По развитию связной речи у детей с ОНР
1. Составление рассказов по сюжетной картинке.
Снеговик
Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа — морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки — надели старое ведро. Забавный получился снеговик.
Вопросы.
1) Кого вы видите на картинке?
2) Что делает мальчик, девочка?
3) Как дети лепили снеговика?
4) Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
5) Какой получился снеговик? Творческие задания:
1) Закончить предложение по аналогии: Вместо рук у снеговика
ветки....
2) Составить рассказ от 1 -го лица множественного числа.
3) Составить план рассказа.
4) Придумать продолжение рассказа.
Осенью в парке
Наступила золотая осень. Листья на деревьях желтеют и падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных листьев и подарил девочке.
Вопросы.
1) Какое время года изображено на картинке? Объяснить, почему.
2) Где гуляют дети? "
3) Зачем дети собирают листья? Творческие задания.
1) Подобрать определения к словам:
осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, холодная, щедрая, урожайная;
листья (какие?) разноцветные, красивые, вырезные и т.д.
2) Рассказать от 1-го лица.
3) Изменить концовку рассказа.
2. Тексты для составления рассказов по серии сюжетных картинок.
Выращиваем помидоры
Наступила весна. Дети высадили рассаду помидоров на грядки. Летом они поливали рассаду, подвязывали стебли. Выросли из рассады кустики. Осенью на них созрели крупные красные помидоры.
Вопросы.
1) Когда сажают рассаду? Какую рассаду посадили дети?
2) Что делали летом на огороде? Откуда дети брали воду для полива рассады?
Творческие задания.
1) Составить аналогичный рассказ без опоры на серию картинок о выращивании огурцов.
2) Составить рассказ от 1-го лица.
3) Придумать продолжение рассказа.
Хорошие соседи
Около дома росли высокие березы. На одной березе в скворечнике поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи. Однажды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А кот Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику. Налетел на кота и ударил его своим крепким клювом. Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.
Вопросы.
1) Где поселились скворцы?
2) Где жили грачи?
3) Кто подкрадывался к скворечнику?
4) Как грач защитил птенцов скворцов? Творческие задания.
1) Назвать отличительные признаки весны.
2) Подобрать слова-действия к названию птиц и деревьев: почки — набухают, просыпаются, лопаются;
птицы — возвращаются, прилетают, щебечут, поют, свистят, порхают, вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
3) Придумать начало рассказа.
4) Придумать название рассказа.
Кормушка для птиц
Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду. Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц. Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм. Вопросы.
1) Почему птицам голодно зимой?
2) Из чего дедушка сделал кормушку?
3) Куда дети повесили кормушку?
4) Почему дети спрятались за елкой?
5) Что делали птицы? Творческие задания.
1) Придумать рассказ по аналогии.
2) Изготовить кормушку или насыпать корм в коробку, выставить на балкон, понаблюдать за кормушкой, рассказать, какие птицы прилетели на кормушку, что они делали.
Пароход
Дети решили играть в пароход. Мальчики принесли крупные кубы, девочки принесли стулья. Из коробки достали бескозырки и фуражку. Петя был капитаном, он смотрел в бинокль. Девочки принесли кукол и сели на стулья. Они — пассажиры. Пароход плывет по морю.
Вопросы.
1) Что делают дети?
2) Из чего дети построили пароход?
3) Что делают девочки?
4) Куда плывет пароход? Творческие задания.
1) Придумать продолжение рассказа.
2) Придумать аналогичный рассказ о постройке самолета.
3. Тексты для пересказа.
Кошка (Е. Чарушин)
... Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Вопросы.
Кого поймала кошка Маруська?
Что делает кошка? Почему?
Кто есть у кошки?
Что делает котеночек?
Творческие задания.
1) В пересказе дать Описание кошки и котенка.
2) Придумать начало рассказа.
3) Составить загадку про кошку.
Собака (Е. Чарушин)
У Шарика шуба густая, теплая — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки — просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает — за это все его любят да сытно кормят.
Вопросы.
Где живет Шарик?
Какая шуба у собаки?
За что любят Шарика?
Творческие задания.
1) Рассказать от 1-го лица о своей собаке.
2) Составить описание собаки.
3) Придумать продолжение рассказа.
Белка (Е. Чарушин)
Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Вопросы.
Почему белка не боится холода?
Почему белка не боится охотников летом?
Что делает белка летом?
Что делает белка зимой?
Творческие задания.
1) Рассказать о жизни белки в лесу летом.
