Использование творческого списывания.
В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.
Во-первых, внутри учебной деятельности самостоятельной письменной речи отводится особое структурное место и функциональное значение (в возрасте шести-семи лет у детей начинают формироваться навыки письменной речи).
Во-вторых, развитие самостоятельной письменной речи совершенствует мыслительную деятельность, устную речь, память, внимание, воображение, волю, эмоциональную сферу младшего школьника.
Письменная речь регулируется рядом психических функций (память, внимание, функция контроля и оценки), которые способствуют развитию личности и определяют уровень ее развития.
В-третьих, самостоятельная письменная речь позволяет младшему школьнику обратиться к своему внутреннему миру, который отражается в его письменных работах. В самостоятельной письменной речи учащихся формируется способность выражать свои переживания, мысли, чувства, свой духовный мир. Письменная речь является инструментом в постижении школьником своего «Я» и Вселенной.
В-четвертых, процесс и продукт самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет изучить, охарактеризовать школьника не только как субъекта этой деятельности, но и как личность. Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя как личности в процессе образования обладает именно работа по развитию самостоятельной письменной речи.
Известный советский психолог Л.С. Выготский утверждал, что в процессе культурного развития ребенка происходят мощные благодатные изменения в его личности благодаря овладению письменной речевой деятельностью.
Высшим уровнем развития письменной речи учащихся является творческая работа, предполагающая высокую степень активности младших школьников и их познавательной самостоятельности. Цель творческих упражнений — создание своего, нового, оригинального, на основе предложенного учителем или подобранного учащимися материала. Творческое письменное выражение мысли — один из видов речемыслительной деятельности человека, в которой проявляется высшая степень речевой активности. Творческие письменные работы оживляют уроки, увлекают самих учеников мыслеречевой деятельностью, нередко вносят элемент соревнования. Наиболее эффективным методом включения школьников в творческую деятельность на уроке является самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение различных текстовых упражнений под руководством учителя, но без его непосредственного участия. При этом методе работы учитель ставит вопросы, направляет деятельность учащихся, предлагает исходный материал, на основе которого школьники создают творческую работу. Учащиеся анализируют материал, формулируют задание, с учетом которого выполняют упражнение, самостоятельно контролируют и оценивают работу.
Уроки в начальной школе достигают своей цели, когда ученики становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности, когда они оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, находятся в атмосфере творческого поиска. На уроках русского языка школьникам всегда интересно выполнять задания на основе исторических фактов, природных явлений, фольклорного материала. При этом у учащихся формируются и лингвистические знания, умения и навыки и одновременно вырабатываются и совершенствуются их интеллектуальные качества: мышление, внимание, память и речь. Использование исторического, развлекательного и фольклорного материала на уроках русского языка расширяет кругозор и общую осведомленность учащихся об окружающем мире, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.
Грамматические задания условно можно подразделить на две большие группы: морфологические и синтаксические. Морфологические задания связываются с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой- либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д. Среди них можно выделить:
1) списывание с подчеркиванием определенных форм (имена существительные в именительном падеже подчеркнуть прямой чертой, в винительном – волнистой линией: Юра заболел. Мальчика уложили в постель);
2) списывание, сопряженное с тем или иным обозначением принадлежности слова к общим или частным грамматическим категориям; возможны условные, например, буквенные обозначения (вверху над глаголами цифрой обозначить их спряжение: Мороз сковал реку льдом, но не мог проморозить воду реки до дна);
3) списывание с перегруппировкой материала по названному признаку (из текста выписать сначала имена существительные, затем имена прилагательные, наконец, глаголы: Стояли пасмурные дни. С деревьев падали последние листья. Красные гроздья рябины пылали среди леса. Перелетные птицы покинули родные места);
4) списывание с заменой одних слов другими (при списывании выделенные имена существительные заменить соответствующими местоимениями, например: Охотник выследил лису. На другой день охотник убил лису). В этом плане возможны упражнения разной степени трудности, в зависимости от того, дается ли детям образец, требуется ли от них постановка вопросов или постановка слов-указателей.
Синтаксические задания имеют целью научить детей соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, строить предложения из предлагаемого словесного материала (работа над деформированными текстами), отвечать на поставленные вопросы (с использованием слов для справок и без них).
Обычно упражнения с грамматическими заданиями предшествуют по времени работам с заданиями орфографическими. Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования.