Манифест гуманной педагогики

Манифест гуманной педагогики

Преамбула

25 лет тому назад группа учителей новаторов провозгласила манифест«Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). В последующие годы были опубликованы отчёты встреч учителей новаторов, в которых рассматривались разные аспекты педагогики сотрудничества: «Демократизация личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления» (Москва, 1988 год), «Войдем в новую школу» (Краснодарский край, 1988 год).

Идеи педагогики сотрудничества воодушевлённо восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории.

Мы отдаём должное светлой памяти главного редактора «Учительской газеты» В.Ф.Матвеева, выдающегося педагога-мыслителя С.Л.Соловейчика, которые были вдохновителями этих встреч.

С тех пор жизнь резко преобразилась: изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля.

Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.

Эти причины и мотивы побуждают нас, – приверженцевгуманной педагогики, –

руководителей организаций гуманной педагогики разного уровня,

людей разных национальностей и вероисповеданий,

представителей разных стран,

учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей,

представителей науки, –

провозгласить «Манифест гуманной педагогики».

С этой целью по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили мы собрались в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия).

7 июля 2011 года есть день провозглашения нами

«Манифеста гуманной педагогики».

Воззвание

Мы, – соавторы «Манифеста гуманной педагогики»,–

обращаемся к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения,

обращаемся к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования,

к каждому родителю,

к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей,

к каждому школьнику,

ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты.

Предлагаем «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку.

Призываем вас к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребёнок:

– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,

– развивался духовно и нравственно,

– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,

– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,

– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества.

Для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики нам придётся учитывать и преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире.

Молодёжь отводится

От поиска смысла жизни

Мир стремительно меняется, но меняют его не культура и устремлённость к Свету, а научно-технический прогресс со своей социальной установкой «бери от жизни всё». Многие достижения науки и техники, конечно, обогащают нас, расширяют горизонты человеческого познания. Но наряду с ними есть «достижения» в виде сверхсекретного оружия массового поражения, тотального контроля через всеобщую «чипизацию» и манипулирование сознанием и подсознанием человека и целых сообществ людей.

Утверждается тяга молодёжи к вещам, разжигается страсть к удовольствиям, расшатываются основы семьи, духовные, религиозные и национальные устои народов. Ведётся усиленная пропаганда секса и праздной жизни. Свергаются правительства, ведутся войны и уничтожаются государства.

Как отзвуки духовно-нравственного падения людей следует рассматривать всё учащающиеся, усиливающиеся и устрашающие стихийные бедствия – землетрясения, цунами, наводнения, лесные пожары, эпидемии новых болезней, взрывы атомных электростанций и складов военных припасов, катастрофы самолетов, кораблей и поездов. Разом уничтожаются целые города, гибнут тысячи, сотни тысяч людей.

Эти глобальные сдвиги, которым мы все свидетели, отражаются на мире образования. В разных странах предпринимаются реформы, которые общество воспринимает как антинародные: они неизменно ведут к снижению уровня образованности людей и завышению в них страсти к удовольствиям, материальному благу, обустройству собственной жизни пусть даже в ущерб другим. Такое сообщество людей легко подвергается управлению и манипулированию.

В образовательном процессе молодёжь упорно отводится от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни и предназначения, от понятия служения идеалам, от духовных запросов, от чувства совести, долга, ответственности. Обучающие процессы и их формальные последствия ставятся выше воспитательных. Из образовательного мира вытесняются задачи духовно-нравственного становления молодых людей. Превращаются в пустой звук понятия благородства и великодушия, добра и красоты, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности, родины и общечеловеческих ценностей. Через средства массовой информации, через интернет, через стандартизацию содержания образования, через ложные педагогические предписания молодое поколение готовится для эгоистической жизни, но не ради защиты и развития самой жизни, совершенствования своего духовно-нравственного мира и утверждения общего блага.

Что не от любви к детям,

То от лукавого

Детей надо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр и развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций властей.

Можно ли считать, что внедрение рыночного принципа в образовании, –или, как говорил К.Д.Ушинский, «торгашеского направления, которое из жизни начало проникать в школу», – есть проявление заботы государства о детях?

Можно ли утверждать, что насильственное внедрение в образовательный мир единых государственных экзаменов есть проявление самой преданной любви государства к детям?

