Шляющего большинства детей интерес к игрушкам яв-молетным, очень нестойким.
,иот на себя внимание способы действия с игрушками: I п действовали с игрушками неспецифически (не в со-I с назначением каждой, а стереотипно со всеми), не-фопзводили неадекватные действия с игрушками, не-|кнто расшвыривали их.
умственно отсталых детей изобилует такими неспеци-III п неадекватными действиями, которых не наблюдает-|Их п слабослышащих детей с нормальным интеллектом, [Цринило, в игре умственно отсталых детей отсутствуют )Мпгп.| сюжета. Обычно вся игра с предметами в лучшем родится к процессуальным действиям. Вместе с тем она ^•Ишчпиастся неспецифической манипуляцией. К'|ся обнаружить сколько-нибудь значительных отли-|х старших детей от игр детей младшего возраста, при более легкой степени умственной отсталости :* самостоятельных действий с предметами, наряду с |Ым, наблюдается неадекватное употребление игрушек. ||)имс|>, ребенок 4 лет 5 мес. взял «корову», положил ее ||11П.1П стол, затем взял «всадника» и попытался втиснуть и», стоящую на плите; другой ребенок, при наличии количестваположил его в кузов машины и стереотипно возил по нате.
Интересно, что дети знали и правильно называли те игрушки которые неадекватно использовали в ходе игры.
ПОВЕДЕНИЕ
Умственно отсталые дети неоднородны с точки зрения собности устанавливать контакт со взрослыми. Одни из них легй и быстро налаживают контакт, другие — с большим трудом, чительная часть детей проявляет неконтактность, нежелание неумение наладить контакт со взрослыми. У большей части тех детей, которые входят со взрослыми в контакт, он являете] чисто внешним, формальным. Фактически эти дети находят^ вне контакта; многие из них входят в контакт лишь на коротк|( отрезки времени и порывают его при появлении новых требов! ний, когда им надоедает занятие, и в других случаях. Очень н| значительное количество детей проявляет заинтересованность[ контакте. Заметных возрастных различий в этом обнаружить удается.
У большинства умственно отсталых детей отмечается плох^ внимание. Эти дети плохо сосредоточиваются, с трудом удер> вают внимание на объекте, часто обнаруживают плохое пер ключение, низкук\концентрацию и крайнюю неустойчивость ви мания. Без специальной коррекционно-воспитательной рг внимание умственно отсталых детей на протяжении дошкольн го детства развивается очень незначительно.
Лишь очень незначительная часть умственно отсталых дет правильно реагирует на замечания взрослого, исправляя в соа ветствии с ним свое поведение и не проявляя при этом отрии тельных эмоций. Подавляющее большинство детей не реагир^ на замечания взрослого. В большом количестве случаев дети воспринимают замечания как такового (не понимают жеста, iv мики, слов взрослого). Значительная часть детей, реагируюиц| на замечание взрослого, отвечают на него плачем, каприза!\ криком. Никакой возрастной разницы не наблюдается.
Примерно треть детей адекватно реагирует на одобренН большинство же детей остается к нему равнодушным и не пр являет в нем ни малейшей заинтересованности.
Как правило, умственно отсталые дети оказываются неспосо ными самостоятельно оценить отсутствие успеха и внести в си действия соответствующие исправления.
Часть детей действует с тем объектом, который попадает! поле их зрения; действие прекращается, если в поле их зреп| попадает другой предмет. Встречаются дети, которые произво,'и1 механические действия с предлагаемыми им для занятий п|к I метами, в большинстве случаев они действуют одинаково с р;|| ными объектами.
тетю отсталых детей на протяжении дошкольного воз-| специальной коррекционно-воспитательной работы про-нгкоторое развитие поведения. Однако сдвиги в этом I но столь разительны, сколь у глухих детей того же воз-нмпшцих нормальный интеллект. В поведении глухих ни протяжении дошкольного возраста появляются новые ЦМ1Н1Ш.10 образования (более высокие мотивы, побуждающие |глыюсти; элементы сюжета в играх; заинтересованность ) взрослым и новые формы этого контакта; критичное к своим действиям, дающее возможность оценить пра-1|* или ошибочность этих действий, и др.). Что касается |С>отсталых дошкольников, то правильнее было бы гово-качсственных, а скорее о количественных сдвигах, про-Гх бс.ч педагогического воздействия.
«ни характеристика развития моторики, сенсорного и |туильного развития, игры и поведения глухих, слабо-и умственно отсталых детей, представленная в данной ^служит, как мы надеемся, основой для правильного по-м использования методов отбора, предлагаемых в
и ассортимента игр ГЛАВА |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ •« |
Правильная и возможно более ранняя диагностика, своевре] менное отграничение сенсорных дефектов от интеллектуальных-необходимые условия для надлежащего комплектования спс! циальных дошкольных учреждений и организации ранней кор| рекционной работы.
Исходя из потребностей практики, мы излагаем критерии методы отбора в специальные дошкольные учреждения для детс^ с нарушениями слуха и интеллекта.
Методы отбора в специальные дошкольные учреждения был! разработаны в секторе дошкольного воспитания аномальных де тей НИИ дефектологии АПН СССР.