Упражнение «Борьба большими пальцами».
Цель:установление доверия в учебной группе.
Инструкция: Ваша цель - получить как можно больше очков.
Вы получаете одно очко, когда аккуратно прижмете большой палец Вашего оппонента между своим указательным к большому. Немедленно освободите палец, начинайте снова.
По команде сцепите с оппонентом руки в «замок» и ждите команды «Начали!».
За 15 секунд постарайтесь получить как можно больше очков.
Сами считайте свои очки, будьте честными.
Функциональная направленность упражнения заключается в предоставлении обучаемым возможности поставить под сомнение свои изначальные предположения и увидеть, как эти предположения могут привести к соревнованию вместо сотрудничества, и таким образом, к низким результатам.
К послеигровому обсуждению данного упражнения относятся следующие вопросы: «Кто набрал 2 и более очков? Поднимите руки. Кто набрал 5 и более? 8 и более? 12 и более?» Затем попросите одну из команд с большим счетом встать и продемонстрировать метод, который они использовали.
Затем спросите: «На каких предположениях вы обосновали свою игру?». Общее предположение: «Я соревновался со своим партнером».
Спросите учеников, почему они соревновались, а не сотрудничали? Затем проинтерпретируйте и зафиксируйте их ответы шестью фразами и запишите их в указанном месте так, чтобы в конце составить из первых букв слово «глупец». Шесть факторов, которые заставили людей полагать, что это была соревновательная игра:
1. Глубокая неуверенность - не поставил цель или не подумал хорошенько том, как ее можно достичь наилучшим образом. Если люди ставят мелкие цели, то им нет необходимости находить новые способы их достичь.
2. Летящее быстро время - только за 15 секунд нужно набрать как можно больше очков.
3. Ужасно ненадежный партнер, недостойный доверия - предположение о соревновательном характере задания заставляет нас не верить, что партнер поймет наши лучшие намерения.
4. Плохой пример - инструкторы преподносят игру как соревнование
5. Если сказали «борьба», надо бороться! - «наберите как можно больше очков» и «растяжение» дают чувство напряженности и настрой на борьбу.
6. Цель неадекватна нормам поведения - наиболее часто в этом упражнении предполагают, что победить можно только, если другой проигрывает.
По-настоящему высокого уровня доверия можно было бы достичь, если бы человек подставил свой большой палец и позволил другому человеку придавить его 15 раз, а затем бы они поменялись ролями.
- для учащихся старших классов
Упражнение «Игра Роджера».
Цель:установление доверия в учебной группе, обучение групповому сотрудничеству.
Инструкция: «Эта игра на высокую организованность действий. За каждый заполненный ряд ваша команда получает конфету. Это будет что-то типа командной игры в «Крестики-нолики», в которой ваша команда пытается заполнить шесть клеточек подряд вашим знаком. Ваша команда может заполнить больше, чем один ряд. Каждый раз вы должны помечать только одну клеточку знаком вашей команды. Я выберу одного, кто будет лидером в вашей группе. Перед началом в течение нескольких минут обсудите с вашей командой стратегию».
Пошаговая инструкция к игре Роджера:
- Цель игры - получить как можно больше законченных рядов, отмеченных для вашей команды, с шестью знаками по прямой линии, как в игре «Крестики-нолики».
- Одна команда рисует нолики, друга - крестики.
- Каждый член команды имеет 15 секунд, чтобы добежать до доски, написать соответственно крестик или нолик и вручить мел другому члену команды.
- Каждая команда попеременно помечает на доске знаки до тех пор, пока все квадраты не заполнятся или не будет больше возможности получить законченный ряд, колонку или диагональ, составленные из одного знака.
Учителю следует начинать отсчитывать секунды вслух, если кто-то замедляет свой ход. Не давайте участникам замедлять темп игры.
Функциональная направленность упражнения заключается в том, что в этой игре каждый побеждает, если сотрудничает, и потенциально проигрывает, если соревнуется. Понимание приходит после выполнения задания во время обсуждения, когда команды понимают, что уменьшили свой счет из-за того, что не сотрудничали.
Эта игра почти всегда ведется как конкуренция. Обычный результат: либо никакая команда не выигрывает конфеты, либо кто-то делает ошибку, чем позволяет другой команде закончить линию. Иногда, однако, команды все-таки сотрудничают.
Укажите группе, что максимальное теоретическое число линий, которое может быть заполнено на доске, - три линии одной командой и три линии - другой. Такая стратегия позволяет обеим командам «победить». Будьте готовы к некоторому неприятию этого аргумента поначалу, так как многие полагали, что эта игра должна быть соревновательной. Объясните, что вы построили игру так, чтобы она показалась соревновательной, хотя при этом и не говорили о том, что команды не могут сотрудничать.
Идея этой игры очень хороша для реальных деловых отношений. Скажите группе, что они могут побеждать чаще с помощью других людей и что другие могут помочь им, если они увидят что-то в этом для себя выгодное.