Лекция. Методика первоначального обучения письму.
Лекция. Методика первоначального обучения письму.
План:
1. Из истории обучения письму.
2. Методы обучения письму.
3. Цели и задачи обучения письму.
4. Принципы обучения письму.
5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.
6. Методические приемы обучения письму.
7. Требования к уроку письма в 1 классе.
8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.
9. Типичные графические ошибки.
Из истории обучения письму.
Развитие методики чистописания связано с историей письменности.
В XIX веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Ученики по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения.
До середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению.
С конца XIX века вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная мебель.
Вплоть до начала 70-х гг. XX века в русской начальной школе приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма.
Очень важное свойство письма -безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т). В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов.
Методы обучения письму.
Методы обучения письму:
1. Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом.
2. Линейный метод. В его основе лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв.
3. Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные.
4. Ритмический (тактический) метод — это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
5. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки.
Цели и задачи обучения письму.
Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом.
Основная цель этой работы – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как
- ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
- обучение ориентировке на страницу прописей и тетради; - ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
- обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты;
- обучение связному, ритмичному и скорому письму;
- предупреждение искажения при написании букв;
- исправление индивидуальных недостатков почерка у учеников.
В период обучения письму решаются следующие задачи.
1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, поддерживаться строки, соблюдать поля.
2. Научить осмыслять слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки.
3. Сформировать чёткие образы графического изображения письменных букв.
4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой.
5. Научить записывать слова и предложения из 3-4 слов после звукобуквенного анализа.
6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.
7. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Принципы обучения письму.
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.
Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т. д.
Специфически принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
Требования к уроку письма в 1 классе.
Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма. Урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения.
Урок обучения письму проводится по следующей схеме.
Схема урока письма
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.
2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.
4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.
5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).
7. Письмо соединений (слогов).
8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.
9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.
10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.
Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.
Нарушение наклона.
Нарушение пропорций.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Задания
1. Определите место данных уроков в системе обучения письму (ступень основного периода).
2. Проанализируйте уроки с точки зрения выполнения требований к уроку данной ступени обучения.
Урок на тему «Письмо строчной и заглавной букв ши Ш»
По программе I- III
(Пропись)
1 . На доске напечатаны слова мел, угол, рис. Проводится игра: как превратить слово мел в мелкое место, слово угол в топливо, слово рис в зверя? Слова – отгадки мель, уголь, рысь составляются на наборном полотне и списываются.
2.Проводится объяснительный диктант: слова конь, лось, окунь без предварительного объяснения записываются под диктовку, а затем объясняется их написание.
3. Сравниваются печатная и письменная строчные буквы ш.Учитель показывает образец написания, ученики пишут в прописи букву ш и слоги-слияния.
4. Слово школа составляется из разрезной азбуки и преобразуется в слово школьник, которое записывается в прописи.
5. Сравниваются печатная и письменная заглавные буквы Ш. После показа и объяснения ученики пишут ее в прописи.
6. Учитель произносит слово шарик и просит учеников объяснить его значение. (Маленький шар.)
- Когда еще употребляется это слово? (Кличка собаки.)
Выясняется различие в написании двух слов, данных в прописи: шарик и Шарик.
Ученики устно составляют предложения с каждым из этих слов и пишут слова в прописи.
7. В прописи прочитывается незаконченное предложение, определяется, кким одним словом можно заменить вопрос, написанный в скобках (дети, ученики, школьники). Одним из этих слов ученики и заканчивают предложение в прописи.
8. Прочитывается восклицательное предложение в прописи, детально разбирается, и ученики записывают его с проговариванием.
9. В конце урока учащиеся упражняются в написании заглавных и строчных букв, имеющих сходство в начертании: Ш ш, Ч ч, У у.
Урок на тему «Строчная буква в»
По программе I- IV
(Пропись)
1. Рисование узора «Цветы на лугу».
2. Сравнение письменных и печатных букв В, в.
3. Графический анализ письменной строчной буквы в в сравнении с другими буквами (а, о, у).
4. Показ способов написания строчной буквы в и объяснение:
-Начинаем писать букву с середины рабочей строки.
-Ведем линию вверх, делаем петлю, пересекаем верхнюю линейку и пишем овал.
5. Письмо буквы по образцу, данному в прописи. Дети обводят образец, осваивая способ соединения буквы в с другими, затем пишут букву самостоятельно.
6. Письмо слога ва(нижнее соединение)
7. Письмо слова трава.Слово анализируется, соотносится со схемой, составляется из разрезной азбуки и прочитывается. Схема закрашивается. Учитель показывает, как надо записать слово, как надо соединить буквы. Дети пишут это слово в прописи по образцу, проговаривая (обращается внимание на написание первого слога).
8. Письмо слога вы ( среднее соединение).
9. Анализ и запись слова коровы проводятся по аналогии с работой над словом трава.
10. Письмо предложений. Предложения прочитываются в прописи, соотносятся с начерченными на доске схемами и списываются. Записанные предложения прочитываются учениками. Замеченные ошибки исправляются.
11. Упражнения в письме строчной буквы в.
Лекция. Методика первоначального обучения письму.
План:
1. Из истории обучения письму.
2. Методы обучения письму.
3. Цели и задачи обучения письму.
4. Принципы обучения письму.
5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.
6. Методические приемы обучения письму.
7. Требования к уроку письма в 1 классе.
8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.
9. Типичные графические ошибки.
Из истории обучения письму.
Развитие методики чистописания связано с историей письменности.
В XIX веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Ученики по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения.
До середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению.
С конца XIX века вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная мебель.
Вплоть до начала 70-х гг. XX века в русской начальной школе приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма.
Очень важное свойство письма -безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т). В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов.
Методы обучения письму.
Методы обучения письму:
1. Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом.
2. Линейный метод. В его основе лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв.
3. Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные.
4. Ритмический (тактический) метод — это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
5. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки.