Развитие активной речи детей третьего года жизни
Развитие активной речи детей интенсивно происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия [21, с. 5].
Детям для развития речи необходимо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержание его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей [29, с. 14].
В разработке методики, развития речи детей третьего года жизни, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и другие.
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова. На втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь). На третьем году — понимание, активная речь (словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции, предложения) [28].
В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются и такие, которые играют большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитие ребенка. К ним относятся: начало развития понимания слов взрослого в конце первого — начале второго полугодия первого года жизни, овладение активным словарем в последней четверти первого года, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни. [25, с. 24]
По мнению педагога Н. М Аксариной процесс развития речи на протяжении первых трех лет жизни, как показывают исследования, является сложнейшим периодом. Н. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина изучили ход развития речи на протяжении первых трех лет и разработали основные показатели развития речи, которые приведены ниже [4, с. 374- 379].
Таблица 1- Показатели развития речи
Возраст | Понимание | Активная речь | |||
способность подражать звукам и словам | объем словаря | грамматический строй | пользование речью | ||
К 1 году | Понимает без помощи жестов названия несколько заученных имен окружающих, названия предметов и действий (мама, киса) | Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звук-ниям. | Произносит несколько слов (около 10) осмысленно (ка – каша; ав – ав – собака) | - | Много эмоционально лепечет будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен. |
К 2 годам | Понимает смысл целых предложений - высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребенка. | Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы | Запас употребляемых слов быстро растет – до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными | Начинает употреблять простые 4-5ти словные предложения. Появляются в словах грамматические изменения. | Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание передаются словами, |
Продолжение таблицы 1
и появляются прилагательные, местоимения. | много говорит во время игры. Речь эмоционально выразительна. | ||||
К 3 годам | Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. | Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, сказки и песни. | В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь быстро увеличивается - к 3-м годам количество слов 1200 – 1500 и появляются вопросы: зачем? когда? | Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматический строй ещё не всегда бывает правильным. | Рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывистыми. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам и без них). |
Исходя, из данной таблицы можно сделать вывод, что третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками.
В раннем детстве развитие речи разделяется на два периода: первый — подготовительный, второй — оформление самостоятельной речи.
Подготовительный период имеет огромное значение в последующем развитии детской речи. В этом периоде закладывается основа, на которой в дальнейшем будет строиться речь ребенка, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, речедвигательный (артикуляционный) аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения [21; 4].
В «Программе воспитания в детском саду» к периоду раннего возраста отнесены группы детей 1-го и 2-го года жизни. В данном разделе книги основное внимание уделено задачам и методике развития речи детей этого возраста. Вместе с тем мы сочли целесообразным остановиться на вопросах развития речи детей-3-го года жизни, поскольку этот период является очень важным в речевом развитии. Для формирования речи огромное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разные предметы, явления. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения. Главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению [29].
Согласно основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы в речевом развитии детей третьего года жизни перед педагогом выделяются следующие задачи:
Формирование словаря: развивать понимание речи и активизировать словарь; учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения; развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы и имитировать действия людей и движения животных; обогащать словарь детей существительными, глаголами и т д; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Грамматический строй речи: учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени и изменять их по лицам, использовать в речи предлоги; упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.
Звуковая культура речи: упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков; упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, несложных фраз.
Связная речь: учить детей отвечать на простые и более сложные вопросы; учить детей повторять несложные фразы во время игр - инсценировок; учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения [7].
У детей на третьем году жизни происходят самые заметные изменения за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малышей в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети третьего года жизни начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения (Волк больше зайчика, он может его съесть). В этом возрасте ребёнок задаёт взрослому массу вопросов: почему? где? зачем? когда? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности [21; 25].
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то "кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи самых маленьких детей-дошкольников, спадает, а умение сознательно придать своей речи выразительность, еще не развито. Речь детей в этот период, становится по большей части маловыразительной". Поэтому, по мнению С.Л.Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить тщательную работу [26, с. 40].
Дети третьего года жизни воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, пытаются установить их свойства, сравнивают, и благодаря всему этому у них развивается речь и мышление. В данном возрасте хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, но дети ещё не владеют достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной [28].
Детям третьего года жизни характерно овладение разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире, потому что они знают свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов. Деятельность ребенка на третьем году становится сложной и разнообразной. Особое место в жизни детей третьего года жизни занимают сюжетные игры. Они становятся более сложными, дети третьего года жизни воспроизводят уже многие действия окружающих, отражая последовательность и взаимосвязь, игры со строительным материалом, появляются элементы ролевой игры. Новым в развитии деятельности детей третьего года жизни является то, что они заранее определяют цель, у детей появляются элементы планирования. Все виды деятельности необходимы, важны для развития активной речи детей третьего года жизни, так как в процессе их происходит общение, взаимодействие [25].
Таким образом, вопросом изучения активной речи детей занимались многие исследователи (П. М. Аксарина, Н. С. Карпинская, Н. Ф. Ладыгина, Е. И. Тихеева, Ф.А.Сохин). Они утверждали, что в каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются и те, которые играют большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитии ребенка. С каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания.