Тема 1.Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)
Предмет, методы, этапы становления олигофренопедагогики
1. Предметом олигофренопедагогики является: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите методы олигофренопедагогики: __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите ученых, стоявших у истоков формирования олигофренопедагогики: _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
4. Обозначьте основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
5. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефектологов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
6. С какими науками связана олигофренопедагогика?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
7. В ведомстве каких министерств РФ находятся специальные учреждения для детей с нарушениями в развитии? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
8. Раскройте социальное значение дефектологии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
9. Назовите отрасли дефектологии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
10. Перечислите актуальные проблемы олигофренопедагогики:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
11. Охарактеризуйте систему научно-практических мероприятий,способствующих совершенствованию работы с умственно отсталыми детьми: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
12. Назовите международные правовые акты, определяющие права и обязанности лиц с различными нарушениями в развитии: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
13. Перечислите законодательно-правовые акты РФ, защищающие права людей с различными отклонениями в развитии: _________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
3. Приведите примеры международных усилий, направленных на решение проблемы детской инвалидности: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Выберите правильный ответ или ответы, напишите их (например, 1.3. или 4.1.)
1.Приобретенные аномалии психофизического развитии детей обусловлены:
1) воздействием патогенных факторов в натальный и постнатальный периоды;
2) воздействием патогенных факторов в период внутриутробного развития;
3) наследственными заболеваниями родителей;
4) все ответы верны.
___________________________________________________________
2.Укажите наиболее полное определение умственной отсталости:
1) недостаточность познавательных возможностей;
2) нарушение ЦНС;
3) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга;
4) стойкое нарушение анализаторных систем;
__________________________________________________________
3. Изменение числа или структуры хромосом лежит в основе…
1)хромосомных болезней
2)наследственных особенностей
3)терапевтических болезней
__________________________________________________________________
4.Сравните понятия «умственно отсталый ребенок» и «дети-олигофрены»
1) обозначают разные категории;
2) тождественны;
3) одно является частью другого;
4) используются в разных областях.
__________________________________________________________________
5.Вредоносные факторы, действующие после рождения ребенка, называются:
1) пренатальными;
2) натальными;
3) перинатальными;
4) постнатальными
_______________________________________________________________
6. Какое заболевание головного мозга вызвано врожденными дефектами метаболизма (нарушения секреторной функции эндокринной системы)
1) сифилис головного мозга
2)фенилкетонурия
3)гидроцефалия.
4)шизофрения
________________________________________________________________
7.Причинами деменции является следующее (исключите лишнее):
1) интоксикации и травмы центральной нервной системы на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет);
2) постнатальные инфекции (различные энцефалиты, менингит);
3)прогрессирующие органические заболевания мозга;
4) поражение зародыша и плода (краснуха, грипп, сифилис и др.)
_________________________________________________________________
8.Сравните понятия «умственно отсталые дети» и «дети-олигофрены»
1)одно является частью другого;
2)обозначают разные категории;
3) используются в разных областях;
4)тождественны.
___________________________________________________________________
9.Какое заболевание головного мозга возникает в результате стойкого нарушения баланса между секрецией ликвора и условиями его всасывания
1) сифилис головного мозга
2)фенилкетонурия
3)гидроцефалия.
4)шизофрения
__________________________________________________________________
10.Какой вид органической деменции обусловлен текущими органическими процессами ( менингиты, энцефалиты, опухолевыми, наследственными и обменными заболеваниями и др.)
1) резидуальная органическая деменция
2) прогрессирующая органическая деменция.
__________________________________________________________________________
11.По характеру психическогодизонтогенеза классифицируют:
1) асинхронию
2) дисгармонию
3) ретардацию
12.Дизонтогения - это:
1) нарушения физического и психического развития
2)психическое заболевание
3)исследование соматического статуса ребенка
4) нормальное физическое и психическое развитие _____________________________________________________________________
Литертура
1.Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.-М.,1994.
2.Выгодский Л.С. Проблемы дефектологии.- М. 1995.
3.Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.- 1960.
4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. – 2003.
5.Хрестоматия по специальной психологии / Сост. Кожевникова Э.П. – Тобольск, ТГПИ. – 2006.
6.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. - M.I 970.