Краткий терминологический справочник

Краткий терминологический справочник включает термины, так или иначе связанные с представленным в книге рассмотрением проблем ди­дактики высшей школы. В него вошли термины, которые не поддаются правильному интуитивному пониманию. Их «житейское» толкование в большинстве случаев не совпадает по смыслу с тем, что вкладывают в них педагогика и дидактика, и потому они требуют специального разъяснения.

Генерализация учебного материала — важнейший принцип конструи­рования содержания обучения, а также приемов и способов организации познавательной деятельности студентов, при котором выделяются одна или несколько основополагающих фундаментальных идей или принципов из той или иной области научного знания. В процессе обучения эти идеи и принципы многократно и всесторонне раскрываются с самых различных сторон. В физике такими идеями и конструктами могут быть структура физической теории, законы сохранения и свойства симметрии, струк­турные уровни организации материи. Реализованный в среднем образова­нии данный принцип требует серьезных исследований в плане примене­ния к высшему образованию.

Гуманизация профессионального образования — его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, на­правленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и соци­альных функций, способствующий развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам.

Гуманитаризация профессионального образования — процесс форми­рования у студента особой, «собственно человеческой» формы отноше­ния к окружающему миру, к собственной профессиональной деятельно­сти, противостоящий технократизации, т.е. направленности на научно-технический прогресс в узком смысле слова.

Деятельностный подход — в известном смысле противоположность зна-ниевого подхода, при котором роль студента в процессе обучения ограни­чивается усвоением и воспроизведением определенной суммы знаний. Этот способ предполагает такую организацию процесса обучения, при кото­ром студенты на всех этапах занятия включаются в активную познава­тельную деятельность, самостоятельно открывают для себя те законы, следствия и другие компоненты научного знания, которые при знание-вом подходе традиционно излагаются преподавателем без активного уча­стия самого студента.

Демократизация высшего профессионального образования — интегра-тивная характеристика, включающая принцип равных исходных возможнос­тей при получении образования, идею многообразия профессиональных образовательных систем (при ориентации на единый конечный результат, закрепленный стандартами образования различного уровня); принцип со­трудничества преподавателя и студента в учебном процессе, совместную постановку задач обучения и проектирование путей их реализации, анализ процесса решения и достигнутых результатов, предполагающий повышен-




ную заинтересованность преподавателя в достижении студентом высоких результатов и показателей в процессе обучения; принцип открытости выс­шей профессиональной шкалы, преодоление замкнутого уклада высших учеб­ных заведений, внутреннее раскрепощение от устаревших догм и мифов, толерантность по отношению к различным философским, культурным и мировоззренческим учениям и взглядам, активные партнерские связи об­разовательных учреждений с общественностью, государственными ведом­ствами, научными школами, предприятиями и организациями.

Имитационные подходы в вузовском обучении — такие способы орга­низации познавательной деятельности студентов, при которых они вклю­чаются преподавателем в «играемые» ситуации, так или иначе связанные с характером их будущей профессиональной деятельности. Например, ре­шение задач «в логике научного поиска», имеющих следующие этапы: анализ факторов и условий -> гипотеза -> теоретическая и эксперимен­тальная проверка -> выводы.

Интеграция профессиональных образовательных структур заключается в том, что некоторая образовательная программа — либо в полном объе­ме, либо частично — реализуется в учебных заведениях различного уров­ня. Например, когда образовательная программа бакалавра осуществляет-.ся в колледже, имеющем высококвалифицированные кадры преподава­телей и учеб но-материальную базу, или когда выпускники колледжа, ли­цея, техникума получают степень бакалавра в сокращенные сроки, а так­же ведется подготовка магистров не только в вузе, но и в системе после­дипломного образования, и т.п.

Данная категория актуальна также в плане преемственности старшей ступени школьного и младшей ступени вузовского образования. В послед­нее десятилетие получили широкое развитие комплексы «школа—вуз», включающие старшую ступень средней школы, подготовительные курсы при вузах и т.п., предполагающие тесное сотрудничество того или иного вуза и среднего учебного заведения, учащиеся которого предполагают стать его студентами (подробное описание приведено в кн.: Попков В. А., Коржу-ев Л.В. Избранные фрагменты педагогического исследования. — М., 1999).

Маневренность профессиональных образовательных программ — та­кое конструирование содержания образования и его организационных форм, при котором предполагается возможная смена человеком на том или ином этапе жизненного пути области собственной профессиональ­ной деятельности или получения параллельно нескольких специально­стей в различных вузах.

Идея опережающего образования предполагает конструирование содер­жания и методов обучения на перспективу, на прогноз развития науки, техники в будущем и включение студентов в деятельность по активному усвоению соответствующих знаний, а также приемов и способов деятель­ности, аналоги которых им придется осуществлять в будущей профессио­нальной деятельности.

