Дикие животные, их детеныши.

1. Показывать, называть диких животных наших лесов, детены­шей, части тела (волк, волчица, волчонок; еж, ежиха, ежонок; лиса, лис, лисенок; заяц, зайчиха, зайчонок).

2. Называть жилища диких животных (у медведя — берлога, у волка — логово).

3. Употреблять относительные прилагательные, учитывая прави­ла их согласования с существительными в роде и падеже (Дидактиче­ски игры "Отгадай, чей хвост", "Что перепутал художник?", "Что за­был нарисовать художник?").

4. Рассказывать сказку В. Бирюкова "Волчий хвост" по ролям.

5. Выучить 2-3 загадки о животных.

6. Составлять предложения с числительными и существительны­ми, согласуя их в роде и числе.

У волчицы один волчонок, а в стае много валков, много волчат. У белки в гнезде один бельчонок, а два бельчонка прыгают по веткам.

Транспорт.

1. Называть наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Знать основные части машины (мотор, колеса, кабина, кузов) самолета, корабля.

2. Уметь образовывать относительные прилагательные: из желе­за — железный, из алюминия — алюминиевый.

3. Называть профессии людей на транспорте: водитель, слесарь, контролер: (Сюжетно-ролевые и дидактические игры "Поезд", "Кому что нужно?")

4. Составлять рассказы — описания машины, самолета, корабля по плану: Что это? Какой? Для чего нужен?

5. Выучить 2-3 загадки о видах транспорта.

Мебель.

1. Показывать и называть предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка; и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка.

2. Употреблять относительные прилагательные: деревянный, пла­стмассовый, железный — стол, стул.

3. Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демон­стрировать действия, сюжетные картинки.

4. Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые, дидактические игры "В мебельном магазине", "В гостях у Буратино".)

5. Выучить 2-3 загадки про предметы мебели.

Семья.

1. Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, упот­ребляя притяжательные прилагательные. (Дима — мамин сын и ба­бушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки.)

2. Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами. (Бабушка работает в магазине. Она продает посуду.)

3. Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые игры "Дочки — матери", "Бабушкин день рождения".)

4. Выучить 2-3 загадки или четверостишие о членах семьи.

Третий период обучения.

Посуда.

1. Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: принес чашку — отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл, перемыл и т. д.

2. Образовать притяжательные прилагательные. Бовина чашка, мамина тарелка, папин стакан.

3. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в составе разных типов предложений с предлогами.

Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку. Мамина тарелка большая, а Ванечкина маленькая.

4. Выучить загадки по теме.

Продукты.

1. Активизировать глагольный словарь (приставочные глаголы): принести, отнести, поднести, унести, вынести.

2. Подбирать синонимы и антонимы (имена прилагательные), употреблять притяжательные прилагательные. (Манная каша вкусная, сладкая, ароматная. У Тани каша горячая, а у Вовы холодная. Бовину кашу надо подогреть.

3. Согласовывать числительные с существительными: У Миши 5 конфет. Мама купила 2 булочки и 4 рогалика.

4. Составлять предложения: Нина не ест кашу, потому что она не голодна. Чтобы приготовить борщ, нужно купить мясо и овощи. По­вар налил в кастрюлю много воды, потому что он будет варить суп.

Сад — огород.

1. Уметь образовывать глаголы с помощью приставок (по демон­страции действий, по сюжетным картинкам): наливать, поливать, вы­ливать, переливать овощи и фрукты.

2. Образовывать антонимы "Скажи наоборот": лимон кислый, а банан сладкий. Морковка твердая, а помидор мягкий.

3. Образовывать притяжательные прилагательные. Танин поми­дор зеленый, Бовин помидор красный.

4. Образовывать прилагательные с помощью ласкательных суф­фиксов: желтый — желтенький, красный — красненький.

5, Отвечать на вопросы и составлять предложения типа: Что мама делает из яблок? Из яблок мама варит компот. Мама варит яблочный компот. Из яблок мама варит варенье. Мама варит яблочное варенье.

Весна.

1. Называть основные признаки весны: солнце греет жарче; дни становятся длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из теплых стран возвращаются перелетные птицы.

2. Объяснить словосочетания типа: "вить гнезда", "выводить птенцов".

3. Образовывать множественное число имен существительных: дерево — деревья, сук — сучья, пень — пни, корень — коренья.

4. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончи предложение: На высоком дереве гнездо, а на высоких деревьях — ...(гнезда). В маленьком гнезде птенец, а в ма­леньких гнездах — ...(птенцы).

5. Совершенствовать навык составления разных типов предложе­ний с предлогами и союзами. Отвечать полным предложением на во­просы: Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда?

6. Выучить загадки, четверостишия о весенних явлениях природы. Лето.

1. Называть основные признаки лета: жарко греет солнце; дни длинные, а ночи короткие; на деревьях много зеленых листьев; цветут цветы, поспевают ягоды, грибы.

2. Показывать и называть отдельные виды деревьев, грибов, цве­тов, насекомых, уметь образовывать от существительных единствен­ного числа существительные множественного числа, уменьшитель­ные формы имен существительных.

3. Образовывать существительные с помощью приставок: под бе­резой — подберезовик, под осиной — ...; путем сложения основ су­ществительных, глаголов, прилагательных: вода падает — водопад, светлый, зеленый — светло-зеленый, пчел разводит — пчеловод.

4. Употреблять разные типы предложений с предлогами и союза­ми. (Дети пошли купаться, потому что было жарко. В воде дети пла­вали, ныряли, доставали со дна ракушки.)

5. Выучить загадки о явлениях природы, играх и забавах детей летом.

Сезонная одежда — обувь.

1. Называть существительные, обозначающие профессии: швея, сапожник, продавец, чистильщик, гладильщик; и инструменты, необ­ходимые для работы: иголка, линейка, шило. Использовать настольно-печатные пособия, проводить сюжетно-ролевые игры.

2. Подбирать слова — синонимы и антонимы, согласовывая их в роде, числе, падеже.

Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала. В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая. В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, пла­щевая.

3. Согласовывать числительные с существительными в роде, чис­ле, падеже: 2 сапога, 5 шапок, 7 маек.

4. Составлять предложения со зрительной опорой на предметные картинки. Объединять предложения в короткий рассказ.

Мама купила Томе новый комбинезон. Томе комбинезон очень понравился, потому что он был красивый и удобный. Тома надела комбинезон и вышла на улицу, чтобы показать его подругам.

Наши рекомендации