Классификация дизонтогенеза у детей.
Выберите правильный ответ или ответы, напишите их (например, 1.3. или 4.1.)
1. Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее характерно следующее:
1) раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем;
2) замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;
3) более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг;
4) наличие тяжёлых нарушений отдельных анализаторных систем.
_____________________________________________________________
2.К поврежденному психическому развитию относится:
1) ЗПР;
2) деменция;
3) олигофрения;
4) РДА.
3Яркими внешними проявлениями аутичных детей являются:
1)интеллектуальная недостаточность
2)нарушения звукопроизношения
3)стереотипность поведения
4)качественные нарушения способности к общению
5)специфические нарушения и задержка в развитии речи
___________________________________________________________________
4.Детям с этим видом психопатии присущи черты аутизма, они избегают общения, одиночество и мир фантазий предпочитают обществу сверстников. Для их эмоциональной сферы характерны, с одной стороны повышенная эмоциональность и ранимость, а с другой стороны, безразличие по отношению к родным и близким, эмоциональная холодность. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Это дети:
1) с психастенической психопатией;
2) с истероидной психопатией;
3) с шизоидной психопатией;
4) с эпилептоидной психопатией.
_____________________________________________________________
5.Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется:
1)повышенной двигательной активностью
2)импульсивностью
3)дефицитом внимания
4)неадекватностью в общении
______________________________________________________________________
6. Определите, о каком виде аномального развития идет речь: «Этот малыш может часами бегать по одному и тому же маршруту, постоянно включать и выключать свет, предпочитает определенный вид продуктов и отказывается от любой другой предложенной пищи. Он боится настольной лампы и черных ботинок, но совсем не боится темноты. С первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия со взрослыми, даже к маме он никогда не прижимается сам и не протягивает к ней ручки…»
1) задержка психического развития;
2) РДА;
3) олигофрения;
4) деменция.
______________________________________________________________
7.Какой из признаков НЕ характерен для ЗПР? 1) эмоциональная незрелость;
2) необратимый характер нарушений;
3) неравномерность развития отдельных психических функций.
4)запаздывание развития основных психофизических функций;
____________________________________________________________
8. Какая аномалия вызвана отставанием в развитии?
1) дисгармоническое психическое развитие
2) задержка психического развития
3) общее психическое недоразвитие
_______________________________________________________________________
9.Типичной моделью общего психического недоразвития является :
1) ранний детский аутизм
2) недостаточность отдельных систем
3) олигофрения
___________________________________________________________________
10.Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее характерно следующее:
1)раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем;
2)замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах;
3)более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг;
4)наличие тяжёлых нарушений отдельных анализаторных систем.
__________________________________________________________________
11.Нерезко выраженные отклонения характера ( промежуточный вариант между нормой и психопатией), которые наиболее отчетливо проявляются в переходномвозрасте, называются:
1)акцентуация;
2) декомпенсация;
3) психопатия;
4) нет правильного ответа.
______________________________________________________________________
12.Определите вариант ЗПР: обусловлен длительными хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками систем организма, в первую очередь сердца:
1)контитуционального типа;
2) церебрально-органического типа;
3) соматогенного типа;
4) психогенного типа.
______________________________________________________________________
Литература
1. Басилова Т. А., Валявко С. М., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Лонина В. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учебное пособие. 6-е издание. М., 2009.
2. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М.,1987.
3. Ганнушкин П. Б. Избранные труды./ Под ред. О. В. Кербикова. – М., 1962.
4. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка / Избранные психологические труды в 2-х томах. – М. – 1986.
5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:Речь, 2003.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. – 2003.
7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. – Л., 1983.
8. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л.И.Специальная психология: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов (под ред. Лубовского В.И.) Изд. 3-е,стереотип./2-е, испр./1-е. М., 2006.
9. Лурия А.Р. Проблема высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1956.
10. Певзнер М. С. и др. Клинико-генетические исследования олигофрении. М,, 1972.
11. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М., 1972.
12. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979
13. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.
14. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издат. центр «Академия», 2005.
15. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. метод.пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск.гос. ун-т, 2007.
16. Сухарева Г.Е. Клиника лекций по психиатрии детского возраста.- М. -1951.