Можно ли верить, что введение ювенальной юстиции, которая под видом защиты прав детей уже лишила сотни тысяч из них счастья иметь семью и любить родителей, есть утверждение любви и заботы государства о детях?

Что сказать о введении в школах службы так называемых омбудсменов, об их безапелляционных разбирательствах и поощрениях доносов учеников и учителей друг на друга, – это тоже от любви к детям?

Подобные меры есть грубые попытки регулировать в образовательном пространстве нравственность не силою воспитания, а «ювенальными» законами, разрушающими всякое воспитание. Но мы ведь знаем, что ни одна статья всех законов уголовного, гражданского, административного права, тем более ювенальной юстиции, не может быть справедливее, сильнее и выше закона нравственности и совести.

Если в мире образования что-либо делается не из любви к детям, чуткой к ним заботливости, всё будет ложью, порождающей зло, всё будет от лукавого.

Вот и происходят беды.

Никогда не было такого страшного количества детей-бомжей, детей беспризорных, детей брошенных, детей правонарушителей, – а теперь есть.

Никогда не было такого ужасающего количества детских суицидов, агрессии взрослых против детей, – а теперь есть.

Никогда не было столько наркоманов, курящих, алкоголиков среди детей и молодёжи, – а теперь есть.

Никогда не допускалась к детям порнография, и не было такого разгула детской проституции, – а теперь есть.

Никогда не было подпольного бизнеса торговли детьми, – а теперь есть.

Никогда не было молодёжного фашизма, не разжигалась национальная и религиозная вражда среди молодёжи, – а теперь это делается.

Общество и средства массовой информации беспощадно загрязняют речь детей сквернословием, ругательством, грубостью, хамством, раздражительностью, неуважением.

Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа.

Нам только кажется,

Непреодолимы

Мы не можем оставаться в стороне от этой действительности, ломающей судьбы подрастающего поколения и разрушающей образовательный мир, не можем заниматься только одной задачей: вооружением подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками, а точнее, подготовкой школьников к сдаче единых государственных экзаменов, приспособлением их к жизни, привитием им сомнительной «конкурентоспособности».

Детей надо защищать от агрессии среды, от посягательств сил тьмы.

Но как нам это делать?

Силы, видимые и скрытые, с которыми мы сталкиваемся, нам кажутся непреодолимыми.

Но нет: наши возможности более могущественны, чем мощь внешних сил; они заключены в нашем искусстве воспитания, в той мудрости, преданности, терпении и любви, которыми мы наполняем наше отношение к каждому Ребёнку.

Воспитание наше станет мощным, если поймем, что у нас кроме него нет другого оружия против тьмы.

Воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребёнком в Свете и делами Света.

Воспитание станет победным, если оно будет направлено на раскрытие духовных богатств Ребёнка.

Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей.

Надо твердо знать, что в этом служении нет передышки и нельзя ослаблять зоркость.

Инерционный авторитаризм образования

Великий мыслитель В.И.Вернадский писал: «В современной общественной и социальной конструкции человечество в большей степени управляется идеями, которые уже более не соответствуют реальности и выражают состояние ума и научные знания поколений, исчезнувших в прошлом».

Такой отжившей свой век идеей в нашей общественной и социальной конструкции является педагогический авторитаризм.

В мире образования властвует инерционный авторитаризм. Это веками сложившаяся практика воспитания и обучения, основанная на принуждении и насилии, на принципе «кнута и пряника». Он обнаучен в педагогической теории, отражён в учебниках педагогики и методических пособиях. Он признаётся официальной педагогикой, на основе которой разрабатываются: содержание и методы, школьные учебники, уроки и вообще вся образовательная система, в том числе приказы и инструкции органов власти и предпринимаемые ими реформы. Философской основой авторитарного педагогического сознания является материалистическое восприятие мира. Оно и диктует главную задачу: вооружить молодое поколение всего лишь неким формальным набором так называемых «образовательных стандартов». В этом и мыслится суть подготовки молодого поколения к жизни. Но так как считается, что Ребёнок по своей природе противостоит намерениям заботящихся о нём взрослых, то педагогической нормой становится принуждать его подчиняться воле своих воспитателей и учителей.

