Пропуск элементов или замена элементов.

Вопросы и задания к теме

*1. Составьте подробный план каждого раздела.

2. Перечислите методы обучения письму.

3. Назовите основные свойства современного шрифта.

4.Назовите основную цель обучения письму.

5.Сформулируйте задачи обучения письму.

6.Перечислите общедидактические принципы обучения письму.

7.Перечислите частнометодические принципы.

8.На чем основано письмо как речевое действие?

9.В чем заключается сознательный характер письма?

10.Как связано письмо с чтением?

11.Назовите этапы формирования графического навыка.

12.Перечислите гигиенические условия выработки навыка письма.

13.Перечислите методические приемы обучения письму.

14.Назовите этапы урока письма.

15.Сформулируйте требования к урокам в 1 классе.

16.Какие орфографические учения формируются в период обучения грамоте?

17.Что является основой орфографической пропедевтики в период обучения грамоте?

18.На чем основывается выбор методических приемов для работы на уроках письма?

19.Перечислите приемы письма.

20.Опишите методику использования каждого из приемов обучения письму.

21. Объясните термины и понятия:

выборочное списывание письмо под диктовку

графический навык письмо по памяти

двигательный навык полное списывание

зрительный диктант послоговое списывание

каллиграфия предупредительное

морфологический принцип списывание

объяснительное списывание проговаривание

орфографический навык пропись

орфографическое прочтение семантическая основа

орфография списывание

письменная речь фонетическая основа

письмо на слух

22. Составьте логическую цепочку из 5-10 понятий, связанных между собой.

**1. Раскройте суть каждого метода обучения письму.

2.Раскройте суть каждого общедидактического принципа.

3.Раскройте суть каждого частнометодического принципа обучения письму.

4.Опишите методику применения каждого из приемов обучения письму.

5.Проведите тремя способами анализ формы письменных букв: В, в, Ш, ш, Н, н.

6.Проведите тактирование письменных букв: Г, г, Д, д, О, о, К, к, Ж, ж, З, з.

7.Проанализируйте требования к урокам с точки зрения задач и принципов обучения письму.

8.Выпишите и объясните специальные термины и понятия, содержащиеся в теме.

***1. Найдите в прописи упражнения, основанные на различных методах обучения письму.

2.Найдите в прописи упражнения, с помощью которых решаются различные задачи обучения письму.

3.В чем противоречие между принципами посильности и параллельного обучения письму и чтению?

4.Найдите в прописи задания, которые реализуют различные принципы обучения письму.

5.Сравните копировальный прием и письмо по образцу (воображаемое письмо и «расчерки» Карстера).

6.Найдите в прописи задания, которые реализуют различные принципы обучения письму.

7.Спланируйте работу над буквой, используя все возможные приемы обучения: П, п, Б, б, Е, е, М, м, Р, р, Т, т, Ф, ф, Х, х, Я, я.

8.Дайте анализ конспекта урока письма с точки зрения требований к уроку ( см. Дидактический материал).

9.Спланируйте урок письма с учетом требований к процессу обучения письму в 1 классе.

10.Перечислите термины и понятия, которыми вы воспользуетесь при ответе по теме:

1) Методы обучения письму.

2) Приемы обучения письму.

3) Формирования графического навыка.

4) Орфографическая пропедевтика на уроках обучения письму.

Дополнительная литература

1. Желтовская Л. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников, М.: Просвещение, 1986.

2. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе: Учеб. Пособие для слушателей ФПК. М.: Просвещение, 1988.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ В 1 КЛАССЕ

Задания

1. Определите место данных уроков в системе обучения письму (ступень основного периода).

2. Проанализируйте уроки с точки зрения выполнения требований к уроку данной ступени обучения.

Урок на тему «Письмо строчной и заглавной букв ши Ш»

По программе I- III

(Пропись)

1 . На доске напечатаны слова мел, угол, рис. Проводится игра: как превратить слово мел в мелкое место, слово угол в топливо, слово рис в зверя? Слова – отгадки мель, уголь, рысь составляются на наборном полотне и списываются.

2.Проводится объяснительный диктант: слова конь, лось, окунь без предварительного объяснения записываются под диктовку, а затем объясняется их написание.

3. Сравниваются печатная и письменная строчные буквы ш.Учитель показывает образец написания, ученики пишут в прописи букву ш и слоги-слияния.

4. Слово школа составляется из разрезной азбуки и преобразуется в слово школьник, которое записывается в прописи.

5. Сравниваются печатная и письменная заглавные буквы Ш. После показа и объяснения ученики пишут ее в прописи.

6. Учитель произносит слово шарик и просит учеников объяснить его значение. (Маленький шар.)

- Когда еще употребляется это слово? (Кличка собаки.)

Выясняется различие в написании двух слов, данных в прописи: шарик и Шарик.

Ученики устно составляют предложения с каждым из этих слов и пишут слова в прописи.

7. В прописи прочитывается незаконченное предложение, определяется, кким одним словом можно заменить вопрос, написанный в скобках (дети, ученики, школьники). Одним из этих слов ученики и заканчивают предложение в прописи.

8. Прочитывается восклицательное предложение в прописи, детально разбирается, и ученики записывают его с проговариванием.

9. В конце урока учащиеся упражняются в написании заглавных и строчных букв, имеющих сходство в начертании: Ш ш, Ч ч, У у.

Урок на тему «Строчная буква в»

По программе I- IV

(Пропись)

1. Рисование узора «Цветы на лугу».

2. Сравнение письменных и печатных букв В, в.

3. Графический анализ письменной строчной буквы в в сравнении с другими буквами (а, о, у).

4. Показ способов написания строчной буквы в и объяснение:

-Начинаем писать букву с середины рабочей строки.

-Ведем линию вверх, делаем петлю, пересекаем верхнюю линейку и пишем овал.

5. Письмо буквы по образцу, данному в прописи. Дети обводят образец, осваивая способ соединения буквы в с другими, затем пишут букву самостоятельно.

6. Письмо слога ва(нижнее соединение)

7. Письмо слова трава.Слово анализируется, соотносится со схемой, составляется из разрезной азбуки и прочитывается. Схема закрашивается. Учитель показывает, как надо записать слово, как надо соединить буквы. Дети пишут это слово в прописи по образцу, проговаривая (обращается внимание на написание первого слога).

8. Письмо слога вы ( среднее соединение).

9. Анализ и запись слова коровы проводятся по аналогии с работой над словом трава.

10. Письмо предложений. Предложения прочитываются в прописи, соотносятся с начерченными на доске схемами и списываются. Записанные предложения прочитываются учениками. Замеченные ошибки исправляются.

11. Упражнения в письме строчной буквы в.

Наши рекомендации