Тема 1.Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)

Предмет, методы, этапы становления олигофренопедагогики

1. Предметом олигофренопедагогики является: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите методы олигофренопедагогики: __________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите ученых, стоявших у истоков формирования олигофренопедагогики: _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

4. Обозначьте основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

5. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефектологов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

6. С какими науками связана олигофренопедагогика?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

7. В ведомстве каких министерств РФ находятся специальные учреждения для детей с нарушениями в развитии? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

8. Раскройте социальное значение дефектологии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

9. Назовите отрасли дефектологии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

10. Перечислите актуальные проблемы олигофренопедагогики:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

11. Охарактеризуйте систему научно-практических мероприятий,способствующих совершенствованию работы с умственно отсталыми детьми: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

12. Назовите международные правовые акты, определяющие права и обязанности лиц с различными нарушениями в развитии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

13. Перечислите законодательно-правовые акты РФ, защищающие права людей с различными отклонениями в развитии: _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

3. Приведите примеры международных усилий, направленных на решение проблемы детской инвалидности: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Выберите правильный ответ или ответы, напишите их (например, 1.3. или 4.1.)

1.Приобретенные аномалии психофизического развитии детей обусловлены:

1) воздействием патогенных факторов в натальный и постнатальный периоды;

2) воздействием патогенных факторов в период внутриутробного развития;

3) наследственными заболеваниями родителей;

4) все ответы верны.

___________________________________________________________

2.Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:

1) недостаточность познавательных возможностей;

2) нарушение ЦНС;

3) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга;

4) стойкое нарушение анализаторных систем;

__________________________________________________________

3. Изменение числа или структуры хромосом лежит в основе…

1)хромосомных болезней

2)наследственных особенностей

3)терапевтических болезней

__________________________________________________________________

4.Сравните понятия «умственно отсталый ребенок» и «дети-олигофрены»

1) обозначают разные категории;

2) тождественны;

3) одно является частью другого;

4) используются в разных областях.

__________________________________________________________________

5.Вредоносные факторы, действующие после рождения ребенка, называются:

1) пренатальными;

2) натальными;

3) перинатальными;

4) постнатальными

_______________________________________________________________

6. Какое заболевание головного мозга вызвано врожденными дефектами метаболизма (нарушения секреторной функции эндокринной системы)

1) сифилис головного мозга

2)фенилкетонурия

3)гидроцефалия.

4)шизофрения

________________________________________________________________

7.Причинами деменции является следующее (исключите лишнее):

1) интоксикации и травмы центральной нервной системы на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет);

2) постнатальные инфекции (различные энцефалиты, менингит);

3)прогрессирующие органические заболевания мозга;

4) поражение зародыша и плода (краснуха, грипп, сифилис и др.)

_________________________________________________________________

8.Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»

1)одно является частью другого;

2)обозначают разные категории;

3) используются в разных областях;

4)тождественны.

___________________________________________________________________

9.Какое заболевание головного мозга возникает в результате стойкого нарушения баланса между секрецией ликвора и условиями его всасывания

1) сифилис головного мозга

2)фенилкетонурия

3)гидроцефалия.

4)шизофрения

__________________________________________________________________

10.Какой вид органической деменции обусловлен текущими органическими процессами ( менингиты, энцефалиты, опухолевыми, наследственными и обменными заболеваниями и др.)

1) резидуальная органическая деменция

2) прогрессирующая органическая деменция.

__________________________________________________________________________

11.По характеру психическогодизонтогенеза классифицируют:

1) асинхронию

2) дисгармонию

3) ретардацию

12.Дизонтогения - это:

1) нарушения физического и психического развития

2)психическое заболевание

3)исследование соматического статуса ребенка

4) нормальное физическое и психическое развитие _____________________________________________________________________

Литертура

1.Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.-М.,1994.

2.Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии.- М. 1995.

3.Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.- 1960.

4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. – 2003.

5.Хрестоматия по специальной психологии / Сост. Кожевникова Э.П. – Тобольск, ТГПИ. – 2006.

6.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. - M.I 970.

Наши рекомендации