Лекция. Методика первоначального обучения письму.

Лекция. Методика первоначального обучения письму.

План:

1. Из истории обучения письму.

2. Методы обучения письму.

3. Цели и задачи обучения письму.

4. Принципы обучения письму.

5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

6. Методические приемы обучения письму.

7. Требования к уроку письма в 1 классе.

8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.

9. Типичные графические ошибки.

Из истории обучения письму.

Развитие методики чистописания связано с историей письменности.

В XIX веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Ученики по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения.

До середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению.

С конца XIX века вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная мебель.

Вплоть до начала 70-х гг. XX века в русской начальной школе приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма.

Очень важное свойство письма -безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т). В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов.

Методы обучения письму.

Методы обучения письму:

1. Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом.

2. Линейный метод. В его основе лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв.

3. Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные.

4. Ритмический (тактический) метод — это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

5. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки.

Цели и задачи обучения письму.

Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом.

Основная цель этой работы – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как

- ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;

- обучение ориентировке на страницу прописей и тетради; - ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

- обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты;

- обучение связному, ритмичному и скорому письму;

- предупреждение искажения при написании букв;

- исправление индивидуальных недостатков почерка у учеников.

В период обучения письму решаются следующие задачи.

1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, поддерживаться строки, соблюдать поля.

2. Научить осмыслять слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки.

3. Сформировать чёткие образы графического изображения письменных букв.

4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Прописи», соединять буквы между собой.

5. Научить записывать слова и предложения из 3-4 слов после звукобуквенного анализа.

6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением.

7. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.

Принципы обучения письму.

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.

Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.

Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности.

Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т. д.

Специфически принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.

Требования к уроку письма в 1 классе.

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма. Урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

Схема урока письма

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; зна­комство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зри­тельных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ дви­гательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по об­разцу.

6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.

10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упраж­нения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.

Нарушение наклона.

Нарушение пропорций.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задания

1. Определите место данных уроков в системе обучения письму (ступень основного периода).

2. Проанализируйте уроки с точки зрения выполнения требований к уроку данной ступени обучения.

Урок на тему «Письмо строчной и заглавной букв ши Ш»

По программе I- III

(Пропись)

1 . На доске напечатаны слова мел, угол, рис. Проводится игра: как превратить слово мел в мелкое место, слово угол в топливо, слово рис в зверя? Слова – отгадки мель, уголь, рысь составляются на наборном полотне и списываются.

2.Проводится объяснительный диктант: слова конь, лось, окунь без предварительного объяснения записываются под диктовку, а затем объясняется их написание.

3. Сравниваются печатная и письменная строчные буквы ш.Учитель показывает образец написания, ученики пишут в прописи букву ш и слоги-слияния.

4. Слово школа составляется из разрезной азбуки и преобразуется в слово школьник, которое записывается в прописи.

5. Сравниваются печатная и письменная заглавные буквы Ш. После показа и объяснения ученики пишут ее в прописи.

6. Учитель произносит слово шарик и просит учеников объяснить его значение. (Маленький шар.)

- Когда еще употребляется это слово? (Кличка собаки.)

Выясняется различие в написании двух слов, данных в прописи: шарик и Шарик.

Ученики устно составляют предложения с каждым из этих слов и пишут слова в прописи.

7. В прописи прочитывается незаконченное предложение, определяется, кким одним словом можно заменить вопрос, написанный в скобках (дети, ученики, школьники). Одним из этих слов ученики и заканчивают предложение в прописи.

8. Прочитывается восклицательное предложение в прописи, детально разбирается, и ученики записывают его с проговариванием.

9. В конце урока учащиеся упражняются в написании заглавных и строчных букв, имеющих сходство в начертании: Ш ш, Ч ч, У у.

Урок на тему «Строчная буква в»

По программе I- IV

(Пропись)

1. Рисование узора «Цветы на лугу».

2. Сравнение письменных и печатных букв В, в.

3. Графический анализ письменной строчной буквы в в сравнении с другими буквами (а, о, у).

4. Показ способов написания строчной буквы в и объяснение:

-Начинаем писать букву с середины рабочей строки.

-Ведем линию вверх, делаем петлю, пересекаем верхнюю линейку и пишем овал.

5. Письмо буквы по образцу, данному в прописи. Дети обводят образец, осваивая способ соединения буквы в с другими, затем пишут букву самостоятельно.

6. Письмо слога ва(нижнее соединение)

7. Письмо слова трава.Слово анализируется, соотносится со схемой, составляется из разрезной азбуки и прочитывается. Схема закрашивается. Учитель показывает, как надо записать слово, как надо соединить буквы. Дети пишут это слово в прописи по образцу, проговаривая (обращается внимание на написание первого слога).

8. Письмо слога вы ( среднее соединение).

9. Анализ и запись слова коровы проводятся по аналогии с работой над словом трава.

10. Письмо предложений. Предложения прочитываются в прописи, соотносятся с начерченными на доске схемами и списываются. Записанные предложения прочитываются учениками. Замеченные ошибки исправляются.

11. Упражнения в письме строчной буквы в.

Лекция. Методика первоначального обучения письму.

План:

1. Из истории обучения письму.

2. Методы обучения письму.

3. Цели и задачи обучения письму.

4. Принципы обучения письму.

5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

6. Методические приемы обучения письму.

7. Требования к уроку письма в 1 классе.

8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.

9. Типичные графические ошибки.

Из истории обучения письму.

Развитие методики чистописания связано с историей письменности.

В XIX веке обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Ученики по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения.

До середины XIX века обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению.

С конца XIX века вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная мебель.

Вплоть до начала 70-х гг. XX века в русской начальной школе приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма.

Очень важное свойство письма -безотрывность. Этому способствует, во-первых, почти полное отсутствие надстрочных знаков (кроме букв й и ё). Во-вторых, почти все буквы таковы, что при их начертании руку отрывать от бумаги не приходится (исключение составляют буквы х, э, заглавные Б, Г, П, Р, Т). В-третьих, новые шрифты специально разрабатывались в расчете на безотрывное соединение всех букв, т.е. на единое написание слогов и слов.

Методы обучения письму.

Методы обучения письму:

1. Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом.

2. Линейный метод. В его основе лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины букв.

3. Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные.

4. Ритмический (тактический) метод — это письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

5. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки.

Наши рекомендации