2) Закончить предложения: Не страшен белке....
У нее серенькая шубка.... Белка грибы..., шишки....
3) Подобрать эпитеты к словам:
белка (какая?) запасливая, проворная, ловкая, юркая и т.д. шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.
4) Образовать притяжательные прилагательные, составить предложения, найдя ошибки художника: У волка беличий хвост, а у белки — волчий. У лисы заячий хвост, а у зайца — лисий.
Заяц (Е. Чарушин)
Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый.
Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.
Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь — любой цветочек с
медом откуси.
Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть
нашу морковку. Вопросы.
Какая у зайца шуба зимой? Как шуба спасает зайку? Почему зайка ждет лета? Какая шубка у зайки летом? Когда охотники охотятся на зайцев? Творческие задания.
1) Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.
2) Вставить пропущенные предлоги: Заяц убегает... охотника.
Заяц прячется ... кустом.
Сидит и трясется ... страха.
Ждет, когда охотники пройдут ... куста.
3) Составить слова с разными приставками:
бежать — прибежал, убежал, выбежал, перебежал, подбежал
и т.д.
Как голубь учился гнездо вить
(Литовская сказка. Пер. Н. Паншиной) Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо
вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить.
Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же
взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:
— Могу, могу, могу! Рассердился дрозд и сказал:
— Ну, коли сам можешь, чего же просишь? — и улетел восвояси. А голубок так и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.
Вопросы.
Зачем голубь позвал дрозда? Почему дрозд улетел? Какое гнездо сделал себе голубь?
Творческие задания.
1) Придумать другую концовку сказки.
2) Инсценировать сказку.
Дружба
(Сказка)
Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на небольшую полянку и там угощали друг друга.
Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту.
Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели.
Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, а белый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая.
Но наступит лето, и они снова узнают друг друга.
Творческие задания.
1) Ответить на вопрос, почему они узнают друг друга только летом?
2) Придумать продолжение сказки.
3) Пересказать сказку по опорным предметным картинкам.
4) Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных где живет: лиса в норе, белка — в дупле и т.д.
Заяц и черепаха
(Ингушская сказка)
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.
Вопросы.
О чем поспорили заяц и черепаха?
Что делала черепаха?
Что делал заяц?
Почему черепаха оказалась первой у цели?
Творческие задания.
1) Придумать по аналогии сказку про лису и ежа.
2) Составить словесный портрет зайца, черепахи.
3) Инсценировать сказку.
4. Тексты для обучения рассказыванию по демонстрируемому действию с использованием фланелеграфа и без.
Храбрая курица
Курица Хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают по травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цыплята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.
Творческие задания.
1) Определить, соответствует ли название рассказа его содержанию. Уточнить название.
2) Определить и назвать части тела птиц (туловище, голова, хохолок, хвост, крылья, перья, клюв, когти).
3) Подобрать слова с противоположным значением:
далеко — близко, быстро— ... , высоко — ... , громко — ,.., сильно — ... , весело — ....
Храбрые щенята (по М. Петрову)
Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Увидели желтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.
— Давай лаять, — говорит один щенок.
— Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается все выше.
— Испугался! — радуется первый щенок.
— Убегает! — говорит другой щенок. Весело лают щенки.
Творческие задания.
1) Придумать название рассказа.
2) Назвать детенышей домашних животных.
3) Образовать форму множественного числа от формы единственного числа:
теленок — телята, жеребенок — жеребята и т.д.
Для чего руки нужны (Е. Пермяк) Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать.
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Творческие задания.
1) Закрепить употребление сложноподчиненного союза «чтобы», называя части тела человека и животных и действия, выполняемые ими.
2) Составить предложения по опорным предметным картинкам: Бабушка, кресло. — Бабушка сидит в кресле.
Девочка, трамвай. — Девочка едет на трамвае.
3) Распространение составленных предложений: Бабушка сидит в мягком зеленом кресле.
5. Тексты для игр-драматизаций и кукольного театра.
Белка и волк (по Л. Толстому)
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня. Волк сказал:
— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а вы все на елках прыгаете.
Белка ответила:
— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк отпустил белку, а белка с елки сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Творческие задания.
1) Назвать детенышей диких животных наших лесов. Образовать форму множественного числа имен существительных.
2) Считать детенышей, называть конечный результат: 1 зайчонок, 2 зайчонка, 5 зайчат.
3) Составлять предложения типа: У белки три бельчонка.
Кто? (по Е. Пермяку)
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже ранец купила.
— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама новое платье для школы сшила.
— Нет, я... нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня есть и ранец, и пенал с ручками, и платье новое, и мне еще две белые ленты в косички подарили.
Решили девочки у подружки Маши спросить, кто из них лучшей первоклассницей станет. Пришли к Маше, а она за букварем сидит.
— Некогда мне, — говорит Маша, — я должна еще три буквы выучить.
— А зачем? — спрашивают девочки.
— А затем, чтобы плохой первоклассницей не оказаться.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно. Творческие задания.
1) Составить рассказы-описания школьных принадлежностей.
2) Пересказать рассказ по цепочке.
Как Маша стала большой (по Е. Пермяку)
Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.
Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.
Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
— Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
Стали маленькую Машу называть большой.
Вопросы.
Как Маша пыталась вырасти?
Почему над Машей все смеялись?
Когда Машу стали называть большой?
Творческие задания.
1) Образовать притяжательные прилагательные от существительных:
папа — папин, папина; мама — мамин, мамина и т.д.
2) Закончить предложения: У маминого платья рукава....
У папиной рубашки карманы.... У Таниной шубы воротник....
Торопливый ножик (Е. Пермяк)
Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
— Как же это так? — спрашивает Митю отец.
— Ножик плохой, — отвечает Митя, — косо строгает.
— Да нет, — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
— А как? — спрашивает Митя.
— А вот так, — сказал отец.
Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.
Творческие задания.
1) Образовать сравнительную степень прилагательных: короткий — короче, веселый — веселее, теплый — теплее и т.д.
2) Образовать уменьшительную форму существительных: прут — прутик, палка — палочка
3) Назвать инструменты (по предметным картинкам) и объяснить их назначение.
Как Миша хотел маму перехитрить (Е. Пермяк) Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломилось.
— А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся. Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они все всё сделают.
Творческие задания.
1) Пересказать от 1-го лица.
2) Подобрать слова действия: Пуговицу к рубашке нужно.... Дырку на колготках надо .... Бабушка взяла спицы и стала ..
носок.
Для чего говорят «спасибо»? (В. Сухомлинский) По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. — Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...
Творческие задания.
1) Пересказать от 1-го лица.
2) Объяснить, кому же нужно слово «спасибо»?
3) Подобрать однокоренные слова:
вода — водный, водяной, подводник, водица лес — лесок, лесной, лесник, лесовик.
6. Тесты для обучения ведения диалога, развития просодики речи.
Ревушка (По И. Мазнину)
Вышла Машенька на крыльцо и ревет. Подошел к ней петушок и спрашивает:
— Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек ловить.
— Не надо мне букашек, я буду плакать. Подошла к Машеньке кошка:
— Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить.
— Не буду мышек ловить, буду плакать. Подошел к Машеньке теленок и говорит:
— Давай, Машенька, реветь со мной.
— Давай.
Но тут подошла к ней Бурёнушка-рёвушка и гневно сказала:
— Ты что это меня передразниваешь? Испугалась Машенька и больше не ревет. Творческие задания.
1) Инсценировать сказку.
2) Ввести в сказку других персонажей вместо петушка и кошки.
Муравей и сороконожка (Н. Сладков)
— Вот напугал, Муравей! Да ты что — с неба свалился, что ли!
— С неба, с неба... С рябиновой ветки я свалился!
— А что же ты там делал?
— Делал, делал... Коров пас!
— А еще что?
— Молочко сладкое пил.
— А еще что?
— Вот пристала! Ну, задремал немножко, да и скатился с листа. Тебе что, у тебя сорок ног, а у меня всего шесть: на двух стою, двумя тлю-коровку держу, двумя молочко тлимое собираю!
Творческие задания.
1) Тренироваться в передаче более быстрого и более медленного темпа речи.
2) Учиться передавать различные мелодико-интонационные оттенки речи.
Снег и ветер (Н. Сладков)
— Снег, дружище, что с тобой? Да на тебе лица нет: осунулся и почернел!
— Плохи дела, Ветер, — испаряюсь. Таю не по дням, а по часам. Раскис совсем, слякоть развел. У всех на глазах умираю, а всем хоть бы что!
— Вот тебе, Снег, мой совет. Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к теплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
— Ой-е-ей, заструился. Творческие задания.
1) Объяснить слова и выражения: на тебе лица нет; осунулся; раскис; слякоть развел; заструился.
2) Назвать отличительные признаки весны.
3) Рассказать о весенних забавах детей.
4) Подобрать эпитеты к словам:
ручеек (какой?) быстрый, звонкий, журчащий, холодный, прозрачный;
лодочка (какая?) маленькая, быстрая, деревянная и т.д.
Тетерев молодой и Тетерев старый (Н. Сладкое)
— Только и слышу вокруг: зима на носу, мороз, скоро зиму зимовать? А что такое зима?
— А ты лето знаешь? — Знаю!
— Так вот зима — это наоборот!
— А что такое мороз?
— А ты жару знаешь?
— Знаю!
— Так вот мороз — это жара наоборот.
— А что такое «зиму зимовать»?
— А ты жизнь хорошую да беззаботную знаешь?
— Еще бы не знать!
— Так вот это — наоборот! Творческие задания.
1) Объяснить выражения: зима на носу, зиму зимовать.
2) Тренироваться употреблять различные интонационные оттенки голоса.
Тук-тук! (по Н. Сладкову)
– Дятел, а Дятел! Когда тебе стучать надоест? Зимой стучишь, летом стучишь. Весь год стучишь! Да все клювом.
— Зимой стучу — из шишек семена выбиваю. Летом жуков-короедов да их личинок из-под коры выколачиваю. Больше всего весной стучу. Дырочки в березовой коре пробиваю — чтобы сладким соком полакомиться. Дупло для гнезда долблю — птенцов выводит.
Вопросы.
Что умеет делать дятел клювом? Как называют дятла за его работу? Творческие задания.
1) Определить и назвать части деревьев (ствол, корни, ветви, кора, листья, почки).
2) Рассказать о встрече с дятлом в лесу.
3) Сравнить, чем похожи и отличаются береза и сосна, ель и липа.
4) Образовать прилагательные от существительных: осина — осиновый, береза — березовый и т.д.
Дрозд и грибы (по Н. Сладкову)
— Прячьтесь, братцы, — грибники идут! Ты, Подберезовик, — под березу, ты, Подосиновик, — под осину, ты, Моховик, — в мох.
-— А мне, Опенку, куда?
— Прыгай скорей за пень!
— Я — Волнушка; так волнуюсь, так волнуюсь...
— Не волнуйся, Волнушка, притворись листиком.
— Что делать? Я — Сыроежка: сырьем съедят!
— В кусты! Скорей, скорей — грибники рядом!
— А я, уважаемый Дрозд, — Груздь. Груздь груздю рознь. Бывают осиновые, бывают собачьи. Но я — самый лучший Груздь. А вот куда мне спрятаться, и не знаю.
— Поздно прятаться — грибники пришли! Назвался груздем — так полезай в кузов!
Творческие задания.
1) Образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Что в лесу много растет? гриб — грибы — грибов масленок — маслята — маслят
2) Составление предложений с образованной формой: У Нины в лукошке много опят, моховиков.
Дуб и ветер (по Н. Сладкову)
— Отчего, Дуб, ты такой высокий? Выше тебя в лесу и дерева нет. — От любопытства, Ветер. Я еще только из желудя высунулся,
траву вокруг себя увидел, подумал: «А что там, за травой?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там дальше, за кустами?» Потом хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими. Все тянулся да тянулся, вот и вымахал.
— Ну, а теперь успокоился? Все вокруг видишь, все вокруг знаешь?
— Где там успокоился! Разве все увидишь да узнаешь! А что там за горами, за морями? Эх, мне бы еще подрасти да потом на цыпочки встать — хоть бы одним глазком туда заглянуть!
Творческие задания.
1) Рассказать о том, как можно вырастить дуб.
2) Подобрать родственные слова: дуб — дубок, дубовый, дубрава.
Кубик на кубик (Я. Тайц)
Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Дай башню!
— Не дам!
— Дай хоть кубик!
— Один кубичек возьми.
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик! И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
7. Тесты для составления рассказов-описаний.
Кто самый быстрый (по С. Юматову)
Все дикие кошки: и царь зверей — лев, и красивый пятнистый леопард, и сердитая черная пантера быстро бегают, а многие и по деревьям хорошо лазают.
Но самый длинноногий из них, самый быстрый бегун — гепард. Он обгонит любого зверя на Земле. Он мчится со скоростью больше ста километров в час.
В нашей стране гепарды живут в пустыне около Каспийского и Аральского моря. Их очень мало. Они находятся под охраной государства. • Творческие задания.