Авторитарное педагогическое мышление руководит деятельностью подавляющего большинства учителей, воспитателей, методистов, работников образования, школьных психологов, родителей. В силу традиционной устойчивости и повсеместности за авторитарным подходом признаётся очевидность «педагогической истины». Хотя является фактом, что эта «истина» порождает глубокий кризис в образовании, становится источником конфликтов во взаимоотношениях между воспитанниками и их воспитателями, учениками и учителями, детьми и взрослыми. Как выразился психолог Д.И.Фельдштейн: дети рядом с нами, но не внутри нас, мы рядом с ними, но они не впускают нас внутрь себя.

Нам нужно защитить детей не только от насилия внешнего мира, но и от себя тоже, если мы – авторитарно настроенные учителя, воспитатели, родители. Нам необходимо отдалить себя от ложной истины авторитарного подхода к детям.

В авторитарном процессе школьники, конечно, получают некий уровень воспитанности и развитости, многие из них действительно вооружаются прочными знаниями, проявляют талант и могут прославиться. Но в этом ли торжество Истины?

Наши воспитанники и ученики могли бы прожить свои школьные годы, своё детство и юношество куда более радостно и содержательно. Они могли бы стать куда более совершенными гражданами и раскрыли бы наиболее многогранно свою богатую духовную и естественную природу. И это счастье коснулось бы почти всех, если бы их мир образования был пропитан духовным гуманизмом.

Победить себя

Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на преклонный возраст и т.п.

Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера, – трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться. Добавим к сказанному и то обстоятельство, что многие учителя и воспитатели, опасаясь своего начальства, боятся проявить излишнюю активность.

Надо победить страх в себе, надо свершить подвиг – стать героем духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самой собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная. Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет:

– принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе;

– облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим;

– взращивать в себе творящее терпение;

– совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному;

– руководствоваться в решении педагогических задач мудростью;

– тянуться к чтению трудов классиков педагогики.

Только в такой борьбе можно преодолеть, победить в себе всё, что связывает нас с авторитарным мышлением и практикой. В этом процессе восхождения нас будет поощрять всё возрастающая взаимная любовь и доверие к нам наших воспитанников и учеников, всё расширяющаяся духовная общность с каждым из них.

Каждый достигнет возвышения над самим собой, если будем неукоснительно следовать трём заповедям:

Верить в безграничность каждого Ребёнка.

Верить в свою Искру Божию.

Верить в преобразующую силу гуманной педагогики.

Духа и Материи

«Манифест» не может вместить всю гамму гуманной педагогики. Потому мы коснёмся только её основных аспектов, в первую очередь, духовно-философских, а также того, как нам воспринимать Ребёнка.

Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Но расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно измерение – духовность, ядром которой является вера в Божественное начало. Совокупность этих измерений предопределяет системность классического педагогического наследия; измерение духовности наполняет его мудростью и направляет в будущее.

Смыслом духовного измерения для классической педагогики является основы религиозных учений, культура и нравственность. Однако это не делает классические педагогические учения религиозными, они сохраняют ярко выраженную светскую направленность.

Гуманная педагогика в том виде, как мы её предлагаем, есть детище классической педагогики. Она приемлет классическую основу с той оговоркой, что оставляет возможность, чтобы в понятие духовности, кроме других составляющих, можно было закладывать суть того или иного классического мирового религиозного учения. Потому в качестве смысла духовности мы принимаем допущения в трех аксиоматических постулатах:

* Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога.

* Реальность бессмертия человеческого духа

и его устремлённость к вечному совершенствованию.

* Понимание земной жизни как отрезка пути

духовного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений делаем выводы о философском восприятии Ребёнка:

– он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни,

– он есть носитель своего предназначения, своей миссии,

– в нём заключена величайшая энергия духа,

возможность неограниченного духовного совершенствования.

Духовная суть Ребёнка дополняется ведущими качествами его земной психологической природы:

– страсть к развитию,

– страсть к взрослению,

– страсть к познанию,

– страсть к свободе.

Так мы получаем понимание целостной сущности Ребёнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная. Исходя из этого:

рождается новый фундаментальный принцип, гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребёнка, а не только его материальной природе.

Авторитарная педагогика не может принять и реализовать этот принцип, так как ей чуждо измерение духовности.

Для гуманной педагогики принцип сущностносообразности является близким; она располагает условиями, необходимыми для полного его осуществления в образовательном процессе: вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство, великодушие, духовная жизнь.