Преемственность профессиональных образовательных программ — «стыковка» образовательных программ, при которой «выход» более низ­кой ступени будет соответствовать «входу» на следующую, более высокую.

Принцип цикличности в педагогическом научном позиании предпола­гает такое структурирование методов, подходов и результатов, которое

соответствует логике научного познания, выраженной формулой: факты, не объяснимые существующими теориями и концепциями -> гипотеза -> ее теоретическая проверка —» «проверочный» эксперимент —* выводы о состоятельности предложенной гипотезы.

Пропедевтические учебные курсы — специальные курсы, читаемые на младшей ступени высшего образования, целью которых является крат­кое, сжатое изложение основных фрагментов школьных курсов по соот­ветствующим профилям, с акцентом на тс фрагменты, которые непо­средственно востребуются в вузовских курсах.

Рейтинговая система оценки познавательной деятельности студен­тов — система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки ус­пешности усвоения студентами различных блоков учебного материала. Ос­новными принципами функционирования большинства разработанных и внедренных в учебную практику рейтинговых систем являются: 1) сум­мирование баллов, полученных студентами на различных этапах, и выве­дение результирующего балла; 2) наличие системы специальных коэф­фициентов, учитывающих своевременность выполнения студентом той или иной формы контроля, степень оригинальности предлагаемых реше­ний, уровень решаемых задач, а также позволяющих находить эквиваленты различных форм познавательной деятельности в общем рейтинге; 3) гиб­кость и маневренность. Применение рейтинговых систем позволяет реа­лизовать как принцип систематичности контроля знаний и умений и ин­дивидуальный подход в процессе обучения, так и адекватность оценки реальному уровню знаний и сформированное™ мыслительных и практи­ческих операций у студента (подробно — в кн: Попков В.А., Коржуев А. В. Избранные фрагменты педагогического исследования. — М., 1999).

Сущностный подход в дидактическом исследовании — дидактический конструкт, предполагающий выявление комплекса внутренних связей и отношений зависимости между наблюдаемыми в практике обучения яв­лениями, вскрыгие их причин, как правило, не лежащих на поверхности и не поддающихся выявлению на уровне ощущений. Реализация сущност­ного подхода предполагает скрупулезное исследование феноменоло! ичсски наблюдаемых особенностей педагогических явлений, выявление причин и механизмов, обусловливающих тот или иной характер их протекания. Помимо этого необходимо выяснить, только ли одна, наиболее очевид­ная, причина является главной пружиной конечного результата, к каким другим последствиям может привести действие выявленного в процессе причинного анализа фактора, какие факторы являются значимыми, а какими можнопренебречь, при каких условиях первоначально выделен­ный в качестве значимого фактор может потерять эту значимость, а при каких — первоначально пренсбрегаемый фактор может стать значимым. Итогом практической реализации сущностного подходя является, как пра­вило, всестороннее обоснование педагогической системы, педагогичес­кие условия реализации заданного отношения в учебном процессе. А в нем определена степень эффективности предложений автора, проведен сравнительный анализ нескольких выбранных приемои и способов дости­жения поставленной цели, четко выявлены условия и ситуации, при ко­торых все предлагаемое имеет ограниченную область применимости или приводит к результату, обратному ожидаемому.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов................................................................................................................... 3

Глава I. Методологические проблемы педагогики и дидактики................. 5

§ 1. Из истории педагогики и дидактики....................................................... 5

§2. Педагогика: наука, искусство, практика.......................... ,................... 10

§ 3. Стиль научного мышления — составляющая сушностного

подхода в педагогике и дидактике высшей школы.......................... 17

Глава II. Содержательные проблемы дидактики высшей школы............. 25

§ 1. Анализ исследований высшего профессионального

образования................................................................................................ 25

§ 2. Специфика реализации общедидактических принципов

в высшем профессиональном образовании....................................... 31

§3. Специфика реализации принципа системности обучения

в высшей школе.......................................................................................... 47

§4. Методологический и мировоззренческий компоненты

высшего образования............................................................................... 50

§ 5. Проблема познавательных затруднений в контексте идеи

дополнительности педагогического исследования......................... 59

§ 6. Научные основы реализации принципа наглядности

при изучении различных предметов в высшей школе.................... 72

§ 7. Процесс истиль педагогического взаимодействия.......................... 79

§8. Формы и методы учебной работы в высшей школе.......................... 83

§9. Проблемы подготовки преподавателя высшей школы................. ...90

§ 10. Формирование у студентов критического стиля мышления.... 100
§ 11. Учебник и учебно-методическое пособие для препо­
давателя высшей школы................................................................................ 112

§ 12. Проблемы образования взрослых..................................................... 115

Приложения.................................................................................. 120

Приложение I. Литература для начинающих исследователей

проблем дидактики высшей школы.................................................... 120

Приложение II. Из опыта обучения студентов-иностранцев.............. 127

Приложение III. Краткий терминологический справочник................. 128

Учебное издание

Наши рекомендации