенок должен уметь подкладывать 1 предмета к изображениям самостоятельно. С третьего заня-

к шару и его изображению подкладывается табличка «Шар». |[ этом взрослый называет и шар и его изображение словом ;Ф>>. Кукла называется устно словом «ляля». Табличка не

гея.

5. Сличение геометрических фигур.

Взрослый вырезает из картона два квадрата и два прямо-

льника одинакового цвета. Одна сторона прямоугольника

жна быть равна стороне квадрата. Взрослый дает ребенку драт и прямоугольник; затем поднимает одну из фигур и про-

ребенка дать ему такую же. Жест сопровождается словом и». Правильность выбора проверяется путем накладывания. 111 ребенок выбрал правильно (обе фигуры совпадают), взрос-

• I обводит их по контуру пальчиком ребенка. При этом взрос-I говорит: «Хорошо». Если фигуры не совпадают, взрослый «ывает ребенку на «лишний» кусок и говорит: «Плохо», шания геометрических форм не даются. (>. То же самое проделывается с квадратом и кругом. Диаметр круга должен совпадать со стороной квадрата.

7. Сличение цветов.

На четыре кусочка картона одинаковой величины наклеив.! ется цветная бумага — на два кусочка красная, на другие два зеленая (форма кусочков квадратная). Перед ребенком кладу! красный и зеленый квадратики. Показывают ему красный квад ратик и жестом просят дать такой же. То же самое с зеленым Затем лежащие перед ребенком квадратики меняют местами н два раза подряд просят дать либо красный, либо зеленый (чтобы ребенок не привыкал подавать квадратики в определенном по рядке, а ориентировался на их цвет). Когда ребенок научится хорошо различать красный и зеленый цвета, можно ввести же,! тый и синий. Сначала надо учить различать цвета попарно, ;\ потом класть перед ребенком все четыре цвета. Названия щи тов не даются. («Дай», «Хорошо», «Плохо».)

8. Подражание мелким движениям рук.

Это продолжение упражнений. Сочетания движений следует варьировать. («Делай так».)

9. Продевание шнурка в дырочки (для развития мелки!

движений рук).

В кусочке картона прорезается четыре дырочки. Расстояни| между дырочками — 2 см. Ширина дырочек около 6 мм. За п(* следнюю дырочку привязывается шнурок от ботинка. Ребено должен продеть шнурок в остальные дырочки последовательна

10. Подражание крупным движением рук, ног, головь

(«Делай так».)

Следует продолжать учить ребенка подражать крупным дни жениям рук (поднимать вверх, разводить в стороны, прятан за спину, хлопать в ладоши перед собой), ног (топатьпоперемсм но то одной, то другой ногой, выставлять ногу вперед и ни зад), головы (воспроизводить наклоны головы и к плечам вир;! во и влево и вниз). Ребенок действует по инструкции «Дела

так».

11. Подпрыгивание на двух ногах.

Взрослый бросает об пол мяч и несколько раз ударяет <т( рукой. Потом просит попрыгать кого-нибудь из взрослых и ст,1||1 ших детей, делая вид, что играет с ним, как с мячики* Предложить ребенку быть мячиком. Взрослый движением рук! регулирует ритм прыжков. Стараться, чтобы ребенок подпрыг^ вал на носках. («Прыгай!»)

12. Ходьба.

Следует продолжать ходьбу по наклонной доске. Следить тем, чтобы ребенок спрыгивал на носки. Постепенно надо увсл| чивать угол наклона доски. В повседневной жизни следить < тем, чтобы ребенок при ходьбе не шаркал ногами. («Идн1|

«Прыгай!»)

13. Перешагивание через веревку или шнурок. Шнурок или веревка приподнята на 5 см (затем шнурок нимается на 10 см).

14. Бросание мяча.

Ребенок бросает мяч по команде «Бросай мяч». Расстояние до цели постепенно увеличивается.

15. Повторение лепетных слов.

Ребенок произносит слова «ам», «ляля», «прр», «мяу», «пи-пи».

16. Знакомство с новыми лепетными словами. Ребенка знакомят со словами «уу» (поезд), «та-та-та» (ба­рабан), «ввв» (самолет). Слова произносятся на ушко.

17. Чтение с губ.

Ребенку предлагается читать с губ восемь лепетных слов, его собственное имя и слова папа и мама. Для детей с нормальным слухом — восприятие на слух.

18. Ощущение вибрации.

а) Ощущение вибрации воздушного шара. Взрослый прикла-(ывает хорошо надутый шар к голове ребенка, наклоняется к Цару и произносит в него звук у. Ребенок ощущает вибрацию, воет шар в руки и бежит в противоположный конец комнаты, рошо, если там его будет ждать другой взрослый, которому )енок сможет отдать свой воздушный шар. Упражнение повто-!тся. Чтобы ребенок ждал сигнала и реагировал именно на Грацию, а не на прикосновение шара к голове, нужно сделать )ольшой интервал (в несколько секунд) между моментом при-|дывания шара к голове ребенка и произнесением звука у. ) упражнение нужно проводить живо, интересно, чтобы ребе-,. чувствовал элемент игры.

б) Выработка рефлекса снимать колечко с пирамидки в мо-Чт ощущения вибрации (рис. 50). Взрослый садится рядом ебенком, перед ними на столе ставится маленькая пирамидка ^четырех-пяти колец. Взрослый прикладывает левую руку ре-1ка (тыльной стороной) к своей гортани так, чтобы ребенок |видел его лица. Взрослый произносит звук м и правой рукой 1енка снимает верхнее колечко пирамидки. Затем правая (а ребенка кладется на стол; это положение, в котором ребе-! ожидает следующего сигнала. После небольшого интервала [ослый вновь произносит звук м. Все это время левая рука (енка так и остается у гортани взрослого (взрослый придер-Вает ее своей рукой). Таким образом, ребенок по вибраци-Юму сигналу снимает все колечки с пирамидки. Потом он (Изывает ее самостоятельно. Если ребенок левша, то взрос-I садится справа от него, прикладывает к своей гортани его |Вую руку, а колечки ребенок снимает левой рукой. 19. Развитие слухового восприятия. Я) Выработка усло

Наши рекомендации