Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
Ход занятия.
1. Игра "Назови овощи и фрукты ".
а) Логопед предъявляет детям корзину с овощами со словами:
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи. И вот...
Расселся, разлегся
В большущей корзине
И красный, и желтый,
И черный, и синий,
Здоровый такой
Разноцветный народ. (Помидор, репа, редька, баклажан).
б) Дети называют овощи из одной и фрукты из другой корзины.
в) Логопед сообщает тему досуга.
2. Подвижная игра "Сад и огород " (закрепление глагольной лексики).
Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей и
становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребенок в центре круга.
а) Дети идут по кругу то в одну, то в другую сторону со словами:
Мы пришли в огород,
Огурец здесь растет.
Водящий ребенок (в шапочке огурца) дает команду:
Приседай, приседай,
С грядки огурец срывай.
Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего.
Водящий меняется, меняется и следующее задание. Например,
морковку из грядки выдергивай.
б) А теперь мы в сад пойдем,
Мы там яблоки нарвем.
На носочки вставай,
Прямо с дерева срывай.
3. Пантомима "Репка".
Роли выбирают дети по желанию или их распределяет логопед.
Пантомиму можно повторить с другим составом участников.
4. Подвижная игра-эстафета
"Поможем маме приготовить обед".
Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрук-
ты или муляжи: капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, картошка,
петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас, апельсин, ман-
дарин.
"Мама пришла с рынка, в корзине овощи и фрукты. Решила
приготовить обед: сварить борщ и компот. Необходимо разложить
их так, чтобы в одной кастрюле можно было варить борщ, а в другой
компот."
5. Сценки-шутки, подготовленные заранее.
а) Белка: Почему ты, зайчик, грустный?
Зайчонок: Потерял кочан капусты.
— А какой?
— Вот такой... Круглый, белый и большой.
— Ну-ка, зайка-шалунишка,
Дай потрогать животишко!
Он тугой, как барабан!
— Значит, съел я свой кочан. И забыл.
б) Мама: Где же яблоко, Андрюша?
Андрюша: Яблоко давно я скушал.
— Ты не мыл его, похоже?
— Я с него очистил кожу.
— Молодец ты стал какой.
— Я давно уже такой.
— А куда очистки дел?
— Я очистки тоже съел!
6. Конкурс загадок.
а) Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.
б) Составить загадку-описание.
7. Подвижная игра "Собираем урожай ".
Играют 2 команды. Первые участники собирают, например, ба-
наны. Результат каждого участника подсчитывается хором. Вторые
участники собирают морковки.
8. Игра "Выбираю сок ".
Дети долго играли, дети очень устали.
В группу спешат, соки пить хотят.
Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены
закладки с изображением фруктов и овощей и называют, какой сок
они выбрали.
Дети дают разные варианты ответов: Я люблю яблочный сок, он
сладкий. Я выбрал морковный сок. Больше всего мне нравится гру-
шевый сок.
Подведение итогов. Объявление команды-победителя.
О некоторых формах работы с родителями
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи
предполагает довольно длительный срок обучения в условиях специа-
лизированного дошкольного учреждения, в течение которого у них
должно постоянно происходить пополнение, уточнение и активизация
словаря, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и
умение грамматически правильно и точно выражать свои мысли.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предпола-
гает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все зна-
ния, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с
логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на
прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за расте-
ниями и животными, помощи взрослым дома и на даче и т. д.).
Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать
свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направ-
ление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями,
умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения,
наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с
детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
В дошкольных учреждениях сложилась определенная система
работы логопедов с родителями, которая включает в себя:
1)собрания;
2) консультации;
3) открытые занятия;
4) информационные выставки.