Духовность, гуманность

И гуманная педагогика

Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила её жизни и деятельности на общее благо.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нём духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своём внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.

Мы не утверждаем, что полностью и с абсолютной точностью раскрыли смыслы Духовности и Гуманности, а также всех остальных слов-понятий, составляющих Педагогическое Созвездие. Углублённый поиск возможных отклонений откроет нам не менее важные грани их содержаний. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить социальную и личностную направленность Человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека.

Между гуманной

И авторитарной педагогиками

Нет золотой середины

Гуманная педагогика не есть наше изобретение, её источником является классическое педагогическое наследие. Понятия «классическое» и «традиционное» порой осмысливаются как идентичные или близкородственные: традиционная педагогика якобы есть жизненное преломление классической педагогики. К сожалению, это вовсе не так. Понятие «традиционная педагогика» («традиционная методика», «традиционная практика») могло бы нести в себе достойное содержание, если бы оно отражало уровень претворения классических идей в исторически сложившихся жизненных условиях. В действительности же мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления и педагогической практики: для традиционной теории и практики определяющей чертой является авторитаризм, для классической же – гуманизм. Это есть диаметрально противоположные подходы к образовательной практике. Хотя следует отметить, что в разных вариациях традиционной педагогики содержится немало ценных обобщений, которые составляют достижение педагогической мысли. Однако различия так глубоки, что поиск золотой середины между традиционной и классической педагогиками не может увенчаться успехом. Приходится только выбирать или ту, или другую форму мышления и образовательной практики.

Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Оно принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа. Классическая педагогика не объявляет себя наукой, а скорее считает себя мерой всех наук, мерой самой жизни, общечеловеческой культурой мышления.

Мэтрами гуманной педагогики являются такие классики, как:

Марк Фабий Квинтилиан,

Ян Амос Коменский,

Жан-Жак Руссо,

Иоганн Генрих Песталоцци,

Константин Дмитриевич Ушинский,

Адольф Дистервег,

Мария Монтессори,

Антон Семёнович Макаренко,

Януш Корчак,

Василий Александрович Сухомлинский…

Вокруг них образуются прекрасные созвездия выдающихся педагогов-мыслителей, которые дальше несут факелы идей гуманизма в образовании.

Духовно-философские основания гуманной педагогики мы черпаем в трудах Конфуция, Лао-Цзы, Сократа, Платона, Аристотеля, Г.Сковороды, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, семьи Рерихов… Опору и вдохновение находим в Святых Писаниях Мировых Религий – Буддизма, Иудаизма, Христианства, Ислама.

Авторитарная педагогика

и гуманная педагогика:

Черты различий

Чтобы облегчить выбор, назовём ещё ряд других различий между авторитарным и гуманным педагогическими подходами.

Авторитарная педагогика строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений.

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…

Авторитарная педагогика консервативна.

Педагогика для детей Света

Мир заговорил о приходе на Землю Нового Поколения Детей. Утверждается, что современные дети особенные. Их предназначение более высокое, чем было предназначение любого другого поколения. Новое Поколение, которое рождается, своим образом жизни и устремлениями будет резко отличаться от образа жизни и устремлений всех тех поколений, которые существуют сейчас на Земле. Различие это будет заключаться в следующем:

Главное для современных поколений – иметь и захватывать.

Что от нас зависит

Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках.

Нам нужно только осознать, что «дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории… на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

Миру нужны преданные сторонники Истины и Добра.

Миру нужны живые, деятельные Светоносцы, борющиеся с невежеством и пороками человечества.

Миру нужны мужественные служители своей миссии, своего долга.

Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству. К сожалению, к власти не всегда приходят люди мудрые и заботящиеся о Вечном. Многие из них, как правило, озабочены не глубинными проблемами образования подрастающего поколения, но мелкими, внешними, политическими вопросами. Власть порой горько ошибается, навязывая образовательному миру свои политические и потому недальновидные решения.

Нам нужно избегать заблуждений в реформах образования, а не поддаваться им, иначе сами станем соучастниками нанесения вреда образованию, а точнее, нанесения вреда судьбе Поколения Детей Света, судьбе каждого Ребёнка и, стало быть, нашей собственной судьбе тоже.

Пора понять, что мы давно уже не солдаты каких-либо партийных генералов.

Если знаем, к чему мы призваны и как велика наша ответственность, то нами будет руководить только наша педагогическая совесть.

Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит – станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов.

В образовательном мире всегда были и есть учителя и воспитатели с богатым духовным миром и высоким нравом, люди устремлённые, преданные, благородные. Они приходят к гуманной педагогической практике по своему внутреннему зову, а ученики и воспитанники влюбляются в них, им хорошо находиться рядом, и успехи в познании и взрослении становятся естественным следствием.

Но многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложным трудом преображения, чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике.

Нам нужно будет:

расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;

взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;

пристраститься к источникам педагогической мудрости;

постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;

взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;

и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое.

Мы, авторы «Манифеста», проходим этот путь, которому, как творчеству, нет и не будет конца. Мы переживаем в себе глубокое удовлетворение каждым достижением. Видим и радуемся, как преуспевают наши ученики и воспитанники, общаясь с нами, как обогащается и расширяется наша личная жизнь, наша деятельность в обществе.

Ваше участие в этом благородном процессе одухотворения образовательного мира идеями гуманной педагогики усилит Свет в образовании.

На что направить

Нашу творческую энергию

Гуманная педагогика не есть уже проторённая дорога, по которой нам остаётся достойно пройти. Каждому придётся самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придётся также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты.

Достижения своего творческого поиска станут, во-первых, ступеньками нашего роста; во-вторых, источниками насыщения своего субъективного образовательного поля смыслом совместной с детьми жизни, устремлённой к Свету; в-третьих, нашими дарами духа ко всеобщему алтарю созидания гуманной педагогики.

Обозначим часть этих вопросов, требующих разрешения в теоретической и практической деятельности каждого из нас:

Духовная жизнь.

Она есть внутренний источник восхождения духа, она же источник деятельности человека во внешнем мире.

Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребёнка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворённой деятельности?

Благородство и Великодушие.

Это есть самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса.

Как нам их взращивать в каждом Ребёнке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребёнком?

Закон причин и следствий.

Это есть универсальный закон жизни: человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдалённом будущем. Говоря иначе, он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода.

Как помочь детям осознать непреложность этого закона? Как приучить каждого Ребёнка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?

Закон любви.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира.

Как нести любовь детям и каждому отдельному Ребёнку, чтобы они принимали её и поддавались её воспитательному влиянию? Как взращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему? Как утончать своё искусство любить детей и каждого Ребёнка?

Закон духовной общности.

Он есть основа и необходимое условие воспитания.

Как взращивать эту общность с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребёнком? Как её беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребёнком? Как взращивать духовную общность в потоке своего сознания?

Самосовершенствование.

Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребёнка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование.

Как этим заниматься? Как и в чём совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять своё сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?

Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и т.д.

Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей.

«Манифест гуманной педагогики» –

Живое творение

Гуманная педагогика в творческой практике учителей и в теоретических исследованиях учёных со временем будет раскрываться, расширяться и углубляться. Будут уточняться понятия и принципы, совершенствоваться ведущие идеи, будут открываться новые формы и методические пути. Движение вперед вызовет необходимость время от времени дополнять, совершенствовать, обновлять текст «Манифеста», развивать его дальше. Каждый будет иметь возможность привносить в творение живой педагогики свой вклад, скрупулезно будет изучать новый опыт и новую мысль, тем самым совершенствуя и обогащая идеи гуманной педагогики. Такая работа будет вестись на основе фундаментального и неизменного для гуманной педагогики понятия духовного гуманизма.

Отношение органов власти

К гуманной педагогике

Нас поощряют положительные оценки идей гуманной педагогики со стороны органов власти и научной среды.

В решении Комитета образования и науки Государственной Думы Российской Федерации от 22.10.1998 г. записано:

«1. Одобрить основные идеи гуманно-личностного подхода к воспитанию детей в общеобразовательной школе, разработанные в лаборатории Гуманной педагогики Московского городского педагогического университета, как одно из направлений развития современного процесса образования.

Комитет отмечает в этой деятельности позитивную роль Издательского Дома Ш.А.Амонашвили по созданию «Антологии гуманной педагогики», призванной стать важным инструментом формирования основы подготовки и совершенствования личности учителя.

2. Комитет считает целесообразным предложить Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации ознакомиться с концепцией гуманно-личностного подхода в процессе воспитания детей».

В письме Министерства общего и профессион

Наши рекомендации