К теме 6. Сознание и самосознание
Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о влиянии которых человек не дает себе отчета Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль
В область бессознательного входят:
- психические явления, возникающие во сне (сновидения),
- ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями,
- движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые,
- некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели
- подпороговое восприятие, которое не осознается в силу большого объема информации.
К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления в психике больного человека:
- бред, галлюцинации и т.д.
- неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.
Измененные состояния сознания - бесконечное множество состояний сознания человека, отличающихся от нормального состояния бодрствования, которые возникают при воздействии на личность человека
различных факторов:
-стрессовых ситуаций
-гипнотического воздействия
- практически полного отсутствия впечатлений или длительной изоляции;
- алкоголя или наркотиков;
- интоксикации во время болезни (галлюцинации на фоне высокой температуры и др.);
- избыточная вентиляция легких или, напротив, длительная задержка дыхания;
- острые невротические и психотические заболевания.
Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности.
Критерии самосознания:
-выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
-осознание своей активности: «Я управляю собой»;
-осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть и мое качество»);
-моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Самооценка — один из важнейших структурных компонентов самосознания (Я-концепции) личности.Основная функция самооценки в психической жизни состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
К теме 7. Психологическая теория личности
Индивид
Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу.
Личность -В психологии используется в двух значениях:
-Любой человек, обладающий сознанием.
-Личность — человек, обладающий таким уровнем психики, который делет его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Индивидуальность
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.
Общее и особенное в психике человека.Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера
Детство— период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает:
-младенчество (от рождения до 1 года),
-раннее детство (1-3 года),
-дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет)
-младший школьный возраст (6—11 лет).
Юность – период завершения общего физического и полового созревания организма, достижения физической зрелости.
Молодость ― ранняя взрослость ― это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого.
Зрелость – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется постепенным и, как правило, неравномерным процессом ухудшения здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
Биологическая теория личности.Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.
Теория социализация личности ―в соответствии с этим подходом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта.
Социализация – процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и навыками, основными моделями поведения.
Психоаналитическая теория личности.Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ).
Бихевиоризм и развитие личности.В бихевиористской теории личности разрабатываются два направления:
-Рефлекторное направление разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером.
-Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
Индивидуальная психология - целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:
-Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:
1. из-за дефекта того или иного органа;
2. чрезмерной опеке родителей;
3. отвержение со стороны родителей.
- стремление к превосходству
-Стиль жизни
-Творческое «Я»
-Общественный интерес
-Фиктивный финализм
Гуманистическая теория личности.В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное.