К теме 1. Введение в психологию
К теме 1. Введение в психологию
Психологическое знание.Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:
- житейская психология,
- научная психология,
- практическая психология,
- искусство,
- иррациональная психология.
Психические явления - это факты внутреннего субъективного опыта, к которым относят разнообразные проявления психической жизни человека
Все психические процессы подразделяются на:
познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение
эмоциональные – активные и пассивные переживания
волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т.д.
Объект психологии –психика
Предмет психологии – изучение закономерностей становления, функционирования и развития психики.
Психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии
Психология как экспериментальная наука - начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории
Методы исследования в психологии -основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, опросные методы, эксперимент и тестирование.
Наблюдение
Опросные методы
Эксперимент
Тестирование
Место психологии в системе наук.Современная психология выступает как признанная самостоятельная наука и занимает в ряду наук промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.
Основные отрасли психологии.Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, для которой характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли. Нередко эти отрасли весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.
К теме 2. Исторический путь развития психологии
Этапы развития психологии:
I этап - психология как наука о душе.
II этап – психология как наука о сознании.
III этап – вторая половина Х1Х – начало ХХ века.
IV этап – современный.
Основные научные школы и направления в психологии
Бихевиоризм - отрицание сознания как предмет психологии
Необихевиоризм - предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды.
Гештальтпсихология - изучения психики с точки зрения целостных структур
Гуманистическая психология - проблемы целостности личности, ее развитие.
Когнитивная психология - анализ различных аспектов мыслительной деятельности индивида.
Российская психология.Российская психологическая школа, хотя и развивалась в логике общемировой психологической науки, всегда имела самобытный характер.
К теме 3. Природные и социальные начала психики
Развитие психики в процессе филогенеза.Развитие психики в филогенезе (в процессе эволюции) проходит ряд этапов.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.
Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики:
- Отражающая функция психики помогает человеку в построении собственной модели мира.
- Регулятивная функция психики проявляется в поведении и деятельности человека.
- Коммуникативная функция психики формируется в процессе общения.
Структура психики -Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психика и организм.
Особенности биохимических процессов, происходящих в организме, также непосредственно влияют на психологическую деятельность человека.
Мозг и психика.
Согласно современным представлениям психика является свойством головного мозга и нервной системы. Высшая нервная деятельность.
К теме 5. Эмоции и чувства
Эмоции– особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.
Функции эмоций:
-Мотивационно-регулирующая функция
-Коммуникативная функция
-Сигнальная функция.
Настроение– эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Аффект– сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание
Чувства(англ. sentiments) – устойчивые длительные эмоциональные отношениячеловека к другим людям, к явлениям действительности, Страсть — сильное, доминирующее над другими чувствами человека психическое явление, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти
Стресс ― в переводе с английского стресс– это давление, напряжение, нажим, а дистресс– это горе, несчастье, недомогание, нужда.
Фрустрация. К понятию стресса близко понятие фрустрации, понимаемое как состояниенапряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с помехами и препятствиями, либо он сам себе выстраивает систему препятствий, которые мешают удовлетворению значимой потребности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Понятие «психологической защиты» впервые ввел в научный обиход Зигмунд Фрейд в 1894 году. Дочь Фрейда — Анна Фрейд — продолжила изучение защитных механизмов. Она составила каталог защит:
-Отрицание
-Примитивное отрицание
-Вытеснение
-Рационализация
-Проекция
-Идентификация
-Отчуждение
-Замещение
-Сновидение
-Сублимация
Индивид
Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу.
Личность -В психологии используется в двух значениях:
-Любой человек, обладающий сознанием.
-Личность — человек, обладающий таким уровнем психики, который делет его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Индивидуальность
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.
Общее и особенное в психике человека.Различие людей между собой многопланово: это различие убеждений и интересов, знаний и опыта, способностей и умений, темперамента и характера
Детство— период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Этот период включает:
-младенчество (от рождения до 1 года),
-раннее детство (1-3 года),
-дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет)
-младший школьный возраст (6—11 лет).
Юность – период завершения общего физического и полового созревания организма, достижения физической зрелости.
Молодость ― ранняя взрослость ― это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого.
Зрелость – самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется постепенным и, как правило, неравномерным процессом ухудшения здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
Биологическая теория личности.Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности.
Теория социализация личности ―в соответствии с этим подходом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта.
Социализация – процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и навыками, основными моделями поведения.
Психоаналитическая теория личности.Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ).
Бихевиоризм и развитие личности.В бихевиористской теории личности разрабатываются два направления:
-Рефлекторное направление разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером.
-Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
Индивидуальная психология - целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:
-Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:
1. из-за дефекта того или иного органа;
2. чрезмерной опеке родителей;
3. отвержение со стороны родителей.
- стремление к превосходству
-Стиль жизни
-Творческое «Я»
-Общественный интерес
-Фиктивный финализм
Гуманистическая теория личности.В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное.
Принципы воспитания.
-Воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности.
-Процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры
-Активная развивающая самостоятельная деятельность детей.
-Взаимосвязь воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника
-Обязательное пребывание в коллективе в процессе воспитания
-Выделение положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них.
-Необходимость сочетания активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога
Составные части воспитания.
-Умственное воспитание
- Физическое воспитание
-Трудовое воспитание
- Нравственное воспитание
-Эстетическое воспитание
-Идейно-политическое воспитание
-Экономическое воспитание
-Экологическое воспитание
-Правовое воспитание
Методы воспитания.
-Традиционные
-Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
-Неформальные
-Тренингово-игровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
-Рефлексивные
Семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Социализация ― процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, в том числе в систему социальных ролей, прав и обязанностей.
К теме 1. Введение в психологию
Психологическое знание.Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:
- житейская психология,
- научная психология,
- практическая психология,
- искусство,
- иррациональная психология.
Психические явления - это факты внутреннего субъективного опыта, к которым относят разнообразные проявления психической жизни человека
Все психические процессы подразделяются на:
познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение
эмоциональные – активные и пассивные переживания
волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т.д.
Объект психологии –психика
Предмет психологии – изучение закономерностей становления, функционирования и развития психики.
Психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии
Психология как экспериментальная наука - начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории
Методы исследования в психологии -основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, опросные методы, эксперимент и тестирование.
Наблюдение
Опросные методы
Эксперимент
Тестирование
Место психологии в системе наук.Современная психология выступает как признанная самостоятельная наука и занимает в ряду наук промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей.
Основные отрасли психологии.Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, для которой характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли. Нередко эти отрасли весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.