Краткий терминологический справочник
Краткий терминологический справочник включает термины, так или иначе связанные с представленным в книге рассмотрением проблем дидактики высшей школы. В него вошли термины, которые не поддаются правильному интуитивному пониманию. Их «житейское» толкование в большинстве случаев не совпадает по смыслу с тем, что вкладывают в них педагогика и дидактика, и потому они требуют специального разъяснения.
Генерализация учебного материала — важнейший принцип конструирования содержания обучения, а также приемов и способов организации познавательной деятельности студентов, при котором выделяются одна или несколько основополагающих фундаментальных идей или принципов из той или иной области научного знания. В процессе обучения эти идеи и принципы многократно и всесторонне раскрываются с самых различных сторон. В физике такими идеями и конструктами могут быть структура физической теории, законы сохранения и свойства симметрии, структурные уровни организации материи. Реализованный в среднем образовании данный принцип требует серьезных исследований в плане применения к высшему образованию.
Гуманизация профессионального образования — его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и социальных функций, способствующий развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам.
Гуманитаризация профессионального образования — процесс формирования у студента особой, «собственно человеческой» формы отношения к окружающему миру, к собственной профессиональной деятельности, противостоящий технократизации, т.е. направленности на научно-технический прогресс в узком смысле слова.
Деятельностный подход — в известном смысле противоположность зна-ниевого подхода, при котором роль студента в процессе обучения ограничивается усвоением и воспроизведением определенной суммы знаний. Этот способ предполагает такую организацию процесса обучения, при котором студенты на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно открывают для себя те законы, следствия и другие компоненты научного знания, которые при знание-вом подходе традиционно излагаются преподавателем без активного участия самого студента.
Демократизация высшего профессионального образования — интегра-тивная характеристика, включающая принцип равных исходных возможностей при получении образования, идею многообразия профессиональных образовательных систем (при ориентации на единый конечный результат, закрепленный стандартами образования различного уровня); принцип сотрудничества преподавателя и студента в учебном процессе, совместную постановку задач обучения и проектирование путей их реализации, анализ процесса решения и достигнутых результатов, предполагающий повышен-
ную заинтересованность преподавателя в достижении студентом высоких результатов и показателей в процессе обучения; принцип открытости высшей профессиональной шкалы, преодоление замкнутого уклада высших учебных заведений, внутреннее раскрепощение от устаревших догм и мифов, толерантность по отношению к различным философским, культурным и мировоззренческим учениям и взглядам, активные партнерские связи образовательных учреждений с общественностью, государственными ведомствами, научными школами, предприятиями и организациями.
Имитационные подходы в вузовском обучении — такие способы организации познавательной деятельности студентов, при которых они включаются преподавателем в «играемые» ситуации, так или иначе связанные с характером их будущей профессиональной деятельности. Например, решение задач «в логике научного поиска», имеющих следующие этапы: анализ факторов и условий -> гипотеза -> теоретическая и экспериментальная проверка -> выводы.
Интеграция профессиональных образовательных структур заключается в том, что некоторая образовательная программа — либо в полном объеме, либо частично — реализуется в учебных заведениях различного уровня. Например, когда образовательная программа бакалавра осуществляет-.ся в колледже, имеющем высококвалифицированные кадры преподавателей и учеб но-материальную базу, или когда выпускники колледжа, лицея, техникума получают степень бакалавра в сокращенные сроки, а также ведется подготовка магистров не только в вузе, но и в системе последипломного образования, и т.п.
Данная категория актуальна также в плане преемственности старшей ступени школьного и младшей ступени вузовского образования. В последнее десятилетие получили широкое развитие комплексы «школа—вуз», включающие старшую ступень средней школы, подготовительные курсы при вузах и т.п., предполагающие тесное сотрудничество того или иного вуза и среднего учебного заведения, учащиеся которого предполагают стать его студентами (подробное описание приведено в кн.: Попков В. А., Коржу-ев Л.В. Избранные фрагменты педагогического исследования. — М., 1999).
Маневренность профессиональных образовательных программ — такое конструирование содержания образования и его организационных форм, при котором предполагается возможная смена человеком на том или ином этапе жизненного пути области собственной профессиональной деятельности или получения параллельно нескольких специальностей в различных вузах.
Идея опережающего образования предполагает конструирование содержания и методов обучения на перспективу, на прогноз развития науки, техники в будущем и включение студентов в деятельность по активному усвоению соответствующих знаний, а также приемов и способов деятельности, аналоги которых им придется осуществлять в будущей профессиональной деятельности.
Преемственность профессиональных образовательных программ — «стыковка» образовательных программ, при которой «выход» более низкой ступени будет соответствовать «входу» на следующую, более высокую.