1) Подобрать эпитеты к словам:
пантера (какая?) черная, гибкая, ловкая, хитрая, сильная, быстрая. тигр (какой?) полосатый, сильный, хищный, свирепый.
2) Рассказать, почему надо охранять диких животных.
3.) Составить рассказ-описание других животных семейства кошачьих из жарких стран.
Синицы (по Н. Соколову-Микитову) Летом синицы живут в лесах и парках, кормятся насекомыми.
Зимою обычно прибиваются к человеческому жилью, добывают корм
около домов, прыгая по перилам балконов, стуча клювами в оконные
стекла или залетая в открытые форточки.
Синицы — птички всеядные. Они ловко ловят насекомых, очень
любят жирное мясо, клюют крошки хлеба и кашу. Творческие задания.
1) Подготовить рассказ из личного опыта «Моя кормушка».
2) Рассказать о том, как устроили кормушку для птиц в детском саду.
3) Вспомнить и назвать перелетных птиц, объяснить, почему они не могут зимовать в наших краях.
Над болотом (по Н. Соколову-Микитову)
Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран на родное болото.
... Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое непроходимое болото. В самых недоступных местах устраивают гнезда осторожные журавли.
Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется лисица, не подкрадется рысь.
... Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них журавли лягушек и змей, приносить в гнездо корм. Будут расти, учиться летать журавлята...
Творческие задания.
1) Составить рассказ-описание цапли.
2) Составить план рассказа.
3) Продолжить рассказ.
Одуванчики (Н. Соколов-Микитов)
Все знают простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Поэтому и называется цветок одуванчиком.
Весь день, пока светит солнце, следом за солнцем поворачивают одуванчики свои золотые головки. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свертывают свои лепестки и засыпают. С восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь, широко раскрывают золотые свои лепестки. В солнечные летний день золотою кажется поляна, на которой растут и цветут одуванчики. Творческие задания.
1) Объяснить значение слов «пушистый», «золотой».
2) Придумать предложения с другими значениями этих слов.
3) Назвать слова с противоположными значениями: засыпают — ; свертывают —;
4) Прочитать наизусть стихотворение Е. Серовой «Одуванчик». Объяснить слово «воздушное».
Ответить на вопрос: Почему у одуванчика вначале желтый сарафанчик, а потом беленькое платьице?
Снежные слова (по В. Архангельскому)
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами!
Чем тише морозная погода, тем красивее снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи, и они превращаются в снежную пыль. Когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.
Иногда снежинки, падая, в воздухе лепятся друг к другу и образуют хлопья.
Творческие задания.
1) Объяснить, как образуется снежная пыль, крупа, хлопья, сугробы, наст.
2) Подобрать родственные слова к слову снег — снежный, снежок, снежинка, снеговик, снегокат, Снегурочка и др.
3) Рассказать о снегопаде, о прогулке в снегопад и т.п.
2.3. Развитие звуковой культуры речи и автоматизация свистящих, шипящих и сонорных звуков у детей с общим недоразвитием речи на индивидуальных занятиях.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения звукопроизношения являются одним из симптомов общего недоразвития речи.
Коррекция различных нарушений произношения является одной из основных задач индивидуальной работы логопеда. В основе работы по усвоению детьми фонетической и фонематической систем языка лежит отработка артикуляционных укладов гласных и согласных в определенной последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным признакам.
Чаще всего у детей с ОНР нарушена не одна, а несколько групп звуков. Прежде всего это сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие, шипящие и сонорные. В любой из групп традиционно различают следующие формы нарушения звуков: искажение, пропуск, замена, смешение и недифференцированное произношение. Причиной искаженного произношения являются недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В результате звук произносится неточно, приближенно. Такие нарушения называют фонетическими.
Замена звуков связана с недостаточной сформированностью фонематического слуха, при которой звук не дифференцируется со звуками, схожими по акустическим и артикуляционным признакам, что искажает смысл слова. Данные нарушения называют фонематическими.
При различных дефектах звукопроизношения основные направления коррекционной работы обусловлены структурой нарушения. При фонетических нарушениях звукопроизношения основная работа направлена на развитие артикуляционной моторики, при фонематических — на развитие речевого и фонематического слуха.