Принцип цикличности в педагогическом научном позиании предполагает такое структурирование методов, подходов и результатов, которое
соответствует логике научного познания, выраженной формулой: факты, не объяснимые существующими теориями и концепциями -> гипотеза -> ее теоретическая проверка —» «проверочный» эксперимент —* выводы о состоятельности предложенной гипотезы.
Пропедевтические учебные курсы — специальные курсы, читаемые на младшей ступени высшего образования, целью которых является краткое, сжатое изложение основных фрагментов школьных курсов по соответствующим профилям, с акцентом на тс фрагменты, которые непосредственно востребуются в вузовских курсах.
Рейтинговая система оценки познавательной деятельности студентов — система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала. Основными принципами функционирования большинства разработанных и внедренных в учебную практику рейтинговых систем являются: 1) суммирование баллов, полученных студентами на различных этапах, и выведение результирующего балла; 2) наличие системы специальных коэффициентов, учитывающих своевременность выполнения студентом той или иной формы контроля, степень оригинальности предлагаемых решений, уровень решаемых задач, а также позволяющих находить эквиваленты различных форм познавательной деятельности в общем рейтинге; 3) гибкость и маневренность. Применение рейтинговых систем позволяет реализовать как принцип систематичности контроля знаний и умений и индивидуальный подход в процессе обучения, так и адекватность оценки реальному уровню знаний и сформированное™ мыслительных и практических операций у студента (подробно — в кн: Попков В.А., Коржуев А. В. Избранные фрагменты педагогического исследования. — М., 1999).
Сущностный подход в дидактическом исследовании — дидактический конструкт, предполагающий выявление комплекса внутренних связей и отношений зависимости между наблюдаемыми в практике обучения явлениями, вскрыгие их причин, как правило, не лежащих на поверхности и не поддающихся выявлению на уровне ощущений. Реализация сущностного подхода предполагает скрупулезное исследование феноменоло! ичсски наблюдаемых особенностей педагогических явлений, выявление причин и механизмов, обусловливающих тот или иной характер их протекания. Помимо этого необходимо выяснить, только ли одна, наиболее очевидная, причина является главной пружиной конечного результата, к каким другим последствиям может привести действие выявленного в процессе причинного анализа фактора, какие факторы являются значимыми, а какими можнопренебречь, при каких условиях первоначально выделенный в качестве значимого фактор может потерять эту значимость, а при каких — первоначально пренсбрегаемый фактор может стать значимым. Итогом практической реализации сущностного подходя является, как правило, всестороннее обоснование педагогической системы, педагогические условия реализации заданного отношения в учебном процессе. А в нем определена степень эффективности предложений автора, проведен сравнительный анализ нескольких выбранных приемои и способов достижения поставленной цели, четко выявлены условия и ситуации, при которых все предлагаемое имеет ограниченную область применимости или приводит к результату, обратному ожидаемому.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов................................................................................................................... 3
Глава I. Методологические проблемы педагогики и дидактики................. 5
§ 1. Из истории педагогики и дидактики....................................................... 5
§2. Педагогика: наука, искусство, практика.......................... ,................... 10
§ 3. Стиль научного мышления — составляющая сушностного
подхода в педагогике и дидактике высшей школы.......................... 17
Глава II. Содержательные проблемы дидактики высшей школы............. 25
§ 1. Анализ исследований высшего профессионального
образования................................................................................................ 25
§ 2. Специфика реализации общедидактических принципов
в высшем профессиональном образовании....................................... 31
§3. Специфика реализации принципа системности обучения
в высшей школе.......................................................................................... 47
§4. Методологический и мировоззренческий компоненты
высшего образования............................................................................... 50
§ 5. Проблема познавательных затруднений в контексте идеи
дополнительности педагогического исследования......................... 59
§ 6. Научные основы реализации принципа наглядности
при изучении различных предметов в высшей школе.................... 72
§ 7. Процесс истиль педагогического взаимодействия.......................... 79
§8. Формы и методы учебной работы в высшей школе.......................... 83
§9. Проблемы подготовки преподавателя высшей школы................. ...90
§ 10. Формирование у студентов критического стиля мышления.... 100
§ 11. Учебник и учебно-методическое пособие для препо
давателя высшей школы................................................................................ 112
§ 12. Проблемы образования взрослых..................................................... 115
Приложения.................................................................................. 120
Приложение I. Литература для начинающих исследователей
проблем дидактики высшей школы.................................................... 120
Приложение II. Из опыта обучения студентов-иностранцев.............. 127
Приложение III. Краткий терминологический справочник................. 128
Учебное издание