Нарушения групп звуков традиционно обозначаются следующими терминами:
— сигматизм — фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков;
— парасигматизм — фонематические нарушения этих звуков;
— ламбдацизм — фонетические нарушения звуков Л и Ль;
— параламбдацизм — фонематические нарушения данных звуков;
— ротацизм — фонетические нарушения звуков Р и Рь;
— параротацизм — фонематические нарушения этих звуков;
— йотацизм — фонетические нарушения звука Й;
— парайотацизм — фонематические нарушения звука Й;
— каппацизм — фонетические нарушения заднеязычных звуков;
— паракаппацизм — фонематические нарушения данных звуков;
— дефекты смягчения фонем;
— дефекты озвончения фонем.
Помимо форм и видов нарушения звукопроизношения в логопедии различают уровни неправильного произношения.
Патологические нарушения звукопроизношения у детей с ОНР характеризуются стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены нарушениями фонематического слуха, недостаточностью артикуляционной моторики. Дефект носит смешанный, фонетико-фонематический характер.
Общеизвестно, что коррекция нарушенного звукопроизношения проводится поэтапно и последовательно. Различают четыре этапа коррекционной работы по формированию правильного произношения: подготовительный этап, этап постановки, этап автоматизации и этап дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе логопед готовит органы артикуляции к последующей постановке звука. Для этого проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики, по формированию фонематических процессов, по выработке направленной воздушной струи, по отработке опорных звуков. Основным приемом является артикуляционная гимнастика.
На этапе постановки звука логопед использует все возможные приемы для вызывания правильного звучания того или другого звука: подражание артикуляции логопеда, описание правильной артикуляции в доступной для ребенка форме, постановка от имеющихся в речи ребенка звуков и постановка с механической помощью.
Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен точно подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и связных текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, те звуки, которые еще у ребенка не поставлены.
Четвертый этап является заключительным, он связан с обучением ребенка умению различать смешиваемые, близкие по звучанию или произнесению звуки. Проведение этого этапа необходимо только при наличии фонематических нарушений.
В программе обучения и воспитания детей с ОНР Т.Е. Филичевой, Г.В. Чиркиной определены основные принципы индивидуальной работы. Для эффективного их проведения необходимы четкая организация, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, при ринолалии, при дизартрии и др.). Проявления системного речевого нарушения имеют различную динамику преодоления и в связи с этим различную выраженность на разных этапах коррекционного обучения.
Основной задачей индивидуальных занятий является первоначальное формирование звуковой стороны речи, куда входят подготовительные артикуляционные упражнения, коррекция произношения дефектных звуков, развитие слоговой структуры слов, развитие фонематического восприятия.
В настоящее время в отечественной практической логопедии публикуется большое количество авторских методических рекомендаций по использованию речевого материала при автоматизации звуков. Особое внимание хочется уделить трем методическим пособиям: В "Сборнике речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками" Л.В. Успенской и М.Б. Успенского (М., 1973) предлагаются различные слова, фразы, рассказы — миниатюры, стихи, загадки и рассказы по картинкам со специальным подбором звуков. Речевой материал расположен в той последовательности, в какой обычно ведется логопедическая работа.
Анализируя речевой материал данного пособия, нужно отметить, что оно является наиболее полным, последовательным; в нем отражены практически все группы звуков: свистящие, шипящие, их различение, звуки Л и Ль, звуки Р и Рь, их различение, заднеязычные звуки, звуки В, Б, Д и йотированные звуки. Однако, данное пособие подойдет для ребенка с изолированным нарушением какой-либо одной группы звуков, т. к. при автоматизации свистящих часто встречаются и шипящие, и сонорные. Если у ребенка нарушены две и более группы звуков, что чаще всего и бывает на практике, логопед должен тщательно отбирать речевой материал.
Интересным, системным и последовательным является "Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста" Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше (1989 г.). Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и дошкольных учреждениях общего типа. Он применяется при обследовании и формировании всех сторон речи.
Пособие состоит их 8 серий и включает 516 картинок на определенные звуки. При анализе слов-картинок можно отметить их тщательный подбор, но количество этих слов для автоматизации недостаточно.
Одним из наиболее красочных и картинных пособий являются книги Н.И. Соколенко "Посмотри и назови" — дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей (М. - СПб., 1997). Книги содержат специально подобранные картинки, в первой части даны иллюстрации слов со свистящими и шипящими звуками, во второй — с сонорными звуками Р, Рь, Л, Ль. Все оппозиционные звуки из упражнения исключаются: в разделе для свистящих не встречаются шипящие и, наоборот; существует раздел по дифференциации оппозиционных звуков — С и Ш, 3 — Ж, Р — Л. В данном пособии основной акцент сделан на автоматизацию поставленного звука в словах.